Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (215) → 18 октября — память мученицы Харитины

18 октября — память мученицы Харитины

№38 (215) / 8 октября ‘02

Церковный календарь

18 ОКТЯБРЯ — ПАМЯТЬ МУЧЕНИЦЫ ХАРИТИНЫ

Святая мученица Харитина пострадала при Диоклетиане, в начале IV века. Один благочестивый человек взял ее сиротой и воспитал в истинной вере. Посвятив себя Богу, святая Харитина, жила в уединенном жилище, проводя все время в посте, молитве и чтении священных книг. Она многих обратила ко Христу.

Правитель области, где жила святая, преследуя христиан, потребовал к себе и ее. За отказ поклониться идолам Харитину стали мучить, а после решили утопить. Бросили в море с большим камнем на шее, но святая пошла по воде, как по суху. Выйдя на берег, она подошла к мучителю и сказала: “Уразумей же теперь силу Христа моего и уверуй в Него”. Увидев мученицу, правитель был поражен, но, объяснив все волшебством, вновь приказал ее мучить. Святая Харитина вознесла молитву к Богу, и Господь взял ее чистую душу к Себе.

Много чудес было явлено мучителю святой Харитины, однако же не уверовал он в Господа нашего Иисуса Христа.

И в наше время немало происходит чудес в Церкви Христовой от святых икон, мощей. Исцеления и знамения посылает нам Господь, но, несмотря на это, не прекращается неверие людское. Почему же? По их упорству в неверии, которое, как покрывало, лежит на глазах и не дает видеть истины.

Неверие, противление истине — это болезнь не столько ума, сколько испорченной воли. Возлюбившим злое тяжел закон Христов, противны требования веры, несносны наставники духовные. Сердце их ожесточается против истины, душа их закрыта неверием, и поэтому она не может принять благодать Божию. Так было и тогда, когда народ еврейский, веками ждавший Мессию, не узнал Его, не увидел, не услышал. А ведь Спаситель совершал такие чудеса! Воскрешал мертвых, одним словом, одним прикосновением исцелял больных. Но души людские были заперты, видя – они не видели, слыша – не слышали и не разумели истины.

А вот еще причина неверия. Дьвол ослепляет наш разум и увлекает сердце своеволием и необузданностью страстей. Вера же смиряет своеволие, покоряя разум наш в послушание Христово. Страх Божий обуздывает страсти и запрещает всякое греховное наслаждение — все это тяжело для ветхого, плотского человека. И вот, дьявол обещает нам полную свободу, старается разжечь в нас похоть плоти, похоть очес и гордость житейскую, и мало-помалу предает нас во власть какой-либо страсти, а усилившаяся страсть ослепляет разум и отнимает последний остаток свободного произволения на доброе. И тогда наш бедный разум, как слепой, идет туда, куда влечет его страсть, отвергая все, что ей ненавистно и противно. Так, ослепленные завистью, корыстью и тщеславием фарисеи и книжники, отвергали истину, даже очевидные для всех чудеса Христовы, гнали и преследовали Его Самого. Так, ослепленный тщеславием и гордыней, Ирод убил Иоанна Крестителя, хотя сам признавал его праведным мужем и пророком.

Но не осуждения, а сострадания заслуживают неверующие люди. Они в тяжком плену, закрыты их духовные очи. А раз нет духовных очей, то не могут они видеть небесный свет, их разум ослеплен и воля покорена страстям. Даже очевидное для них – не факт, и наши доводы и убеждения вряд ли помогут. Мы можем только молить Господа, чтобы Он Сам коснулся силой Своей благодати сердец неверующих и дал им прозреть духом.

***
Почему люди не веруют в Бога

Почему так случается, что человек, созданный Богом, не верит в Него? …Не по одной и той же причине люди закрывают себя от Бога.

Наш русский философ Владимир Соловьев справедливо говорил, что есть «честное» неверие и есть «нечестное». Нечестное не хочет, чтобы Бог был, оно убегает от всякой мысли о Боге, прячется от нравственных законов святого мира. Злые и эгоистичные люди заинтересованы в том, чтобы «Бога не было». Божие бытие, которое, в сущности, есть их спасение, представляется им Страшным Судом, судящим их нечистую и бессмысленную жизнь. Среди таких неверующих есть не только отрицающие Бога, но и охваченные ненавистью к Творцу, чем, конечно, они только подтверждают бытие Того, Кого отрицают. Невидимый, но ощущаемый сердцем образ величайшей святыни – Творца – связывает эгоистическую и греховную волю человека.

Есть другие неверующие, которые болеют проблемами зла, добра, истины, нравственной жизни. В них нет самоудовлетворенности. В человеческом своем отношении к миру и людям они хотят блага всем, но надеются достичь гармонии и счастья мира только человеческими и внешними средствами. В этом они, конечно, не правы и слишком оптимистичны. Человеческие средства и силы ограничены. Без помощи Высшего Божественного мира человек не может найти настоящей жизни.

Есть в мире еще бездумное, животное неверие. Жует человек свою жвачку материальной жизни, и ничего ему больше не надо. Лень даже подумать о Боге, душе и вечности, ее ожидающей. Евангелие уподобляет таких людей гостям, которые, будучи приглашены к великому и доброму Царю на пир, …отказываются от приглашения… Люди отказываются от самой главной ценности в жизни, от близости к Творцу. Погруженные в свои житейские дела, заботы, радости и печали, они не желают поднять свою жизнь выше их, к вечной истине…

Есть «неверующие» как бы по недоразумению: это духовно честные люди, но они себя считают «неверующими» потому, что им внушили или они сами усвоили себе неверное понятие о Боге, о мире и о человеке. Такие люди в глубине своего существа не против Бога, они только против неверных, узких понятий о Боге. И в своих исканиях правды они легко способны познать духовный мир.

Честным неверием было неверие апостола Фомы… И когда увидел Фома истинно воскресшего Христа и коснулся своими руками Его ран от гвоздей, он воскликнул радостно: «Господь мой и Бог мой!» И Христос ему сказал: «Ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29). Немало есть таких людей в мире среди всех народов. Не имея возможности увидеть Христа своими физическими глазами, они с несомненностью видят Его глазами своего духа, видят близость Божию любовию и верой.

Честное сомнение найдет истину, потому что ищет ее без лукавства. Жаждущие последней правды уже нашли Бога, потому что эта жажда и есть жизнь самой Божественной правды в людях.

Архиепископ Иоанн (Шаховской)

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

17 октября — память священномученника Иакова

Священномученик Иаков (Яков Иванович Бобырев) родился в 1883 г. в Курской губернии в семье крестьянина. В 1903 г. он поступил псаломщиком в храм села Плаксино, где прослужил до 1915 г., когда был призван в армию. В 1918 г. Иаков вернулся и вновь стал служить на прежнем месте. Через два года он был рукоположен в сан диакона.В конце 20-х гг. диакон Иаков был выслан из Курской области

 
Церковный календарь

21 октября — память преподобного Трифона, архимандрита Вятского

Преподобный Трифон был младшим сыном богатого архангельского крестьянина. Рано потеряв отца, он жил в послушании у матери и братьев. Когда Трифона захотели женить, он тайно ушел в город Устюг, так как с юных лет чувствовал призвание к иноческой жизни. Он поселился у одного священника, постоянно пребывая в молитве и строгом посте.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс