Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (212) → «Ризой Своею покрой нас от всякого зла»

«Ризой Своею покрой нас от всякого зла»

№35 (212) / 15 сентября ‘02

Культура

В этой теме:

Культура
Золотая нить времен

Ветер носит над Монастырской горой горький запах полыни. Она растет на каменистых склонах, седой пеленой лежит у подножья часовни. Это арочное сооружение с колоколом, возведенное совсем недавно, — как ворота в прошлое, на сто лет назад, когда на этом плато над долиной речки Сарсинки высились многочисленные постройки Сарсинского православного женского миссионерского монастыря. А название монастыря — во имя Боголюбской иконы Божией Матери — отсылает нас в еще более далекие времена.

…Летом 1155 года князь Андрей, сын Юрия Долгорукого, по пути из Ростова в Суздаль проезжал вблизи слияния рек Нерли и Клязьмы. Князь вез с собой чудотворную икону Богоматери (которая впоследствии будет известна как «Владимирская»). Вдруг кони встали, и никто не смог сдвинуть их с места. Наступила ночь, князю пришлось раскинуть шатер. В нем он усердно молился перед чудотворной.

И вдруг шатер и окрестности озарились неземным светом. Это явилась Андрею сама Богородица. Она благословила его построить здесь град. И князь, повинуясь велению свыше, основал на берегу Клязьмы «город камен именем Боголюбый», а явившийся ему образ Богоматери велел запечатлеть в иконе.

Та икона, названная Боголюбивой, или Боголюбской, прославилась многими чудотворениями. Считается, что она остановила эпидемию моровой язвы, которая косила людей во Владимире в 1771 году. Боголюбская икона после многих превратностей судьбы попала в Свято-Успенский Княгинин женский монастырь во Владимире, где и хранится сегодня. По Руси разошлось множество ее списков. Ей посвящали храмы и монастыри.

Но почему один из них возник в полусотне километров от Красноуфимска, у села Сарсы-Вторые? Ведь от Владимирских краев, места бытования «коренной» Боголюбской иконы, до Урала — не рукой подать.

Известно, что архимандрит Зосима, основавший в 1897 году Сарсинский Боголюбский монастырь, прибыл в Красноуфимск как раз из Владимирской епархии, из Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. А это совсем недалеко от Боголюбова, белокаменного града князя Андрея. Может быть, поэтому выбор Зосимы остановился на образе Боголюбивой Богоматери?

Две церкви были построены рядом с селом — Борисо-Глебская под горой и Боголюбская — на ее вершине. В кельях и мастерских жили и трудились монахини и послушницы, всего более двухсот насельниц. Умело выполняли и мужскую и женскую работу: обрабатывали землю, ухаживали за коровами и лошадьми, делали сани и бочки, шили упряжь, одежду и обувь, вышивали золотом, бисером, шелком иконы, церковные облачения и принадлежности, мирские вещи.

В обители была библиотека, богадельня для стариков и приют для крещеных нерусских детей, которых учили грамоте и ремеслам.

Живя на сломе российского государственного строя, сестры Боголюбского монастыря не хотели вмешиваться в политику и готовы были явить милосердие каждому, кто попадал в беду, по какую бы сторону баррикад он ни находился.

Многодетную семью красного активиста они спрятали, когда Сарсы заняли войска казачьего генерала Дутова. И рассказывает об этом никто иной, как Валентина Яковлевна Титова, девяностолетняя жительница села, которая семилетней девчушкой пряталась в тайнике, устроенном монастырскими сестрами: на первом этаже двухэтажного дома – шорная мастерская, на втором – фотография, а между ними – пространство, где и отсиживались дети с матерью.

— Ночью нас монашка выманит, как котят, покормит. Мы по нужде сбегаем и опять прячемся.

Пришла новая власть, предложила насельницам организовать сельскохозяйственную коммуну. Они от предложения открестились: бесовское слово! Валентина Яковлевна утверждает, что сестры просто разбрелись кто куда. Хозяйство, организованное на месте монастыря, пережило в 1922 году страшную засуху и нападение саранчи. Зимой умирали от голода и крестьяне, и ребятишки из приюта, ставшего детским домом. Две сотни трупов накопилось за зиму в сараях. Весной воинская команда похоронила их по дороге на Красноуфимск.

Позднее опустевшие постройки монастыря разобрали, растащили, увезли по частям в соседние села. Едва различимы на каменистой вершине остатки фундаментов. Иссяк источник в глубокой скальной расщелине, который много лет питал обитательниц монастыря и жителей села целебной святой водой. Рассказывают, что в день прославления Боголюбивого образа Пресвятой Богородицы, установленный еще в середине XII века князем Андреем Боголюбским (1 июля по новому стилю), вода из расщелины била фонтаном. В остальные дни к ней можно было спуститься по крутой лестнице и зачерпнуть ковшичком. Теперь на дне каменной щели лишь чуть влажно. Но по-прежнему богат прозрачной водой родник у подножия Монастырской горы. Коллектив местного сельхозпредприятия «Успех» недавно его облагородил, а архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий освятил.

Когда он поднимался по крутой тропе в гору, вдруг прекратился надоевший с утра дождь. У местных старушек, что отважно преодолевали крутизну, на лицах появились улыбки: «В гору сходить без дождя — хороший знак. Значит, Боголюбивая на нас не сердится».

У часовни, над бывшим святым источником, на месте стертой с лица земли святой обители снова звучала молитва: «О, Мати Боголюбивая Дево! О, Царице Всепетая! Ризою своею покрый нас от всякого зла, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша».

В этот миг казалось, что чудесный покров простерся над всеми открывающимися с высокой горы селами и лесами, полями и водами.

Римма ПЕЧУРКИНА «Областная газета»

 
Культура

Золотая нить времен

В храме Рождества Христова, что на Уралмаше, по 11 октября будет работать выставка “Златошвейное чудо”. Акция стала возможной благодаря усилиям Екатеринбургской епархии и представительству Президента в Уральском федеральном округе. Уникальные вышитые иконы и расшитое церковное облачение 16–17 веков были представлены Сольвычегодским историко-художественным музеем

 
Жизнь Епархии

Вознесенском архиерейском подворье Екатеринбурга прошло венчание у прихожан православной общины глухонемых

Екатеринбург, 5 сентября, «Православная газета». Наша газета уже рассказывала о созданной в Екатеринбурге православной общине глухонемых во имя святого праведного Иоанна Кронштадского.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс