Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (230) → «Наша сила – в понимании веры». О творчестве заслуженной артистки России Тамры Никитичны Ворониной

«Наша сила – в понимании веры». О творчестве заслуженной артистки России Тамры Никитичны Ворониной

№5 (230) / 1 февраля ‘03

Культура

Встреча первая Камерный зал филармонии затих в ожидании. И вот стремительные шаги и — «Здравствуйте!», обращенное к гостям. На сцену поднимается — хотя это всего лишь подиум, но именно поднимается — Заслуженная артистка России Т.Н. Воронина. Авторскую гостиную открывает репертуаром — Мамин-Сибиряк и Бажов. И этот выбор объясняется не только юбилейным годом Дмитрия Наркисовича (150 лет со дня рождения писателя).

- Д.Н. Мамин-Сибиряк — наш уральский писатель-классик, родившийся и впитавший всю красоту и силу Урала, — предваряет литературное чтение Воронина. — Я выбрала «Приваловские миллионы», первый роман писателя, который рождался долгие годы, а закончен был здесь, в Алексеевском доме нынешнего Литературного квартала, 2 сентября 1883 года. Сегодня Мамин-Сибиряк — остросовременный писатель. В его романах, рассказах, даже детских рассказах, мы окунаемся в удивительную атмосферу художественного творчества, талантливое видение Урала.

Актриса декламирует отрывок из романа «Приваловские миллионы», а зрители становятся свидетелями страстей, кипящих вокруг миллионов, и события далекого прошлого уральского края только подчеркивают неизменность природы человека. Актриса настолько мастерски воссоздает на сцене одновременно несколько острохарактерных персонажей, словно была непосредственной участницей событий и сама заражена борьбой за шабровские заводы.

В антракте оглядываю оживленную аудиторию. Здесь много интеллигентных женщин и мужчин среднего и старшего возраста. А вот и молодежь.

- Мы из 9-х классов 208-й школы, — говорит Сергей. — Школа с гуманитарно-эстетическим уклоном, но наш класс — математический. Посоветовала посетить концерт учительница литературы. Что понравилось? Разыграно хорошо. Роман интересен и сейчас, актуален. Не кажется древним произведением.

Семиклассницы Таня, Настя, Милана пришли на концерт со своей учительницей Аллой Сергеевной, подходят к хозяйке гостиной за автографом.

- Хорошо знаем Мамина-Сибиряка. Понравилось, как читает Тамара Никитична, ее внешность. В чтении произведения запоминается красивая речь, изысканная, — делятся впечатлениями девочки.

Еще одна моя собеседница, Татьяна Николаевна — преподаватель музыкальной школы.

- Я поклонница русской классики. А Мамин-Сибиряк, Бажов — это безусловно наши классики. Тамара Никитична — прекрасная артистка, чтица. Она имеет музыкальное образование, в ее чтении чувство ритма, музыкальность потрясающие. Актриса-подвижница, и этим привлекает. Сейчас трагическая ситуация для нашей культуры. И Воронина — одна из немногих в городе ее поднимает, бескорыстно и властно.

Встреча вторая

Заслуженную артистку России Т.Н. Воронину я нахожу по домашнему телефону. Она только что вернулась после концерта и радиозаписи, но с радостью откликается.

- Тамара Никитична, такое впечатление, что Вам самой очень близки и это время, и эта среда, и страсти вокруг заводов…

- А вы угадали. Я ведь по бабушке Мамонтова, у моей прабабушки, Татьяны Васильевны Мамонтовой, был в гостях, еще цесаревичем, будущий император Николай II. А когда, в силу обстоятельств, нацию разделили на красных и белых, мой отец говорил: «Какой урон нашей России! Боже мой, Боже мой, как жаль завод! Он был не хуже шведских!» Вся Россия была на салдинских рельсах, а сейчас один модернизированный цех держит город.

Мамин-Сибиряк пишет о том, демидовском Урале. Но как все перекликается с нашим временем! Он писал о разных человеческих типах, давал квинтэссенцию типов. Константин Павлович Поленов, прообраз героя «Приваловских миллионов» — это независимость, внимание к человеку. Когда Поленов уезжал с завода в Екатеринбург, рабочие несли его на руках к вагону, прощание длилось два часа. Нашим новым промышленникам надо учиться школе этики. Мамонтовы, Морозовы, Щукины, Третьяковы сочетали бизнес и культуру. Сейчас такого нет. И это печальное следствие. А вот другие типы Мамина-Сибиряка — безнравственность отношений, людское рвачество, нажива любыми средствами… В наше время алчность, цинизм еще более обострились, и мы живем в постоянном страхе. Вера-то была крепче, она держала. В семьях ложку не брали, пока отец не благословит… Господи, Ты же посылаешь нам все это!… А благодарения нет. И вера сейчас чисто внешняя, нет глубины веры — в церкви поставили свечи и пошли…

Мамин-Сибиряк был у моего отца настольной книгой. Писатель любил народ, великолепно описывает людей, крепко держащихся за веру. Он хорошо показывает эту силу духа — «крепкие орешки». Наши писатели — Мамин-Сибиряк, Бажов — несут дух Урала и влюбляют своими произведениями в Отечество, в край, где ты родился. У каждого из них, как бы ни было тяжело, была огромная любовь к людям. А с какой силой Урал воспет! Стоическая сила в произведениях, которая формирует человека, помогает выжить. Мы раньше говорили «опорный край державы», а ведь это и в демидовские времена, и в Великую Отечественную войну; и в литературе, и в промышленности… И сегодня — это опора.

- Тамара Никитична, как бы Вы сформулировали, что такое уральский характер?

- Уральский, сибирский характер — в природной стабильности, крепости. Это и понятие, и состояние, и отношение. Но эти нравственные устои сейчас разбиваются. Важно сохранить устои характера, отношение к жизни. Выстоять разрушительные потоки с запада. Недаром пишут старцы, что с Урала должно быть противостояние этим разрушительным силам. Наша сила — в понимании веры. Послушайте свои гены — ведь это наши прадеды собирали копеечки на храмы!…

А вразумление всегда приходит, Господь ведет своих чад. И в этом судьба Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка для православного человека очень показательна. Ведь Мамин — сын священника. Отец пешком ходил совершать требы к своим чадам. И так умер — простудился и умер на 51-ом году жизни. А все его наследие было — богатейшая библиотека. Мать детям читала вслух, — так воспитывали детей. Сам Дмитрий учился на священника, но нарушил завет отца. Уехал в Петербург, в медицинский институт, дальше — университет. И жизнь начинает ломаться. И первые его персонажи — не те святые старцы, что читаем в житиях, — а тюремщики. В личной жизни Дмитрий Наркисович через многие страсти прошел: сходится с замужней женщиной Марией Якимовной Алексеевой, женой инженера, матерью троих детей. Увлек ее, сам увлекся. Она — образованнейшая женщина. Именно она увидела в нем настоящие способности писателя.

В 1883 году закончен роман «Приваловские миллионы», здесь, в алексеевском доме. А мать писателя, Анна Алексеевна (матушка!) не переступала порога алексеевского дома, где жил в грехе Дмитрий, не могла примириться с нарушением сыном заповедей.

Но Господь уже взыскивает: у Алексеевой умирает дочь. Мамин же оставляет ее, с актрисой Абрамовой уезжает в Петербург. Брошенная женщина пишет отчаянное, но благородное письмо: она счастлива тем, что он счастлив! Умерла она в подвале, в бедности. …Господь все время останавливал, возвращал. Когда уезжали с Абрамовой, поезд останавливался! Абрамова рождает больную девочку и умирает после родов… Сын священника, знал все — и нарушал! Прелюбодеяния, предательство — через многие страсти прошел. К концу жизни происходит прозрение. Он венчается с няней своей дочки, добивается, чтобы дочка стала по закону Маминой. И в самом конце жизни, как пишет его племянник, у писателя на столе лежала Библия и жития святых… А когда лежал в гробу, свидетели отмечали высветленное лицо, будто знал и сохранял великую тайну.

- Спасибо, Вы открываете родную литературу с точки зрения православного человека, и становится очевидно, что не стоит убирать с полок русскую классику, как делают порой. Напротив, ее стоит перечитать — новым взглядом. Расскажите, пожалуйста, о других своих программах. Каким темам они посвящены?

- Да, именно православным взглядом нужно рассматривать творчество писателей. Даже любого советского автора. Например, «Анна Каренина» Толстого — о грехе, прелюбодеянии, самоубийстве. Мой абонемент в филармонии в этом сезоне предлагает классику, освещенную с точки зрения православного человека. Программы, посвященные Пушкину, Толстому, Гончарову, я готовила по учебникам для Духовных семинарий. Программу под названием «Три Марии» благословил еще Владыка Мелхиседек. Она посвящена Пресвятой Богородице, ее земному житию, и святым Марии Магдалине и Марии Египетской. Широко востребована программа, посвященная Царственным Страстотерпцам.

Встреча третья

Эта встреча опосредованная. Рассказ Ирины Борисовны, прихожанки храма во имя святителя Николая Чудотворца г. Заречного, помог увидеть творчество Т.Н. Ворониной «на расстоянии», и более емко, оценить уже СО-действие актрисы и православной общины:

- Мы, во главе с батюшкой Николаем Неустроевым, делаем первые шаги, чтобы люди задумались о себе, подумали, что же мы оставляем своим детям. И в своем стремлении мы не одиноки. Работаем вместе с православной школой Царственных Страстотерпцев (директор И.В. Денисламова), в школе работает краеведческий кружок, выпускается газета «Свете тихий». Нам помогает администрация: предоставляют помещение в ДК «Ровесник», машину, помогли с размещением фотовыставки «Царская семья» в Городском краеведческом му- зее. Тема Царственных Страстотерпцев для меня стала важнейшей.

Т.Н. Воронину я увидела на православном фестивале «Царские дни» и не могла уйти: искреннее, сердечное выступление людей захватывает. Оказалось, что тему Царственных Страстотерпцев она начала очень давно: мой отец еще в 1995 году высоко оценивал концерт Ворониной, а в те годы сделать такую программу — подвиг. Ее высокий концерт — прекрасное решение той трудной цели, к которой мы с отцом Николаем стремимся двигаться: нравственно-духовное воспитание детей.

А в конце года актриса откликнулась на приглашение, и в прекрасном зале нашей музыкальной школы состоялось ее выступление с музыкально-литературной композицией «Последний царь». Все прошло на одном дыхании! Воронина и солисты из архиерейского хора Свято-Троицкого собора покорили всех! Хорошо было бы, чтобы больше людей послушали ее программу — даже у отрицательно настроенных сердечко оттает. Особенно хочется, чтобы прониклись этой темой учителя, руководители. И мы ее будем продолжать, нарабатывать, будем стремиться на хорошем уровне готовить встречи, вести беседы с детьми и взрослыми.

Воспитать любовь к Отечеству, человеческие качества в детях — задача сложнейшая. У нас есть еще несколько задумок. Тем, что имеем, с радостью поделимся. А Тамаре Никитичне Ворониной поклон за ее высокое искусство!

Лариса Ларионова

 
Культура

«В Европе прорвало культурную канализацию, а у нас все всплывает…». Священник Андрей Канев о «дне святого Валентина»

Все нормальные люди устраивают праздники. Праздник — это особенный день, когда человек вспоминает о том, что ему дорого и свято.

 
Культура

В Талице проходит выставка старинных Рождественских открыток

Екатеринбург, 30 января, «Православная газета». Эта необычная витрина появилась на традиционной художественной выставке «Свет Рождественской звезды», которая проходит в Талицком районном музее.Возле нее всегда стоят люди

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс