Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (213) → Богословие в красках. О екатеринбургском Музее невьянской иконы

Богословие в красках. О екатеринбургском Музее невьянской иконы

№36 (213) / 22 сентября ‘02

Культура

Евангелист описывает жизнь Христа словами, художник — красками. Первым же иконописцем был сам Бог! Его Сын рожден как «образ ипостаси Его» (Евр.1, 3). Человека Бог создал как свой образ в мире (в греческом переводе — как икону). Молясь перед иконами, человек видит перед собой святой образ и тем поддерживает свое молитвенное чувство. Как объяснил иконопочитание Седьмой Вселенский Собор: “Глазами взирая на образ, умом восходим к Первообразу”.

Вспомните, как мы благоговейно смотрим на фотографии своих родных и близких. Находясь вдали от них, мы нежно храним их образ у сердца. Так достоин ли осуждения верующий человек, целующий от сердечной радости и благодарности икону, оказывая при этом честь не доске и краскам, а Самому Богу и Его святым, на ней изображенным.

Иконами украшали храмы и свои дома, почитали возжжением свечей и лампад, целовали с молитвенным обращением. Но в страшные времена на Руси горели монастыри и храмы, разрушались часовни и колокольни, погибали иконы. Произведения великой древней иконописи предавались забвению, отправляясь на чердак. Оттуда, с этих пыльных чердаков, складов, в лучшем случае из бабушкиных сундуков доставались эти крупицы древней живописи. Обветшавшие, уже погибающие иконы удавалось выкупить и спасти.

Надо ли говорить, сколько подобные поиски и реставрация требуют денег и времени, чтобы воскресить черные доски, заставить светиться позолотой и радовать людей. Это ли не гражданский подвиг, пример подлинного патриотизма?

– Собирая древнерусскую живопись, собираешь душу народа, – сказал Павел Дмитриевич Корин, посвятивший собирательству древних икон 40 лет жизни и все деньги, заработанные трудом художника, сумевший собрать коллекцию, равной которой не было в мире.

Счастье, что и на Урале живет такой человек – Евгений Вадимович Ройзман. Своей коллекцией древних икон он сумел опровергнуть утверждение искусствоведов, будто бы история древнерусской иконописи завершается XVII веком.

– В 1997 году нами был издан альбом «Невьянская икона», – заметил Павел Дмитриевич, – который аргументированно доказал существование в XVIII-XX веках на горнозаводском Урале школы иконописи, получившей название «невьянской». Феномен нашей иконы заключается в том, что вдалеке от столиц и культурных центров, в глухой провинции, на протяжении двухсот лет процветала иконописная школа, которая сохранила и продолжила древнерусскую иконописную традицию и создала памятники, не уступающие лучшим образцам русской иконы предшествовавших эпох.

В Православной Церкви сложились достаточно строгие традиции иконописания: каждый образ пишется по определенным правилам. Это не ограничение художественной свободы иконописца, ведь икона – не просто картина с изображением некоего события, это – своеобразное окно в духовный мир, раскрывающее перед нашими душами реальность непостижимого человеческому разуму иного миробытия.

Невьянскую икону отличает верность традициям, тщательность проработки, «истовость», высокая духовность письма и местный колорит, отразивший реальные географические и экономические условия Урала XVIII-начала XX веков. К сожалению, это бесценное наследие практически утрачено. И было бы вовсе забыто, если бы не усердие страстного собирателя и его сподвижников. Е.В. Ройзман рассказывает о них с благодарностью:

– Идею создания музея нам подсказал в 1997 году Юрий Михайлович Рязанов – известный исследователь невьянской иконы. Анатолий Павлович Павлов любезно предоставил под музей совершенно бесплатно это замечательное помещение. Все организационные и финансовые затраты взяла на себя фирма «Ювелирный дом». Создание нашего музея – это попытка сохранить и показать то лучшее в невьянской иконе, что уцелело до сегодняшнего дня.

– Испрашиваем Вашего архипастырского благословения на деятельность музея «Невьянская икона» и просим Ваших святительских молитв, – обратились благородные миссионеры к архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому Викентию и получили его благословение:

– Дай Бог, чтобы это сокровище русского искусства благотворно действовало на нравственное преображение душ человеческих.

Спустя годы, один мальчик напишет: «Я ходил по этому музею и всматривался в его красоту, в каждую деталь… Я хочу поблагодарить того человека, который предоставил мне это чудо!»

Об этом смотритель музея рассказала: мужчина привез с Эльмаша сына и оставил. Два часа подросток ходил по залам музея, внимательно разглядывая святые образы, вчитываясь в этикетаж, где даже реставраторы указаны, в краткий словарь основных иконографических сюжетов, наслаждался церковной музыкой и песнопениями. Прощаясь, Володя Куркин, ученик 5-го класса, исписал красивым детским почерком целую страницу в книге отзывов.

Перелистываю ее страницы неспешно:

«Находясь среди старинных икон, обретаешь духовное успокоение. Когда будет на душе неспокойно – навещу еще раз ваш музей».

«Это островок мира и покоя, где отдыхает душа и очищается сердце».

Восьмилетняя Вета Ефимова недавно такую оставила запись: «Я увидела много новых для меня икон».

«Я, ученик 7 класса, очень благодарен за изумительную выставку икон. Здесь хочется думать о возвышенном».

Замелькали листочки гостевой книги. География респондентов просто изумляет: Москва, Сургут, Тюмень, Невьянск, Украина, США, Киргизия, Казахстан, Италия. Делегация чехов отблагодарила «за коллекцию настоящего человеческого искусства».

А имена какие! Эдуард Сагалаев; Никита Струве; Игнат Солженицын; Никос Сафронов; Б. Г. – Борис Гребенщиков – сам приходил, облюбовал невьянскую икону «Покров Богоматери» XVI века, потом своих музыкантов посылал. Написал: «Спасибо вам – тихо, мирно и светло. Иконы ваши великолепны. На душе остается праздник».

Евгений Вадимович Ройзман любит полистать эту книгу. В ней есть пища для размышлений. За такие вот отзывы: «Спасибо за это прикосновение к Богу!», «Спасибо за то, что даете народу духовную пищу» он и сам пишет благодарности тут же, рядом. Есть и такие: «Этим иконам место в церкви». Здесь он пишет следующее: «Мне есть что Вам ответить».

В отсутствие Ройзмана на подобные выпады оппонентов отвечает директор музея «Невьянская икона» Максим Петрович Боровик:

– Признаться, такие умники нас сильно достают. Я обычно советую им где-нибудь купить икону и самим отнести в церковь. Мы, кстати, уже не одну икону передали в наши храмы.

Почти за 3 года работы музея здесь побывало около 40 тысяч посетителей. Не каждый из них отправился бы любоваться достоинствами икон в церковь. Человек несведущий порой не знает даже, какой святой изображен, а прочесть не может из-за слабого освещения в храме или оттого, что иконы, как правило, высоко висят, или просто потому, что нельзя свободно передвигаться во время богослужений. Словом, не судите строго, люди!

Он – в нашем городе – единственный в России музей Невьянской иконописи! Придите сюда однажды, насладитесь божественной музыкой, напитайтесь светом и теплом от золоченых икон, соприкоснитесь с великолепным и загадочным явлением русской культуры — невьянской иконой!

Покидая уникальный музей, поняла, как грешна перед иконописцами, сотворившими это чудо, своим невежеством, получив «пять» по предмету «религия» в университете. Жить на земле уральской и не знать, что она богата не только драгоценными камнями, но и талантливыми иконописцами!

Первое же упоминание о невьянской иконе встречается в архивных документах середины XVIII века. В 1890 году невьянскую икону упомянул в очерках «Самоцветы» и «Платина» Д.Н. Мамин-Сибиряк. Первой попыткой научного изучения вопроса явился доклад Сюшеля Дюлонга на общем собрании членов Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ) в 1923 году. Как замечательно он подытожил свои изыскания: «На Урале была серия иконописцев, которые до сего времени сохранили настоящую традицию иконописания, и потому их работа стоит выше нашей эпохи, т. е. XVIII-XIX вв.»

Самим провидением Божиим было суждено сохранять это высокое искусство для потомков учредителю и владельцу музея Евгению Вадимовичу. Он со своими коллегами знает, сколь велика ответственность за преумножение и сохранность древних реликвий. Самая ранняя невьянская икона в коллекции музея датирована 1734 годом.

– Наша концепция в том, чтобы выставлять именно невьянскую икону, – говорит Максим Петрович.– Но мы собираем иконы других школ, поэтому в наших залах есть иконы XVI-XVII вв. Сохранение и преумножение фондов – обязательное условие для функционирования коллекции. Сегодня она насчитывает около 600 единиц и только порядка 150 из них – в постоянной экспозиции, остальные – в движении.

При мне забирали после реставрации икону Богоматери Смоленской 1860 г. в церковь Святой великомученицы Татианы. Прихожане принесли ее сюда в плачевном состоянии: черные пятна от олифы, прожженные свечой лик и одежды Богородицы, потускневшая позолота. Пришлось потрудиться здешним реставраторам, чтобы икона засияла прежними красками.

– Мы очень довольны, – порадовалась Татьяна Александровна, забирая икону. Ее супруг – Станислав Борисович – добавил:

– Для нас это была хорошая миссионерская практика. Мы собрали деньги на реставрацию с прихожан нашего храма. Недостающую сумму вложил с удовольствием мой родственник, бывший коммунист, сказав, что это хорошее дело.

– Наши реставраторы достаточно загружены работой, чтобы принимать заказы от частных лиц. Но когда видно, что икона погибает, – не могу этого допустить. А ведь часто люди сами пытаются подновить икону, и случается непоправимое, – сетует Боровик. – После нескольких втираний в намоленную доску оливкового масла она уже не подлежит реставрации. Случается, ножом почистят, промоют водой с порошком. Сюжет утрачен. Потом думать приходится – стоит ли перезолачивать, восстанавливать образ.

Владимир Солоухин предупреждал: «Ни в коем случае нельзя с реставраторскими целями прикасаться к иконе самому. Это равноценно, как если бы все сами стали удалять себе аппендиксы».

Словом, если мните себя специалистами, чаще читайте вестник «Невьянская икона» и удовлетворяйте свои эстетические чувства непосредственно в музее.

…Анастасия пришла в музей с мамой и молодым человеком:

– Это, конечно, не Рублев. В сюжете ягодки, цветочки, болотца – местная старообрядческая школа. Но ведь люди интересуются не меньше. Собиратели – молодцы, патриоты!

Дмитрий зашел сюда после переговоров с Казахстаном:

– Я сам крещеный. У нас там есть церкви, но такого музея нет. И где такую музыку церковную можно купить, подскажите? И как называется ваша газета? Где ее найти?

Звучал праздничный хор мужского монастыря во имя Всемилостивого Спаса, витрины с древними книгами и меднолитыми иконами и крестами сияли эмалевой росписью, а на стенах – золоченое великолепие и кроткие лики святых.

«Святая икона есть то же, что священная книга: в священной книге мы благоговейно читаем Божии слова, а на святой иконе благоговейно созерцаем святые лики, которые, как и Божие слово, поднимают наш ум к Богу и Его святым и воспламеняют наше сердце любовью к нашему Творцу и Спасителю» (Протоиерей Серафим Слободской).

Так пусть же дети наши унаследуют от нас не доски черные, а богословие в красках.

Наталья РУКАВИЧНИКОВА

 
Жизнь Епархии

Сегодня и завтра во всех храмах пройдут праздничные богослужения в честь Рождества Пресвятой Богородицы

Екатеринбург, 20 сентября, «Православная газета». Сегодня вечером и завтра утром во всех храмах Екатеринбургской епархии пройдут праздничные богослужения в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Православный народ отметит великое событие — рождение Той

 
Социальное служение

Здравствуй, мой милый друг!

С Людмилой Геннадьевной мы общались по работе, давно – лет тринадцать назад – и непродолжительное время. Она быстро сменила место работы, и мы потеряли друг друга из виду. Запомнилась она тем, что была способным филологом, творческим, эстетически одаренным человеком, с независимым характером. Да еще ходили слухи, что у нее есть где-то маленькая дочка-инвалид, но сама Людмила эту сторону жизни от посторонних глаз скрывала.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс