Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Святой мученик Никифор был мирянином и находился в большой дружбе с одним священником по имени Саприкий. По каким-то обстоятельствам дружба эта впоследствии не только охладела, но и превратилась во вражду. Никифор, со временем, смягчился и старался примириться с Саприкием. Тот же и слышать не хотел о примирении.
В это время настало гонение на христиан. Саприкий стал одним из первых, кого предали на мучения. Он с твердостью переносил их и, наконец, был осужден на смерть. Узнав об этом, Никифор поспешил испросить у мученика прощение. Но хотя и оказалось у Саприкия достаточно сил душевных, чтобы совершить подвиг, но не хватило любви и смирения, чтобы примириться со своим врагом. Не простил он бывшего друга, который следовал за ним до места казни и со слезами умолял: «Мученик Христов, прости меня!».
Саприкий оставался бесчувственным и на горячие мольбы смиренного Никифора отвечал гордым безмолвием; в своей злобе на брата он остался непоколебим даже перед лицом смерти. За это Господь отринул его от Себя, не захотел принять подвига от человека, не очищенного примирением с братом, хотя тот стоял уже на пороге блаженной вечности. Господь лишил душу Саприкия, исполненную гордости и злобы, Своей благодатной помощи. Приблизившись к месту казни, он смутился, затрепетал, хотя и претерпел уже лютые мучения. Устрашась смерти, Саприкий отрекся от Христа и согласился принести жертву богам.
Услышав это, Никифор пришел в ужас и стал умолять отступника одуматься. Но тот не послушал его, и Никифор, исповедовав себя христианином, попросил смерти вместо Саприкия. Так смиренный Никифор получил небесный венец, а жестокосердный Саприкий произвольно лишился его.
Житие святого мученика Никифора учит нас тому, что вражда — гибельна и необходимо всегда прощать, примиряться друг с другом. «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14–15), — говорит Спаситель. И еще: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23–24). Таким образом, чтобы наши подвиги, молитвы и покаяние были угодны Богу и доставили нам прощение грехов, мы должны быть в мире с ближними своими. И, в самом деле, как могут молитвы и покаяния быть чистой жертвой Богу, если исходят из сердца, исполненного злобы на ближнего? Мы молимся: «Отче наш… остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Имея вражду в своем сердце, как осмеливаемся мы произносить эти слова Господней молитвы? Не будет ли в таком случае наша молитва лишь бесплотным звуком? Не получается ли так, что мы дерзко лжем перед Всевышним?
В церковном богослужении мы неоднократно слышим: «Миром Господу помолимся, мир всем». Чего требуют от нас эти возглашения? Того, чтобы мы приступали к молитве примиренными со всеми недругами нашими, чтобы предстояли перед Богом без гнева и вражды. Или, когда святая Церковь приготовляет нас к достойному присутствованию при совершении бескровной Жертвы, то она также напоминает нам о примирении и любви, как необходимых к тому условиях. «Возлюбим друг друга да единомысленно исповемы Отца и Сына и Святаго Духа». В древние времена, во свидетельство такой взаимной любви, все верные, присутствовавшие при совершении Евхаристии, лобызались между собой. Сейчас это исполняется только между священнослужителями в алтаре, все же прочие, слыша это возглашение, должны водворить в своей душе любовь и мир со всеми. Господь только тогда примет нас в общение с Собой и простит грехи наши, когда изгоним из сердца злобу и лукавство. «Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мк. 11, 25).
«Скорее мирись с ближним, — учит святитель Тихон Задонский, — смерть невидимо за нами ходит и нечаянно нас похищает. Что станет с человеком, если она похитит его во вражде с ближним? С чем он явится перед судом Христовым? — Умел ты, возлюбленный, оскорбить своего ближнего: умей же с ним и примириться. Не медли в таком важном деле, не отлагай до утра: ведь ты не знаешь, дождешься ли до завтрашнего дня. Бог обещал кающимся милость Свою, но не обещал завтрашнего дня…
Ты скажешь: «невозможное дело любить врагов и добро им творить». — Неправда. Возможно же это было Давиду, который плакал о погибших врагах своих — Сауле и Авессаломе… Возможно было и святому первомученику Стефану молиться за врагов своих, которые побивали его камнями… Возможно было это и всем святым, значит — возможно и тебе. Ты человек, и они все были такие же, как ты, люди… Итак, победи себя, возлюбленный, и, отложив гнев свой, прости все ближнему твоему: тогда и молитва твоя будет нелицемерная, и подастся тебе оставление долгов твоих».
Святой мученик Никифор был мирянином и находился в большой дружбе с одним священником по имени Саприкий. По каким-то обстоятельствам дружба эта впоследствии не только охладела, но и превратилась во вражду. Никифор, со временем, смягчился и старался примириться с Саприкием. Тот же и слышать не хотел о примирении.
Геронда, мы слышали, будто Вы сказали кому-то о том, что будет война. Это правда?- Я-то ничего не говорю, а вот народ говорит все, что ему вздумается. И даже если я что-то знаю -кому я стану об этом говорить?…- Война, Геронда, это такое варварство!…- Если бы люди не «облагородили» грех, то они не дошли бы и до этого варварства.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.