Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (233) → Два дня в Кленовском…

Два дня в Кленовском…

№8 (233) / 22 февраля ‘03

Наш приход

Что посеяли… То и пожинаем. При въезде в село Кленовское Нижнесергинского района по обе стороны дороги то и дело бросаются в глаза убогие строения, брошенные дома с заколоченными или просто безжизненными окнами. Не дома — домишки: сквозь обветшавшие крыши проглядывает мутное зимнее небо, никого не ждут и не встречают крылечки… А вот и храм на холме, виден еще издалека, как положено. Величественное строение редкого ротондального типа, каких в России насчитывается немного. Время возведения — первая половина благочестивого золотого века, время разрушения — середина века безбожного. Впрочем, скорее не столько разрушения, сколько поругания. Не так уж легко сокрушить то, что строилось на столетия, а вот поиздеваться, исписать стены — это осквернителям вполне было под силу. Правда, как вспоминают старожилы села, с подкупольной росписью долго не могли справиться: сколько ни забеливали крашенный масляными красками потолок, лики святых все проступали… Пожар довершил страшное дело. Потом многие годы при нашем молчаливом попустительстве высился над селом мертвый храм с пробивавшейся на месте купола растительностью…

Возрождение

А местность живописная, и жить здесь когда-то было нелегко, но радостно. Колокольный звон слышен был далеко окрест и собирал людей из Морозовки, Киселевки, Красного яра, Талицы, Савино… В праздничные дни храм едва мог вместить народ. Шелестели вокруг березы. А в будни люди трудились на полях, поддерживали домашний очаг, и уезжать им из родных мест было незачем.

Иерей Александр Смирнов, коренной житель Кленовского, не может смириться с мыслью о вымирании села. Вся цель его жизни, по признанию батюшки, — восстановить храм-памятник Николая Чудотворца. Тогда и духовная жизнь села начнет меняться, а паломники и экскурсанты, интересующиеся редкой архитектурой, даст Бог, сами найдут сюда дорогу.

— Вот здесь у нас реки Пут и Бисерть сливаются в одну, — произносит отец Александр, останавливая машину. Впереди открывается великолепный вид на окрестности села. — Летом тут особенно хорошо. А неподалеку есть малинник, там иной раз целое ведро малины собрать можно…

Мы едем в новый молитвенный дом, который недавно построили рядом с храмом и освятили 19 декабря в день памяти Николая Чудотворца. Службы здесь проводятся по выходным дням и по праздникам. Сегодня — в память святой блаженной Ксении Петербургской. Первыми нас встречают Любовь Водовозова и Анна Дмитриевна Завьялова. Анна Дмитриевна — певчая, а Любовь помогает матери, которая трудится в церковном киоске, да еще выполняет все, что нужно: и печь топит, и просфорки печет. Женщины охотно рассказывают о возрождении прихода. До этого, с 1988 года существовал другой молитвенный дом, который занимал половину обычного деревянного здания. Там когда-то располагалось правление колхоза, затем детский сад, магазин… Здание обветшало. Приводили его в порядок своими силами, все делали вместе. Вот фотография: прихожане вместе с отцом Александром, который стал настоятелем в 1996 году. Потом приступили к благоустройству старинного здания на территории храма-памятника. Сколько усилий было вложено! Помогали сельский совет, директор совхоза, прораб. Но прошла всего одна служба и строение сгорело. Теперешнее здание, где идет наш разговор, возведено на фундаменте, оставшемся после того пожара. Удивительно мы все-таки живем: села на грани нищеты, а крепости духа у людей не занимать. Храмы горят — на их месте возводят новые.

Вначале постоянных прихожан было не больше десяти, — говорит отец Александр. — Теперь же по воскресеньям собираются человек тридцать. Приходят и из соседних деревень. В день открытия собралось много людей, а в рождественскую службу были поданы записки о здравии более чем с тысячью имен. Прихожане помогают чем могут: жертвуют деньги, покупают церковную утварь. Жители соседнего поселка Ключевая не раз участвовали в субботниках, приближая заветный день открытия нашего молитвенного дома. Благодетель из Екатеринбурга заказал в подарок ряд икон. Пользуясь случаем, хотелось бы сердечно поблагодарить всех, кто оказал помощь и поддержку в строительстве, — руководителей организаций и частных лиц, среди которых управляющий Екатеринбургской епархией Высокопреосвященнейший Архиепископ Викентий, наместник мужского монастыря на Ганиной яме иеромонах Сергий (Романов), руководители ОАО «УКМК» (В.-Пышма), АООТ «РКЗ» (Ревда), ОАО «Уралвнешторгбанк», «Фонд Павлова». Безвозмездную помощь приходу оказали и некоторые жители Екатеринбурга: А.Завьялов, О.Пешков, А.Сорокин, Т.Володина, В.Нитиевских и другие.

С этого года в Кленовском начала занятия и воскресная школа. Правда, это еще не школа, а подготовительный класс, — поясняет педагог Татьяна Ильинична Луткова. — Нет специального помещения, наработок, проводятся пока лишь начальные беседы. Записались более тридцати ребятишек, многие из них уже ходят постоянно.

Татьяна Ильинична сама поет на клиросе и детей учит петь молитвы. Так, говорит, лучше запоминаются. Осенью, в положенный срок, откроется первый класс воскресной школы. К этому времени будет подготовлено и открыто отдельное помещение на первом этаже нового здания. Дети станут изучать Закон Божий, церковнославянский язык и уроки благочестия. Ну а что касается взрослых, то они тоже хотели бы больше знать о Православии, но пока еще не могут организоваться: подходят, спрашивают, интересуются, но на этом все и заканчивается.

— Людей тянет сюда, — подтверждает певчий Геннадий Накаряков (он вместе с женой Еленой приходит из соседней Киселевки). — Но они еще не совсем осознают, зачем идут. Слишком долго нас отучали от веры. Я сам не так давно понял весь смысл: вот сегодня мы просим здесь святую Ксению, чтобы она молилась за нас перед Господом…

Начинается служба, горят немногочисленные свечи: в будни храм посещают мало. Но несмотря на это, нет ощущения пустоты. Наоборот, умиротворение чудное. Возносятся к небу молитвы, смотрят со стен святые лики, украшенные вышитыми рушниками. Топится печь. Под ногами — чистые половички. Кажется, будто после долгого отсутствия встретил отчий дом. Генная память? Как же далеко мы ушли от родного, исконного… Теперь возвращаемся.

Сельские праведники

Анна Егоровна Егармина, коренная жительница Кленовского, четыре года назад схоронила мужа и теперь живет одна. Если в село пожалует гость, двери ее дома всегда открыты: приветит, обогреет, расскажет о житье-бытье. Хорошо помнит из детства прежнее великолепие храма, где дедушка стоял на клиросе и ее маленькую с собой брал. Больше всего запомнился колокольный звон, который слышно было аж на восемнадцать километров, до самой деревни Зуевки.

— Большой был приход, — говорит Анна Егоровна, — и венчали тут, и отпевали. Кто пешком приходил, кто на лошади приезжал. Всенощную стояли. Вот здесь, — она рассматривает фотографию, где мрачнеет силуэт поруганного храма, — колокольня была, справа — колонны, вот тут врата — их в праздники открывали. Ограда была красивая, церковное кладбище рядом… А зелени росло сколько!

Медленно тянется зимний вечер. Анна Егоровна рассказывает историю своей семьи, вроде бы незатейливую, а удивляешься, как было все изначально правильно, как по-христиански. Мужа своего до свадьбы не знала. Когда приехали сваты, мать шепнула: «Что-то уж больно молчаливый — за весь вечер ни слова». А дочь ответила: «Со смиренным только и жить». Правильный выбор сделала Анна Егоровна. Бог благословил супругов семерыми детьми, двадцатью двумя внуками, четырьмя правнуками. Двое детей остались с семьями в селе, остальные разъехались, навещают. А с мужем Анна Егоровна прожила 52 года. Помещались все в одной комнате, готовили в закутке, скотину держали, а тесно не казалось и в тягость друг другу не были. Правда, приходило иногда на ум, что чувства к мужу остывают, но тут же одергивала себя: разве я лучше его? чем? В последние дни его жизни весь уход взяла на себя, и об одном лишь жалеет, что не услышала последнего вздоха: вышла в огород, а он тихо так отошел…

До сих пор не прошла горечь утраты. «Летом еще с цветами вожусь, — говорит Анна Егоровна, а вот зимой…" Все ее устремления — к церкви, только вот здоровье уже не радует. Раньше, когда возрождали приход, впереди всех была: красила, стирала, белила. А сколько еще на селе прихожан, которых так же тянет к храму! «Замечательные люди есть, интересные», — говорит батюшка. Жаль, не со всеми удалось пообщаться за дни командировки.

Пенсионерка Ольга Дмитриевна представилась просто: баба Ольга. Тоже коренная жительница, сорок лет учительствовала в селе. Маленькая в Пасху бегала к храму Николы Чудотворца смотреть «как Христа выносят». Потом настала жизнь иная… А лет двадцать назад как будто что-то проснулось в душе: всех детей разом крестила, и с тех пор от храма ни на шаг.

— И в субботу, и в воскресенье иду на службу, — делится она. — У нас все церковные таинства проводят, крестят. Недавно одна девушка привела взрослого парня креститься: видно, собрались венчаться, а он некрещеный. И маленьких детей крестят. А если уж в доме беда какая — так сразу в храм! Надо всегда сюда ходить. И в мороз ходить. А за отца Александра нам всем только молиться и молиться!

Певчая Зоя Ивановна совсем старенькая, слышит плохо, а петь приходит.

— Жаль, что многие идут сюда только когда беда, — сетует она. — А нас по-другому воспитывали. Я не понимаю, как можно за стол сесть — не перекреститься, встать — не перекреститься… Как у нас стало все возрождаться, с тех пор я в храме.

…Редкие огоньки в окнах домов. Тишина первозданная. Не верится, что где-то есть транспортные пробки, шумные увеселительные заведения. Анна Егоровна зажигает свечу и долго-долго нараспев читает молитвы на сон грядущим. Нет, жива еще Русь Православная!

Праздник

Утром, на Литургии замечаю, что люди помоложе и впрямь не остаются на службу. Забегут, поставят свечи, закажут требы, а дальше — дела. Но ведь приходят! О празднике в честь святой блаженной Ксении Петербургской узнали из развешенных по селу объявлений. На столе растет горка праздничных приношений: конфеты, яблоки, варенье, компот. За окнами — денек как денек, серый, февральский, а на душе — предощущение, будто что-то радостное должно произойти. И оно случается.

Чинно, совсем не так, как в школе, без баловства и суеты, входят и выстраиваются ровной шеренгой перед аналоем мальчики и девочки. Это матушка привела после уроков четвертый класс. Дети в храме! И сразу сбегаются вместе невидимые звенья одной цепи, которую так и не удалось порвать безбожникам. Не разрушилась связь поколений: старики крепки своими корнями и верой, люди среднего возраста ищут и прозревают, а юным — ходить в заново отстроенные храмы и нести веру дальше. После Литургии ребятишки еще не совсем умело читают «Отче наш» и вместе с батюшкой и взрослыми садятся за накрытый стол. Некоторые из них уже надумали записаться в воскресную школу.

Купол

Пора прощаться. Если при въезде в село в глаза невольно бросалась разруха — следы безжалостного времени, то теперь, на обратном пути, взгляд притягивает новый купол многострадального храма. В начале девяностых годов начались восстановительные работы: при помощи доброхотов, а именно НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры области в лице его генерального директора Ю.Литвиненко, на крыше были установлены металлические фермы. Позднее, в 1997 году, купол закрыли металлом. Кровельные работы закончены. Теперь необходимо изыскать средства, чтобы произвести консервацию храма, предотвратить дальнейшее разрушение. Увы, жертвователей нынче немного. И все же купол обнадеживает: поднимутся кресты — поднимется и жизнь Кленовского, зазвонят колокола — откликнутся души.

Людмила Косовска

 
Наш приход

Храмов должно быть больше

В начале 90-х годов началось возвращение храмов верующим и возведение новых. О том, как идет этот процесс спустя десятилетие, рассказывает архитектор Екатеринбургской епархии Ольга Анатольевна Любченко. - В те годы процесс был очень активным. Что касается храмов уже существовавших, но находящихся в руках государства или частных собственников, возврат их происходил легче, чем теперь.

 
Наш приход

Столетняя икона Пресвятой Богородицы — главная святыня нового храма под Первоуральском, строить который помогали и мусульмане

Екатеринбург, 14 февраля, «Православная газета». Недавно «Православная газета» сообщала о том, что 7 февраля архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий совершил

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс