Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
«Царей державо, праведных крепость» – так называется иллюстрированное издание, вместившее под своей обложкой обширный материал из истории Верхотурского Николаевского мужского монастыря. Книга вышла в свет в Нижнем Новгороде, где ныне служит наместником Вознесенского Печерского монастыря игумен Тихон (Затекин), во многом благодаря трудам которого и появилось на свет это документальное повествование. Издание посвящено грядущему 100-летнему юбилею со дня закладки Крестовоздвиженского собора и сопровождено напутственным словом архиепископа Викентия.
– Наше сотрудничество с игуменом Тихоном (Затекиным) началось в 1997 году с работы над рукописью книги о четырехсотлетней истории города Верхотурья – “Столетия Верхотурья”, — рассказывает другой автор книги – член Союза журналистов РФ, председатель правления детско-молодежной общественной организации “Союз юнкоров Свердловской области” Юрий Васильевич Шинкаренко. – И хотя эта книга еще не вышла, она послужила отправной точкой для нашего дальнейшего творчества. Я с удовольствием работал с отцом Тихоном. Основной материал был собран им.
Отец Тихон когда-то приехал в Верхотурский монастырь на разруху и сделал все, чтобы вернуть монастырю былую славу и святость. Сам я очень люблю Верхотурье, у меня особые, трепетные отношения с этим городом. Он прекрасен в любое время года, у него есть свой цвет и свет… Работа над книгой о Верхотурском Крестовоздвиженском соборе заняла у нас с игуменом Тихоном около года. Считаю, что наше совместное творчество оказалось плодотворным. Результат – в ваших руках.
“Крест – царей державо, крест – праведных крепость” – эти слова увековечены на фасаде Крестовоздвиженского храма, и, как считают авторы, как раз и выражают главную идею самого собора. Самое ценное, на мой взгляд, в книге то, что она не констатирует сухо факты из истории храма и не стала простым путеводителем по нему. Это – документальное и одновременно высокохудожественное повествование, где сплетены наше прошлое и настоящее, показаны сложные судьбы, осмысливаются причины, которые привели к возведению храма, к возрождению Верхотурья.
“Апостасия!” – с этого слова, как с грозного предупреждения, начинается книга. Диагноз тому, что произошло с Россией к концу XIX – началу XX века, поставил святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Апостасия – отступление от веры.
«Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант Православной веры. …Перестаньте безумствовать! Довольно пить горькую, полную яда чашу – и вам, и России», – останавливал своих сограждан святой старец. От этого времени «духовного мародерства», когда шкодливые мальчики, юные святотатцы, свертывали в стенах монастыря самокрутки из страниц «Жития преподобного Симеона Чудотворца Верхотурского», от злодеяний упоенных властью революционеров до дней светлого возрождения храма ведут свой рассказ авторы книги.
«Торжествовать в небе России могло лишь что-то одно. И в Верхотурье делали все возможное, чтобы нахмурившиеся небеса безвременья над любимой Родиной поскорее осветить светом крестов».
Апогей глумления над всем, что было дорого России, – расстрел Царской Семьи, мученическая смерть княгини Елизаветы, осквернение мощей праведного Симеона и другое – показан в главе «Тщета апостасии». Само название главы говорит о том, что в глазах авторов все это – не победа зла, не безнадежная черная туча, закрывшая небосвод, а агония самой апостасии, за которой – блеск куполов и свечение крестов. «Дальнейшая судьба храма уже написана на Небесах, — утверждают авторы, — и главное в этой судьбе не поменяется с ходом времени: Крестовоздвиженский собор оставался и будет оставаться державой царям и крепостью – праведным».
Другой сквозной нитью через книгу проходит судьба отца Ксенофонта, архимандрита Верхотурского монастыря. Экскурс в прошлое показывает нам, как в начале века три настоятеля – отец Иов, отец Арефа и отец Евгений приложили все силы души, чтобы восстал новый храм в Верхотурье, но не увидели образ этого храма в сердце своем. “И лишь отца Ксенофонта выделили Небеса, Провидение”. До самой смерти своей присутствует этот удивительный человек на страницах книги. Его преемником в наше время и стал новопосвященный иеромонах Тихон, тоже сумевший прозреть среди запустения будущие колокола и кресты. О том, как рос Храм, рассказывается в отдельном очерке “Радостные тяготы возрождения”. Книга снабжена документами, приведено много точных данных.
“Жертвенник в Симеоновском приделе также был деревянным, высотою 1 арш., 7 вершков, длиной 1, 5 аршина и шириной – 11/4 арш. На нем, как и на престоле, возлежала медная вызолоченная одежда с басменными стенками и вставками из зеркального стекла. На стенах этого футляра также были помещены изображения: с лицевой стороны – Вознесения Господня, с правой – Рождества Христова и с оборотной – четырехконечного креста среди чеканных лоз (глава “Сему храму благоукрашену бысть…”). Кроме подробных описаний на страницах мелькают найденные в архивах указы, доклады, тексты телеграмм, акты, ставшие теперь достоянием читателей. Названо множество имен – от рабочих, “руки которых помнит храмовый камень”, до августейших особ. И конечно же замечателен щедро представленный иллюстративный материал. Многие фотографии уникальны. Это прежде всего снимки, запечатлевшие Г. Распутина. Иллюстрации возвращают нам лица давно ушедших из жизни людей, отражают события прошлого и нынешнего столетий, заставляют подолгу любоваться великолепием собора.
Всего не перечислить. Лучше взять в руки эту красивую книгу, изданную в альбомном формате, и на некоторое время остаться с ней наедине.
Книга “Царей державо, праведных крепость” продается в Крестовоздвиженском соборе города Верхотурья и ждет своего читателя.
Людмила Косовская
Сегодня несут свое служение две загородные базы епархиального центра социальной реабилитации наркозависимых. На обеих базах подходит к концу строительство. На базе под Верхней Пышмой, в с. Ольховка, ребята заканчивают отделку помещения для храма во имя Святого Иоанна Кронштадтского.
Монахи Валаама; землепашец; сельский ухажер; послушник Коля; внучка героя; беременная женщина; Патриарх Алексий Второй и слепой солдат. Из этих и десятков других фотографий создал свою фотовыставку Павел Кривцов, московский фотограф международного класса, лауреат премии Союза журналистов СССР, обладатель приза “Золотой глаз”. Появлением выставки в Екатеринбурге мы обязаны Леониду Владимировичу Гусятникову
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.