Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбург, 11 декабря, «Православная газета».
Мы, участники Международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты — угроза религиозного экстремизма», собравшиеся под эгидой Полномочного Представителя Президента РФ в Уральском Федеральном Округе Латышева П.М., психологи, психиатры, юристы, богословы, сектоведы, сотрудники МВД РФ, Министерства Здравоохранения РФ, Министерства Образования, Министерства Юстиции, других государственных учреждений, ВУЗов, общественных организаций, центров информирования о деструктивных культах, и служители традиционных религий — граждане разных стран, люди разных национальностей, убеждений и вероисповеданий обращаются к вам по следующему поводу:
В течение последних лет, которые были ознаменованы рядом трагических последствий деятельности тоталитарных сект в России, российская общественность, научные круги, традиционные религии, представители правоохранительных органов и многие государственные служащие многократно выражали свою обеспокоенность положением дел в стране в отношении беспрепятственной асоциальной и противоправной деятельности тоталитарных сект (деструктивных культов).
Тоталитарные секты определяются как особые авторитарные организации, лидеры ко-торых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздорови-тельными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными при-крытиями.
Тоталитарные секты прибегают к обману, умолчаниям и навязчивой пропаганде для привлечения новых членов, используют цензуру информации, поступающей к их членам, прибегают и к другим неэтичным способам контроля над личностью, к психологическому давлению, запугиванию и прочим формам удержания членов в организации. Таким образом, тоталитарные секты нарушают право человека на свободный информированный выбор ми-ровоззрения и образа жизни.
В то время, как европейские страны исходя из необходимости защиты прав человека от негативного воздействия деструктивных культов принимают законы, ограничивающие деятельность опасных сект, государственные органы и инстанции Совета Европы, общественные организации и традиционные церкви участвуют в решении проблемы опасности тоталитарных сект, поддерживают центры по реабилитации жертв деструктивных культов, и по информированию граждан об их опасности, Россия остается страной, граждане которой абсолютно не защищены от псевдорелигиозного тоталитарного экстремизма. Ярким примером тому может послужить недавняя трагедия с захватом заложников в Москве.
Также в России остается совершенно нереализованным единогласное Решение Ассамблеи Совета Европы на запрос о создании организаций помощи жертвам деструктивных культов от 22.06.1999г, а также Рекомендации Европейской парламентской Ассамблеи №1178 от 1992 г. «Секты и новые религиозные движения», Решения Кабинета Министров Совета Европы от 1994 г., Решения Европарламента от 12.02.1996 г. Решения Кабинета Министров Совета Европы №9220 от 19.09.2001 года.
Мы считаем своевременным принятие закона о противодействии экстремистской деятельности, который был утвержден Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным и вступил в действие. Этот шаг может расцениваться как обращение к общеевропейскому опыту по сохранению гражданской стабильности, соблюдению прав человека, поддержанию Государственной целостности и вертикали власти. Мы считаем, что в поле применения этого закона должна попасть общественно-религиозная сфера жизни нашего социума, где имеет место бесконтрольная деятельность тоталитарных сект (деструктивных культов), которая носит характер неприкрытой экспансии, наносящей непоправимый вред здоровью людей, попирающей фундаментальные права че-ловека, создающей угрозу семье, обществу и государству.
В связи с вышеизложенным мы обращаемся к Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию, Государственной Думе и органам исполнительной власти со следующими инициативами, в рамках реализации Решения Ассамблеи Совета Европы от 22.06.1999г, других международных актов и мер направленных на защиту прав человека:
1. К сожалению, традиционные культурообразующие конфессии, несущие огромный груз социального служения и вклада в стабильность государственно-общественных отношений, были вынуждены принять на себя обязанность по противодействию деятельности деструктивных культов являющихся источником агрессии для всех граждан России. Мы считаем, что в этой работе должны принять активное участие государственные структуры, как на федеральном уровне, так и под контролем аппаратов Полномочных Представителей Президента.
2. Отдавая себе отчет в том, что любое изменение законодательства весьма сложный, трудоемкий и долгий процесс, мы, тем не менее, считаем необходимым введение законодательного определения «традиционная религия», которое не касается вопроса равенства религий перед законом, не является орудием ущемления чьих-либо прав, а обозначает признание государством и обществом значимости вклада в социальную жизнь государства, историю и культуру России, с возможностью адекватного представительства своих интересов, прежде всего, в законодательной сфере.
3. Что касается современного, существующего законодательства, мы считаем необходимым введения дополнений в федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» предусматривающих противоправную деятельность экстремистских сект (Приложение 2).
4. Обращаем внимание на крайнюю необходимость для органов юстиции проводить научную экспертизу (с учетом правовых, медицинских, психологических, социальных и религиоведческих аспектов) при регистрации и перерегистрации религиозных организаций и групп. Такую же экспертизу необходимо проводить в отношении тех религиозных организаций и направлений, которые регистрируют свои структуры как общественные и благотворительные.
Для квалифицированной экспертизы необходимо приступить к созданию банка данных в органах юстиции, используя наработанный материал информационных центров и миссионерских структур традиционных конфессий, зарубежных организаций и сформировать при Министерстве Юстиции экспертный совет из числа специалистов в соответствующих научных сферах, сотрудников Министерства здравоохранения, Министерства внутренних дел, Министерства образования, Федеральной службы безопасности, Прокуратуры и делегированных от традиционных религий представителей.
5. В судебной практике фактически не используется 239 статья Уголовного Кодекса Российской Федерации, в связи с чем предлагаем внести соответствующее уточняющее дополнение в УК РФ. Мы считаем Совершенно необходимым поставить перед органами прокуратуры и силовых ведомств, а также судов вопрос о соотношении юридических критериев между совершенными преступлениями конкретными лицами и причастности к этому организации, членами, или последователями которой они являлись. Мы рекомендуем провести обобщение судебной практики по религиозным делам и членам религиозных организаций и групп с учетом обстоятельств совершения преступлений. Также необходимо сформулировать систему показателей для такого обобщения.
6. С целью противодействия противоправной, антигосударственной и экстремистской деятельности тоталитарных сект, по примеру таких стран как Франция, Германия, Польша и т.д. создать специальные структурные подразделения в Прокуратуре, Федеральной службе безопасности и Министерстве внутренних дел.
7. С целью пресечения столь распространенного незаконного проникновения деструктивных культов в систему государственного образования сформировать при Министерстве образования и соответствующих региональных структурах инспекцию по контролю за незаконным воздействием на несовершеннолетних. А также принять программу профилактики негативного социально-психологического воздействия на несовершеннолетних.
8. Предлагаем поручить органам государственной власти поддержать разработку региональных программ социальной, психологической и медицинской реабилитации пострадавших от деятельности деструктивных культов.
9. Многочисленные случаи преступлений организованных или инициированных тоталитарными сектами и их адептами, как правило, не классифицируются правоохранительными органами в качестве таковых. Также отсутствует государственная система учета подобных преступлений, что делает неосуществимым анализ реальной ситуации в сфере преступной деятельности тоталитарных сект. В связи с этим предлагаем ввести соответствующую систему учета и классификации в правоохранительных органах.
10. Аналогичная ситуация имеет место в сфере учета случаев негативного, а то и смертельного, воздействия деструктивных культов на здоровье и психику граждан. В связи с этим предлагаем в структурах здравоохранения ввести учет случаев отказа от медицинской помощи по причинам сектантской мотивации (с указанием последствий подобного отказа), случаев причинения вреда здоровью в результате деструктивных культовых практик. Особому учету подлежат случаи психических расстройств, индуцированных пребыванием в тоталитарных сектах или их практиками.
11. Ряд вышеуказанных мероприятий, на наш взгляд, целесообразно провести (в качестве пробного шага) под эгидой полномочных представителей президента РФ в федеральных округах и, в первую очередь, в Уральском федеральном округе.
Принято 11 декабря 2002 г., единогласно 303 участниками Конференции,
гражданами Российской Федерации, Украины, Федеративной Республики Германия, Канады,
представителями 12 епархий Русской и Украинской Православных Церквей.
Приложение к Итоговой декларации Международной конференции «Тоталитарные секты — угроза религиозного экстремизма»
Екатеринбург, 11 декабря, «Православная газета».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.