Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Ваше Святейшество! В уходящем году часто говорили о необходимости создания государственного органа по делам религии. Нужен ли, на Ваш взгляд, России такой орган?
– Подобная структура существовала в течение долгого времени. Я имею в виду Совет по делам религий при Совете Министров СССР, исполнявший функции посредника между государством и религиозными организациями. Этот орган постоянно вмешивался во внутреннюю жизнь религиозных общин, и такое вмешательство сопровождалось злоупотреблениями, нарушениями прав верующих, а иногда – откровенным вымогательством. Ни один священник или епископ, включая Патриарха, не имел прямого доступа в органы государственной власти без посредничества данной структуры, которая блокировала реальный диалог Церкви с властью. Этот негативный опыт мы не имеем права забывать.
К сожалению, некоторые люди и сегодня пытаются представить дело так, что без их посреднических услуг и “консультаций” государство и религиозные организации просто не могут, не имеют права обойтись. Обычно речь идет о чиновниках и “экспертах” посредственного уровня, которые жаждут несоразмерной власти, денег и влияния. Конечно, они эксплуатируют в личных целях реальные проблемы – например, проблему экстремизма, прикрывающегося религией. Но разрешить эту проблему государство может и сейчас, опираясь на опыт и знания многих государственных служащих, а также на огромный интеллектуальный потенциал, накопленный за последние годы российскими религиозными общинами. Кстати, совершенно убежден, что в современной России любая “религиозная политика”, не формируемая при решающем участии самих религиозных организаций, будет обречена на провал.
Многие области церковно-государственных отношений нуждаются в урегулировании. Так, не в полном объеме осуществляется право граждан на религиозное образование, есть нужда в развитии просветительных, социальных, культурных программ Церкви. Однако подобные вопросы лучше всего решаются при свободном и прямом взаимодействии Церкви с разными ветвями власти на всех ее уровнях. Если же кому-то, вопреки принципу разделения властей, захочется монополизировать контакты государства с религиозными общинами, заполучить “право вето” на любые решения, — Церковь вполне способна отказать таким чиновникам в сотрудничестве.
– Сейчас часто муссируют вопрос о введении в образовательную программу Основ православной культуры. Каково Ваше отношение к этой проблеме? Как Вы считаете, необходимо ли вводить в светское образование религиозные предметы?
– Удивительно, что вопрос о преподавании Основ православной культуры приобрел такую остроту именно сейчас. Сотни государственных школ по всей России имеют многолетний положительный опыт обучения данному предмету. Ни у кого до сих пор это не вызывало возражений. По нашим данным, абсолютное большинство родителей и педагогов приветствует преподавание такого предмета. Любят его и школьники.
Основы православной культуры – предмет не сугубо религиозный, а культурологический, причем преподается он на строго добровольной основе. Его критики намеренно смешивают понятия, пугая людей “обязательным введением Закона Божия”. Эксплуатируя атеистические привычки, навязанные обществу за 70 лет, эти люди напрямую высказываются против активного присутствия религиозной культуры в современной российской жизни.
Но решать не им, а народу. Никто не в силах отрицать, что становление нашей страны неразрывно связано с Православием. И если мы хотим понимать родную историю, культуру, мы должны знать основы православной духовности. Это поможет лучше понять и культуру других христианских стран, ведь Православие — это прежде всего христианство.
Не нужно бояться того, что среди учеников могут оказаться дети мусульман, иудеев, буддистов, так как достижения русской культуры – а она исторически является православной – суть неотъемлемая часть мировой духовной сокровищницы.
Высказывается предложение вместо Основ православной культуры ввести курс религиоведения, в котором давалось бы “равноудаленное”, скептическое представление обо всех религиях мира. Но, следуя этой логике, школе нужно отказаться и от отечественной истории или литературы как самостоятельных предметов либо уделять им не больше внимания, чем, например, истории и литературе Новой Зеландии – государства, безусловно, интересного, но от России все-таки далекого.
Религия присутствует в системе школьного образования большинства европейских государств. И это не просто дань прошлому. За рубежом понимают, что без внимания к духовным основам жизни, без нравственного воспитания, без Бога нельзя дать человеку полноты и гармонии бытия. И если Россия хочет быть уважаемым членом семьи европейских народов, надо присмотреться к их педагогическому опыту.
– В уходящем году обсуждался вопрос о возвращении Русской Православной Церкви земельной собственности, утраченной после революции. Какова Ваша точка зрения по вопросу реституции церковной земли?
– О полномасштабной реституции речь не идет. Мы не выдвигаем требования возвратить все земли, находившиеся в церковной собственности до революции. На многих из этих земель успели вырасти города, дома, заводы. Церковь не хотела бы, чтобы ее имущественные требования ущемляли интересы и без того бедствующих людей.
Гораздо более актуальной видится проблема статуса земель, уже находящихся в пользовании Церкви, то есть занимаемых или возделываемых приходами и монастырями. До принятия нового Земельного кодекса эти земли находились в безвозмездном и бессрочном пользовании Церкви, однако отныне землю предлагают брать в аренду или собственность, причем последнее невозможно, когда на земельном участке стоит памятник архитектуры, собственником которого является государство. Эта тема требует пристального совместного изучения представителями Русской Православной Церкви, других религиозных организаций, министерств и ведомств экономического блока, органов законодательной власти Российской Федерации.
– Какие сегодня существуют благотворительные программы у Русской Православной Церкви, а также что она планирует осуществить в 2003 году в благотворительной области? Будет ли развиваться социальное служение Церкви – открываться социальные центры для пожизненного содержания престарелых, инвалидов и детей-сирот?
– Социальное служение Церкви – понятие очень широкое, оно выходит за рамки благотворительности. Как и на отдельного человека, на общество и народ простирается любовь Божия. Помня это, Церковь призывает своих чад помогать ближнему, воплощая нормы христианской нравственности. К сожалению, сегодня миллионы наших соотечественников находятся за чертой бедности. Особенно страдают одинокие старики, тяжелобольные люди, инвалиды, беженцы, сироты. Отрадно видеть, что политика государства становится все более социально направленной. Но одних усилий власти недостаточно. И Русская Церковь, следуя вековым традициям, проявляет деятельную заботу о тех, кто оказался лишен самого необходимого.
Основная работа в этом направлении ведется епархиями, монастырями, приходами нашей Церкви, братствами и сестричествами, церковными благотворительными организациями и службами милосердия. Открываются детские приюты и богадельни, бесплатные столовые и ночлежные дома. Создаются патронажные службы. Доброй традицией стало проведение благотворительных рождественских елок и пасхальных праздников.
Приведу лишь некоторые отрадные примеры. В поселке Топорково близ Сергиева Посада действует школа-интернат, рассчитанная на 250 мальчиков, оставшихся без родительского попечения. Попечение о школе осуществляет братия Троице-Сергиевой Лавры при поддержке Министерства путей сообщения. Кроме общего среднего образования, школа дает возможность овладеть несколькими профессиями. Осенью минувшего года в Хотьковском Покровском женском монастыре в Московской области открылся приют для девочек-сирот. Во Владивостокской епархии Марфо-Мариинская обитель милосердия несет попечение о детской краевой туберкулезной больнице, детском приемнике-распределителе, отделении брошенных младенцев в городской больнице, о других детских учреждениях и даже о воинской части. Священнослужители и сестры милосердия Ростовской епархии помогают раненым воинам в Окружном военном госпитале. При Никольском Черноостровском монастыре в городе Малоярославце Калужской области с 1994 года действует приют “Отрада” для девочек из неблагополучных семей. Церковь участвует в программе оказания помощи пострадавшим от наводнения на юге России. В Москве, Минске, Санкт-Петербурге начата работа по оказанию помощи жертвам СПИДа. Такие примеры можно множить и множить.
В Церкви немало добровольцев, бескорыстно помогающих ближним. Но их служение может быть гораздо более масштабным, если религиозным организациям, творящим дела милосердия, будет в полном объеме предоставлен статус организаций благотворительных.
– Надеетесь ли Вы на улучшение отношений с Католической церковью?
– Такая надежда есть, и она основывается на продолжающемся нашем сотрудничестве с католическими епархиями, монастырями, благотворительными и образовательными учреждениями, общественными организациями. Многие здравомыслящие люди в Католической церкви сознают, что конфронтация двух великих христианских традиций – Восточной и Западной — выгодна только тем, кто стремится ослабить христианское свидетельство в современном обществе, вынести его за скобки общественной жизни.
Однако позиция Ватикана продолжает оставаться неизменной. Более того, 2002 год был ознаменован рядом действий, которые нанесли чувствительные удары по нашим взаимоотношениям. В первую очередь следует назвать предпринятое Римско-католической церковью преобразование апостолических администратур в епархии с центрами в Москве, Саратове, Новосибирске и Иркутске. Это решение предпринималось ватиканским руководством без каких-либо консультаций с Русской Православной Церковью и более походило на попытку создания “параллельной власти” во враждебной стране, чем на отношение к Церкви-сестре, которой, согласно формулировке II Ватиканского Собора, является наша Церковь для Церкви католической. По нашему убеждению, подобные шаги продиктованы желанием Ватикана вести активную прозелитическую деятельность среди населения России — страны с тысячелетней самостоятельной христианской традицией. Такая деятельность находится в глубоком противоречии с апостольским принципом “благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании” (Рим. 15, 20).
Нашу озабоченность вызывает и политика униатских церковных властей на Украине. Наметившееся создание в этой стране униатского патриархата с центром в Киеве — “матери городов русских” и колыбели православного христианства на нашей земле, — станет еще одним шагом назад в наших взаимоотношениях с Ватиканом и отбросит их к уровню XVII века.
Подводя итоги, следует сказать: Русская Православная Церковь открыта к диалогу, нацеленному на реальный учет наших пожеланий и чувств наших верующих. Перспектива улучшения взаимоотношений сейчас всецело зависит от воли Ватикана.
– Как сегодня развиваются отношения Русской Православной Церкви с другими традиционными религиями России?
– Межрелигиозные отношения в нашей стране можно назвать благополучными. Столетия совместной жизни в рамках одного государства и общества научили православных христиан, мусульман, иудеев и буддистов жить в мире, сообща трудиться на благо Отечества, защищать его от внешних врагов, уважать взгляды и обычаи друг друга.
Вопросы, которые ставит перед нами современность, одинаково актуальны для православных и мусульман, иудеев и буддистов. Мы имеем во многом общую точку зрения на проблемы войны и мира, экономики, межнациональных отношений, патриотического воспитания. Предметом наших общих усилий является забота о нравственном здоровье общества, поддержка семьи и многое другое.
Именно необходимостью консолидированных выступлений по общественно значимым темам было продиктовано создание в 1998 году Межрелигиозного совета России, объединившего лидеров традиционных для нашей страны религиозных организаций. Годы, прошедшие со времени создания этой структуры, показали востребованность и эффективность ее работы.
Екатеринбург, 10 января, «Православная газета». Сегодня член Епархиального совета Екатеринбургской епархии
Екатеринбург, 13 января, «Православная газета». Сегодня первый помощник Правящего Архиерея Екатеринбургской епархии митрофорный протоиерей Владимир Зязев дал свою оценку настоящего социального взрыва, произошедшего в Екатеринбурге после восьмилетнего бездействия властей в отношении объявлений сутенерских фирм, заполонивших город.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.