Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (222) → 15 декабря — память преподобного Афанасия, Затворника Печерского, в Ближних пещерах

15 декабря — память преподобного Афанасия, Затворника Печерского, в Ближних пещерах

№45 (222) / 1 декабря ‘02

Церковный календарь

Святой преподобный Афанасий подвизался в Киево-Печерской Лавре. Однажды он заболел и через некоторое время скончался. На третий день, когда игумен с братией пришли для погребения преподобного, они с ужасом увидели, что он сидит живой и плачет.

Иноки стали расспрашивать его, как он ожил и что видел в загробном мире. Но преподобный повторял лишь одно слово – “спасайтесь”. И только после долгих уговоров сказал: “Имейте во всем послушание к игумену, не возноситесь, кайтесь ежечасно и молитесь Господу Иисусу, Пречистой Его Матери и преподобным Антонию и Феодосию, чтобы здесь скончать свою жизнь, потому что Пресвятая Богородица и преподобные отцы непрестанно молят Бога об этом месте и о живущих здесь”.

После этого святой Афанасий затворился в пещере и пробыл в ней безвыходно 12 лет, питаясь только хлебом и водой, получаемыми через оконце. Перед кончиной он повторил свои слова о послушании и покаянии, а также сказал: “Блажен, кто удостоится быть здесь положенным”.

Не напрасны были знаменательные слова о покаянии отошедшего к Богу праведника. Если бы не вняли им иноки, то, возможно, не было бы отклонено страшное бедствие, угрожавшее монастырю в 1169 г., когда во взятом князем Мстиславом и отданном им на разграбление войску Киеве не было пощады никому и ничему. Уже была подожжена Печерская обитель, но Бог чудно сохранил ее от полного уничтожения.

Житие преподобного Афанасия, чудесным воскресением и увещеваниями которого Бог пробудил иноков Печерского монастыря от греховного сна, заставляет задуматься о Божественном призвании нас ко спасению.

Бог “хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины” (1 Тим. 2, 4). Его неизреченная благость всем грешникам предоставляет благоприятные случаи и надежные средства к тому, чтобы оставить погибельный путь греха и обратиться к покаянию и исправлению своей жизни. Человеку нужно только быть внимательным к себе, не закрывать очей своих духовных от Божественных указаний. “Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мной”(Откр. 3, 20), — говорит Господь. Многообразны и таинственны эти посещения Божии. Спасающая Его сила действует на человека так, чтобы не стеснить и не подавить его свободного самопроизволения к исправлению, чтобы его послушание призыву Божию было твердым и разумным.

Впрочем, нередко бывают случаи, когда Бог употребляет чудодейственные указания и вразумления, чтобы направить заблудшего на путь истины и добродетели. Так, гонитель Савл, будущий первоверховный апостол Павел, был обращен ко Христу необычным образом: он слышал глас Божий, был поражен необычайным светом, слепотой, а потом и чудесным прозрением. Также слепоту и чудесное прозрение Господь послал князю Владимиру, будущему просветителю Земли Русской. Как мы уже видели, чудесным воскресением ныне поминаемого преподобного Афанасия, Господь вразумил иноков Печерской обители. В этих и других подобных случаях чрезвычайная важность дела Божия требовала необыкновенных проявлений Божественной силы к упрочению успеха истины и правды Божией в людях.

Но Бог без нужды не творит чудес. Да и не помогут чудеса упорному и нераскаянному грешнику, который самодовольно и непробудно спит во грехе, никогда не приходя в осознание своего бедственного положения, не прося у Бога помощи ко спасению. Когда сам грешник начинает сознавать свою греховность, тогда спасающая благодать Божия с любовью поддерживает его и приводит ко спасению без всяких чудесных знамений, а посредством самых простых и обыкновенных случаев жизни.

В пример этому можно привести житие преподобномученицы Евдокии, из которого мы узнаем, что она долгое время проводила жизнь развратную и греховную. Однажды ночью она услышала за стеной своей комнаты умиленное чтение, сопровождаемое молитвой и сердечными вздохами. Это читал слово Божие инок Герман, остановившийся в той же гостинице, что и Евдокия. Услышанное так поразило грешницу, что она внезапно почувствовала весь ужас своего греховного жития и решила исправиться. Утром она пришла к иноку и поведала ему скорбь своей души, отягощенной грехами. Герман наставил ее во всем необходимом ко спасению, и Евдокия стала проводить жизнь в посте, молитве и воздержании, увенчав ее мученической кончиной.

Пусть послужит нам этот спасительный пример в руководство и ободрение при нашем раскаянии перед Богом. В дни Рождественского поста особенно своевременно посмотреть нам на себя, испытать свою совесть, проверить поступки, чтобы искренно и бесповоротно вступить на путь истинного обращения к Богу. Это самоиспытание возбудит в нас желание и намерение исправиться, а достаточно малейшей искры такого стремления, чтобы Божественная любовь сделала наше спасение достижимым.

Пора тебе уж пробудиться,
О, бедная душа моя!
Должна ты скоро возвратиться,
Конец приходит бытия …
Ты спишь в забвении, безпечно,
Ты спишь в несчастной суете!
А время льется скоротечно,
И мы идем к своей чреде …
Возстань, опомнись, хоть мгновенье
На ложе мрачное взгляни,
Почувствуй стыд и униженье
И сон греховный отжени!
Господь давно к тебе взывает,
Его ты светом озарись;
Смотри, Он длани простирает.
Душа, душа моя, проснись!…

Как Господь зовет грешников к покаянию

В сороковых годах XIX столетия во многих губерниях России настал страшный голод. Люди умирали тысячами. В одном большом селении Орловской губернии жил богатый крестьянин Иван Миронов по прозвищу Кремень. Жена его умерла, детей не было. Зато много было у Миронова всякого добра и денег. Но сердце его было жестоко и немилосердно. Когда наступил голод, все пребывали в великой печали, лишь один Миронов был весел и доволен: его запасы хлеба продавались по неимоверным ценам.

Однажды, перед самым Рождеством пришли к богачу крестьянин с женой. Они едва держались на ногах и умоляли Миронова дать им хотя бы кусок хлеба, потому что они не ели уже несколько дней. Но он отказал им и прогнал. Смиренно поклонившись, несчастные ушли. А через несколько дней, придя в храм, Миронов увидел два гроба, а в них тех самых мужа и жену, которых он прогнал.

Долго стоял богач у гроба этих людей. Вспоминал их просьбы, смиренный вид. И вдруг как стрелой пронзила его сердце мысль: “Ты виновник их смерти!”. В первый раз в жизни он ощутил укор совести и заплакал. Смерть смиренных страдальцев была истинным благодеянием для жестокого сердца Миронова. Он духовно прозрел и с ужасом увидел себя в зеркале своей совести. И чем больше он над этим размышлял, тем больше открывались очи его души. С каждым днем сердце его тяготело более и более к милосердию, часто можно было видеть его скорбящим.

Однажды крестьяне села собрались на сходку, чтобы обсудить свое тяжелое положение и решить, где купить хлеба. Вдруг все увидели идущего вдали Миронова. Некоторые стали с ожесточением ругать его. Богач же, подойдя к людям, снял шапку, опустился на колени и сказал: “Православные! Я много виноват перед Богом и вами, и перед многими. Простите меня, Господа ради, не помяните зла моего, и прошу: простите и не забывайте меня, грешного, в своих молитвах”.

Долго плакал раскаявшийся грешник перед окаменевшими от изумления людьми. Потом он подал бывшему на сходке священнику кожаную сумку и сказал: “Здесь все, что у меня есть. Третью часть употребите на Божий храм, прочие деньги отдайте нуждающимся и голодающим. Все хлебные запасы мои пусть будут достоянием всего села и других окрестных сел”. После этого, подписав необходимые бумаги и еще раз попросив у всех прощения, Миронов удалился и больше его никто не видел. Только через тридцать лет односельчане узнали, что бывший богач ушел на Афонскую гору и там подвизался в великих подвигах.

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

11 декабря — память преподобномученика и исповедника Стефана Нового

Преподобномученик Стефан родился в Константинополе в 715 г. и был иноком Авксентиева монастыря вблизи Никодимии. За то, что он не подписал определение иконоборческого собора, состоявшегося при императоре Константине Копрониме в 754 г., исповедник был сослан в заточение

 
Церковный календарь

16 декабря — память преподобного Саввы Сторожевского

Когда и где родился преподобный, и как пришел в обитель преподобного Сергия Радонежского, неизвестно. Знаем мы только, что Савва был одним из первых его учеников и по времени, и по житию благочестивому. Еще совсем юным принял его к себе преподобный, и новопостриженный инок проводил жизнь свою

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс