Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (236) → 27 марта — Память преподобного Венедикта

27 марта — Память преподобного Венедикта

№11 (236) / 15 марта ‘03

Церковный календарь

Преподобный Венедикт, основатель западного монашеского ордена бенедиктинцев, родился в Нурсии (Италия) в 480 году. В 14 лет родители отправили мальчика на учение в Рим, но он сбежал оттуда, угнетенный безнравственностью учеников и беспорядочностью самих занятий.

Венедикт желал полного уединения. Он был пострижен одним отшельником в монахи и стал жить в мрачной и глубокой пещере. Здесь он проводил время в молитве и борьбе с искушениями плоти. Отшельник приносил ему скромную пищу, которую опускал в пещеру на веревке.

Три года провел преподобный в пещере, в полном уединении. Однажды здесь нашли его пастухи, и весть об этом привлекла к нему людей. В 510 г. монахи монастыря Виковаро избрали Венедикта своим настоятелем, но строгий устав и безусловное повиновение, которые он ввел, обратили многих иноков против настоятеля. Тогда преподобный вернулся в свою пещеру. Но к нему продолжали стекаться люди, желавшие жить под его духовным руководством. Подвижник разделил их на 12 общин, каждая из которых насчитывала 12 иноков и составляла отдельный скит во главе с настоятелем. Но и на этот раз строгие правила, установленные преподобным, не всем пришлись по душе и вызвали смуты.

Преподобный с небольшим количеством учеников удалился и в 528 г. основал на горе Кассино монастырь Монте-Кассино, который стал одним из главных центров богословского образования в Западной Европе. Здесь же преподобный Венедикт написал свой знаменитый устав, который был основан на опыте жизни восточных пустынников и установлениях преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Этот устав предписывает инокам полное отречение от собственности, безусловное послушание и постоянный труд. Старшие иноки должны обучать детей и переписывать рукописи. Новопоступающие должны год пробыть в качестве послушников. На все испрашивается благословение настоятеля, который является главой монастыря и имеет всю полноту власти – судит, учит и вразумляет. Исполнение устава обязательно для всех и рассматривается как важная ступень, приближающая к духовному совершенству.

За свои добродетели преподобный Венедикт удостоился от Бога дара прозорливости и чудотворения; многих исцелял молитвой. Преставился он в Монте-Кассино 21 марта 543 года.

Преподобный Венедикт был знаком с двумя девицами знатного рода, которые отличались скромностью и невинностью. Но имели они значительный недостаток: обе были не сдержанны на язык и весьма злоупотребляли даром слова. Преподобный не раз предостерегал девушек, вразумлял оставить эту дурную привычку. Но девицы так и умерли, не исправившись. Впоследствии некоторые монахини видели в храме, в котором отпели девушек, следующее видение. При возглашении: “Елицы оглашении, изыдите” умершие девицы вставали из гробов и выходили из храма. И только по молитвам преподобного Венедикта, подавшего за упокоение их просфору, девицы больше не являлись.

Этот рассказ из жизни преподобного Венедикта дает нам повод задуматься об осторожности в обращении со словом, об обуздании языка. Один из великих подвижников благочестия, авва Сисой, сказал однажды своему ученику: “Поверь, вот уже тридцать лет молюсь я Богу так: Господи Иисусе! Защити меня от языка моего. Но и доныне я каждый день падаю и согрешаю языком моим”. Вот как трудно удержаться от грехопадения словом! И, действительно, пагубная привычка злоупотребления языком особенно сильно укореняется в нас и очень трудно побеждается, потому что язык наш всегда при нас и всегда в полном нашем распоряжении. Также укоренению этой привычки немало способствует легкомысленное убеждение, что грехи, содеянные словом, маловажны. Но что говорит нам на это Спаситель? “За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда; Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься” (Мф. 12, 36–37).

Язык человеческий имеет великую силу. Хорошо используемый, он производит много добра, а худо — неисчислимый вред. Злоупотребление языком не извинительно для христианина даже в обычных, житейских разговорах. Преподобный Антоний Великий так говорил о некоторых своих учениках, которые говорили все, что приходило им в голову: “Хороши они, но двор у них без ворот”. Святые отцы знали, как пагубно действует празднословие на душу человеческую. Потому так строго требовали они от своих учеников молчания и так усиленно обуздывали свой язык, что употребляли для этого самые решительные меры. Например, об авве Агафоне повествуется, что он провел три года держа во рту камень, пока не научился молчанию.

Тому, что человеку следует более молчать, чем говорить, нас учит сама природа, которая дала нам два уха и один лишь язык. Сказанное слово не пропадает даром, оно всегда находит себе место в людях, действуя в них по своему свойству. Речи разумные, доброжелательные, преисполненные благоговения к Богу и законам Его, производят, как в кругу семейном, так и в общественном, самое могущественное действие к исправлению нравов, прекращению раздоров, успокоению мятежных и недовольных, к утешению скорбящих и унывающих.

Наоборот, дурное слово действует в людях самым растлевающим образом. Худые речи – это адские искры, возжигающие в сердцах людей огонь самых разрушительных и преступных страстей. В особенности это касается сквернословия, которое в нашем народе имеет характер неистребимой привычки, так, что бывает и шагу нельзя ступить, не услышав брани. А как гибельно это для наших детей! Какой соблазн для невинности и какая страшная ответственность за такой соблазн! “Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, — говорит Спаситель, — тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море” (Мк. 9, 42).

Будем же молиться, чтобы Господь помог нам победить наш язык и удержать нас в благопотребном молчании или, когда нужно говорить, в осторожном и мудром употреблении слова. “Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих” (Пс. 140, 3).

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

25 марта — Память преподобного Феофана Исповедника Сигрианского

Преподобный Феофан родился в VIII веке, в Константинополе, от богатых и знатных родителей, бывших в родстве с императором. Рано лишившись отца, он был поручен покровительству императора Константина Копронима, который, согласно желанию матери, обручил его еще в юном возрасте с дочерью одного из знатнейших сановников империи.

 
Церковный календарь

28 марта — Память мученика Никандра

Святой Никандр пострадал в царствование Диоклетиана. Он был врачом; посещал мучеников за Христа в темницах и служил им. Святого схватили, когда он погребал тела мучеников, брошенные на съедение зверям и птицам. За это его предали на мучения, содрали с живого кожу и обезглавили.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс