Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Золотым апельсином катилось солнышко по небосклону. Автобус ехал следом, увозя нас из простуженного города. Февральское солнце зацепилось за сосновые макушки и рассыпало солнечные зайчики по белоснежному покрывалу, в которое укуталось старинное село Коптелово.
- Ну, село как село, ничего особенного, — ворчали наши путешественники …
- Ой, так это совсем не то. Я-то думала, мы в Коптяки едем.
- Деревня! Навозом пахнет, углем из кочегарки, дымом из бани, сеном и скотом из всех дворов.
Я выдернула пучок из стожка у ограды — головки клевера еще пахли летом, пчелками, росой.
Нас поприветствовал директор музея крестьянского быта и земледелия Л.Ф. Русаков: “С чего начинается Родина? — спросил, поглядывая на городских гостей, Леонид Федорович. — Для нас это родник. Над ним мы построили часовенку. 350 лет чистой родниковой водой питается вся округа. Иностранцы наш родник окрестили “родником любви”: его водой они окропляют русских невест и клянутся им в любви, когда увозят из России”.
Мы спустились по тропинке к роднику, над которым сияла золотая луковка. Чуть ниже — дом без окон, без дверей — тут родниковая, студеная, синяя вода накапливается. Заглянули и обомлели: женщина белье полощет.
- Да как у вас руки не мерзнут! Вы же простынете, минус 19 на дворе.
- Нисколько не мерзнут. Зато никакого “Ленора” не надо.
- Какое у бабы милое лицо! — прошептал один из наших.
Потолковали, пошли дальше среди серебряных сугробов. Первым в глаза бросается — коптеловский Храм. В 1751 году на этом месте была построена деревянная церковь. В 1796 году, по неосторожности сторожа, она сгорела. Тогда коптеловские мужики построили десять кирпичноделательных сараев и заготовили много кирпича. В 1800 году был заложен первый кирпич в основание фундамента этой церкви. освятили. Строительство ее продолжалось 70 лет. Колокольня у церкви была выше купола на 11 метров. Колокола селяне откупили за 100 рублей, когда их везли в Верхотурье. Другая особенность церкви — икона Иисуса Христа, вырезанная в натуральную величину. Ее принес туда политкаторжа-нин из Туринска. Никто не знает, где она сейчас. Была вокруг церкви ажурная кованая решетка в белых мраморных столбах.
Последняя служба в церкви прошла в 1937 году. Колокола сбросили и переплавили вместе с решеткой. Из белых мраморных столбов построили овощехранилище в колхозе. Несколько раз пытались взорвать эту церковь. Для этого надо было огородить ее высоким забором, но плах подходящих не нашлось. Так и осталась она стоять посреди села посрамленная. В надежде на ее восстановление ждут в селе и ближайших деревеньках очередных выборов почти две тысячи человек.
Помнят старики в селе кровавый сентябрь 1918 года. Сколько народу сгинуло тогда!
Преодолевая высокие косогоры, осмотрели местную округу. Разрумянились, запыхались — среди нас были 80-летние — но добрались до избы бабы Кати. Теперь это “памятник архитектуры XVII века, охраняется государством”. Жила Екатерина Калинина в своей избе до 93 лет, да засобиралась к племянникам в соседнее село Зыряновка. Мужа похоронила рано, а два сына погибли еще в войну. Провожать бабу Катю пришло полсела. Еле уговорили в машину сесть. До тех пор все пешком ходила. Босиком, сказывают, к колодцу даже зимой выходила. В ноябре реку Реж вброд переходила, у врача ни разу не была. Что за дух был и сила в этой женщине — загадка природы.
Про избу рассказывать не стану — всей газеты не хватит. Поезжайте сами туда, помолитесь на Божницу в красном углу, посидите у печи, послушайте про былое житье. Полати в той избе сделаны для добрых людей были: три раза гость должен поклониться при входе — хозяину, хозяйке и на иконы. Гордые американцы теперь кланяются русской избе, когда приезжают узнать, “где Русью пахнет”.
Но есть одна загадка у той избы, что 300 лет назад одним топором, без единого гвоздя срубили. Всего в 10 метрах от угла избы вырыт колодец. Воду в нем черпали без ворота. Водяной столб в нем 6 метров стоял. За оградой — обрыв 8-метровый. По законам физики вода из колодца должна была уйти. Но вода в нем круглый год была. А в доме яма овощная вырыта на 3 метра, в которой воды никогда не бывало. Как крестьянин неграмотный знал: где избу ставить, а где колодец рыть — ученые мужи молчат, не рассказывают. 130 тысяч экскурсантов тут побывало, а ответа до сих пор не нашли…
в 1971 году плыла по реке Реж большая доска. Остановилась у села — не могла пройти в сток. Целый день кружила по воде. Мужики выловили — оказалась это икона! Храм пока закрыт — икона с ликом Богородицы находится в музее. Рядом поменьше иконки стоят — местные жители с чердаков поснимали. Среди прочих есть изображение чудотворной Коренно-Курской иконы “Знамения Пречистыя Богородицы”. Здесь же лежит “Пособие для церковноприходских школ — уроки пения. 1898 г.”
Трудами сельчан пополняются фонды музея почти на тысячу экспонатов ежегодно. Здесь хранят и знают, кто в селе по какому будильнику на работу просыпался. Три войны в кармане одного жителя пролежали часы. Теперь они — на почетном месте в музее. Рядом отрывные календари с 1947 года — в них история страны. Тут же опояски, конопляные и филейные скатерти, обереги на зыбку, кружевные воротнички, салфетки, прошвы, дорожки, занавески, шторы, рушники. Самое древнее льняное полотенце 1860 года. Нам показали с десяток красиво расшитых полотенец и ознакомили с традициями их использования в быту. В дом входили жених с невестой — их руки были перевязаны полотенцем. На другой день свадьбы гости знали, что можно дальше гулять 8 дней, если жених венок с головы невесты положит на иконы. А под лавку бросит — прочь расходились. Сваты на Руси ходили с Покрова — 14 октября до 31 января. Если не пришли сваты в эту пору, то плачьте девки — не плачьте, а никто до осени замуж уже не возьмет. В масленицу не играли свадеб, а дальше — Великий пост наступал, весенне-летне-осенняя страда, и было не до того.
Среди приданого было не меньше сорока полотенец. Всей родне мужа подарить полагалось. На каждый день недели свежее полотенце вывешивалось. Рукотеры жена мужу с собой завернет, коли на сенокос или когда дрова заготавливать соберется, дом рубить, рыбу ловить. Сестры мужа, то есть золовки — змеиные головки — еще в избе крючков набьют к свадьбе. Если у молодой жены не хватит полотенец, чтобы на них развешать — пойдут во двор сено щипать, в пучки вязать, на крючки цеплять. Потом селяне придут поглядеть на “соломенную” невесту.
Станет молодая ребенка рожать — бабка-повитуха примет младенца и завернет его в полотенце. Дорогих гостей на Руси встречали хлебом-солью на полотенце. На праздники к иконам и зеркалам всегда вывешивали красивые полотенца. Дальняя дорога кому выпадала — краюху хлеба заворачивали в полотенце, вышитое за ночь самым близким человеком. А когда человек умирал, его на погребальных полотенцах опускали в могилу. С первых дней и до последнего часа полотенца были в жизни русского человека.
То же самое можно сказать и о самоварах. В музее их целая коллекция. После лекции экскурсовода мы узнали, с какой стороны от самовара садилась хозяйка и где — гостья. Чай с сахаром, бывает, пьют вприкуску, внакладку, бедняки — вприглядку, студенты — впридумку. Нам также преподали большую науку про то, как наши прабабушки наряжались в старину.
Прокатили нас с ветерком и на лошадях.
Утомились мы — нас на лавки посадили, обедом вкусным накормили, пирогами угостили. В разноцветных атласных нарядах вышли 60-, 70- и 80-летние артистки из фольклорного ансамбля. Стали песни петь, плясать, частушки слагать. Мы ошалели: у кого слезы, у кого смех, у кого щеки устали от улыбок. 88-летняя солистка ансамбля баба Лиза про своих ухажеров пела так:
“Вы не стойте у окна — не варгайте,
не шабаркайте”.
- Голос Елизаветы Петровны увезли в 22 страны мира, — с гордостью сказал директор музея — служитель предания старины глубокой…
В Екатеринбург мы возвращались с березовыми ложками для варенья, подковами, берестяными туесами, бусами, корзинками и с четким представлением о том, что Россия для каждого начинается с его малой родины: села Коптелова, Михайловки, Черемушкино, Журавушки, Озерки…
Наталья Рукавичникова
Екатеринбург, 20 марта, «Православная газета». В марте 1993 года в селе Бутка Талицкого района, на родине Б.Н. Ельцина, состоялся сельский сход. Именно на нем был принято решение об образовании в селе православного прихода
Екатеринбург, 21 марта, «Православная газета». Даты 20 и 21 марта, несомненно, оставят яркие воспоминания у многих почитателей церковного пения. В эти дни в Хоровом лицее Екатеринбурга (проспект Ленина, 13) проходят концерты духовной музыки «Хвалите Господа с небес».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.