Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (234) → 14 марта — Память преподобного Мартирия Зеленецкого

14 марта — Память преподобного Мартирия Зеленецкого

№9 (234) / 1 марта ‘03

Церковный календарь

Преподобный Мартирий был родом из города Великие Луки. В десять лет он осиротел и воспитывался священником местной церкви. Приняв иноческий постриг, Мартирий семь лет подвизался в Великолуцкой Сергиевой обители под руководством своего духовника. Желая уединенных подвигов, он удалился в пустынное место за 60 верст от Великих Лук, а затем еще дальше — на остров Зеленый. Там Мартирий поставил келью. Узнав о строгом отшельнике, подвизающемся на острове, к нему стали приходить ученики. В 1570 г. преподобный принял священнический сан и стал настоятелем устроенной обители.

Однажды он удостоился знамения, о котором писал так: «Спал я в своей келье, в чулане, и увидел во сне Пречистую Богородицу в девичьем образе… Невозможно человеческому уму постигнуть красоты Ее, ни выразить языком… Очи Ее были полны слез… И вдруг Она стала невидима… Я подошел со свечой к Пречистому образу Одигитрии и понял, что истинно явилась мне Пречистая Богородица в том виде, как писана Она на келейной иконе моей».

Преподобный был прославлен от Господа даром исцелений. В 1595 г. в Твери он исцелил сына царя Симеона Бекбулатовича, возложив на грудь умирающему Тихвинскую икону Божией Матери. За полтора года до кончины преподобный полностью предался безмолвию. Вырыв могилу, он поставил себе гроб, у которого со слезами молился. Преставился он 1 марта 1603 года. Мощи преподобного покоились под спудом в Троицком соборе Зеленецкого монастыря.

Преподобный Мартирий, на исходе жизни молившийся на собственной будущей могиле, как видим, желал тем самым всегда иметь память смертную и помнить о загробной участи праведников и грешников.

Всем людям предстоит когда-то умереть. Но что ожидает нас там, за вратами смерти? Божественное откровение поднимает эту таинственную завесу и сообщает нам все, что нужно знать нам относительно будущей жизни. Оно уверяет нас, что жизнь души не прекратится со смертью тела, но «все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин. 5, 28–29). И нам следует твердо помнить, что наша загробная участь напрямую будет зависеть от дел нашей жизни. Из притчи о богаче и Лазаре мы знаем, что первый всю жизнь ублажал свою плоть, блаженствовал на земле, зато после смерти должен был мучаться, а Лазарь при жизни страдал, а после смерти удостоился вечного блаженства. Наряду с этими указаниями слова Божия о нашей загробной участи, мы имеем множество свидетельств тех людей, которым Господь открывал состояние праведников и грешников в будущей жизни.

Вот одно из таких откровений, которое мы можем найти в отеческих сказаниях. «Поведал некоторый старец: одна благочестивая монахиня, спрошенная о том, что привело ее к монашеству, рассказала следующее: «Мои родители вели совершенно различную жизнь. Отец был скромный и тихого нрава, но слабого и болезненного телосложения. Он был всецело погружен в заботу о своем спасении, проводил большую часть времени в посте и молитве, мало с кем говорил и безропотно переносил болезнь свою. Напротив, мать моя вела жизнь рассеянную и распутную, была столь обильна в речах, что, казалось, все существо ее составлял один язык. Беспрестанно она затевала ссоры со всеми, проводила время в пьянстве, расточая домашнее достояние; при всем том никогда не подвергалась никакой болезни, но до старости пользовалась совершенным здоровьем.

Так текла жизнь моих родителей. Отец мой, истомленный продолжительной болезнью, скончался. Едва он скончался, помрачился воздух, пошел дождь, и в течение трех дней и трех ночей продолжался ливень. По причине такой погоды замедлилось его погребение, так что жители села покачивали головой и говорили: «Этот человек видно Богу не угоден, что даже земля не принимает его для погребения». Но так как тело его разлагалось, то похоронили его кое-как. Когда же настала смерть матери моей, она удостоилась великолепного погребения.

По смерти родителей я осталась очень юной. Однажды вечером я начала размышлять, чью жизнь избрать мне в образец подражания: отца ли, который жил скромно, тихо и воздержанно, но во всю жизнь свою не видел ничего доброго для себя, всю провел ее в болезни и печали, а когда скончался, то земля даже не принимала тела его. «Лучше жить, как жила мать», — сказало мне помышление. Мать моя всю жизнь провела в удовольствиях, пользуясь здоровьем и счастьем. Когда я, окаянная, согласилась в душе моей избрать жизнь матери моей, настала ночь, я уснула.

Во сне предстал мне некто высокий ростом и страшный взором. Он сказал: «Поди и посмотри на обоих: отца и мать, потом избери жизнь по желанию твоему». С этими словами он привел меня на большое поле, со многими прекрасными садами и ввел меня в эти сады. Там встретил меня отец, обнял и поцеловал. Я заключила его в свои объятья и просила, чтобы мне остаться с ним. «Ныне это невозможно, — сказал отец, — но если последуешь жизни моей, придешь сюда». Показывавший мне видение повлек меня и сказал: «Поди, я покажу тебе и матерь твою». Он показал мне печь горящую и кипящую смолу; какие-то страшилища стояли у устья печи. Я взглянула во внутренность печи и увидела в ней мать свою: она скрежетала зубами, горела огнем, тяжкий смрад разливался вокруг нее. Увидев меня, она воскликнула с рыданием: «Увы мне, дочь моя! Страдания эти — последствия дел моих; я наследовала геенну за праздное наслаждение греховное, за ничтожное веселье я расплачиваюсь страшными муками. Умилосердись надо мной, дочь моя, подай руку помощи и выведи меня из этого места!».

Не имея возможности ничем помочь своей матери, я начала сама испускать вопли и рыдания. Эти вопли разбудили домашних, и я поведала им все виденное. Тогда я решила последовать жизни отца моего, будучи вразумлена милосердным Господом».

Как было бы хорошо, если бы каждый из нас, при мысли о своей загробной участи, всегда утверждался в благой решимости избегать грехов и преуспевать в добродетелях, чтобы перед лицом правосудного Бога получить помилование и избавиться от вечных мук! Будем же стараться исправлять свою жизнь, пока есть еще на это время.

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

13 марта — Память преподобного Кассиана Римлянина

Преподобный Кассиан родился в богатой и знатной семье, получил хорошее образование. С юных лет возлюбил он богоугодную жизнь и, горя желанием достигнуть в ней совершенства, поступил в Вифлеемский монастырь. Здесь, услышав о подвижнической жизни египетских отцов, он пожелал учиться у них, и со своим другом Германом отправился туда после двух лет подвижнической жизни

 
Церковный календарь

16 марта — Память мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска

Братья Евтропий и Клеоник и племянник великомученика Феодора Тирона Василиск были друзьями. После мученической кончины святого Феодора они оставались заключенными в Амасийской темнице, где обратили многих язычников к истинной вере.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс