Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В храме Рождества Христова, что на Уралмаше, по 11 октября будет работать выставка “Златошвейное чудо”. Акция стала возможной благодаря усилиям Екатеринбургской епархии и представительству Президента в Уральском федеральном округе. Уникальные вышитые иконы и расшитое церковное облачение 16–17 веков были представлены Сольвычегодским историко-художественным музеем, который был основан в 1919 году на базе древлехранилища Благовещенского собора, построенного купцами Строгановыми в конце 16 века, семейной традицией которых было меценатство. Основой коллекции музея являются вклады представителей семьи Строгановых, а, говоря языком церковных описей того времени, — “строения”. Так называли в средние века все виды вкладов, будь то храм, пелена, икона или колокол.
Удивительно, но тонкости златошвейного ремесла пытаются постичь не только женщины, но и мужчины, и даже подростки, посещающие выставку. Усердно вчитываются в аннотации к экспонатам и, как бы сверяя прочитанное, пристально вглядываются в священные одежды духовенства.
– Гляди, как блестит на солнце! Вот отсюда хорошо видать, присядь-ка, – зазывает на лавочку бабушка. — Видишь, как светится одежа-то. Правда ведь – золотая нить!
Я послушалась – присела рядом, и будто лучина вспыхнула перед глазами, при которой выполнялась работа. Стихарь 19 века блистал парчой, золотым шитьем и галунами, знаменуя собой чистоту души, подобающую лицу священного сана.
Создавались эти памятники орнаментального и сюжетного шитья под патронажем хозяйки дома Строгановых и мастерских — Анны Ивановны, для которой рукоделие было, пожалуй, единственным видом творчества, где она могла выразить свое художественное дарование. Талантливыми были и ее вышивальщицы.
Они владели разнообразием узоров-прикрепов — от простых геометрических фигур до сложных, имитирующих разные фактуры с поэтическими названиями “перышки”, “городок”, “ягодка”, “денежка”. И хотя сложный рисунок и композиции “знаменил” (делал графический набросок) обычно художник-иконописец (знаменщик), от таланта вышивальщиц, их умения и опыта зависели художественные достоинства произведения. Именно они умели подбором цветного шелка, золотной нити, тонкостью и разнообразием стежка оживить сухой контур, наполнить его особой выразительностью и красотой.
В мастерских создавались целые серии шитых пелен, повторяющих иконописные изображения праздников, святых, комплекты литургических облачений. Они представляют целую эпоху искусства художественного шитья и по стилистическим особенностям, когда дарственная надпись вышивалсь на самом произведении (“Сия пелена строение…”) вошли в историю древнерусского искусства под названием «строгановское золотное шитье”.
Произведения строгановской школы наряду с иконами и фресками украшали стены многих храмов. География вкладов Строгановых широка: церкви Великого Устюга, Вологды, Перми, Москвы, Соловецкого монастыря. Лицевое шитье по своему назначению связано с древнерусской живописью и выполнялось шелком, золотом, серебром и жемчугом. Фоном для шитья служили привозные шелковые ткани — тафта, камка (кайма) и атлас. Личное – лики и открытые части тела – вышивались светлым шелком телесного цвета. Доличное — одежды и другие детали композиции — исполнялись разноцветными шелковыми и металлическими золотыми и серебряными нитями.
В то время, когда мы любовались предметами диаконовского облачения, к вечерней службе спешил иподиакон Георгий. Я поинтересовалась: “Как Вам, батюшка, облачения?»
– Нельзя сравнивать наши облачения. Даже настоятель храма не имеет сейчас подобного. Эти богатые одежды показывают нам, насколько любили люди Церковь, чтобы сотворить такое и сохранить под страхом смертной казни. Тех людей боготворить надо. Выставка эта словно бы нить между прошлым веком и нынешним.
– А Вам бы хотелось служить в таких одеждах? — обращаюсь к молодому алтарнику.
– Их заслуживает только достойный. Я буду рад, если подобные облачения появятся у отца Владимира. Несмотря на все разговоры, Церковь еще очень бедна.
У витрины, где на драпировке рассыпана горсть жемчуга, ажурных пуговиц, лежит незаконченная работа с ликом Богородицы, с клубочками золотых и серебряных нитей, задержалась девочка с учебником “Природоведения» за 5 класс.
– Я часто сюда хожу, — призналась Катюша. — Иногда с мамой. Я не думала, что здесь выставка есть. Так красиво!
Две малышки – Аня 7-ми лет и 6-летняя Земфира – признались, что им больше всего понравились “картины”. Очевидно, они еще не знали, как они правильно называются.
– Здесь так красиво! Еще раз придем. Мы первый раз здесь были.
– Можно узнать ваше мнение о выставке? – решила заговорить я с молодым человеком.
– Я специально сюда приехал с Эльмаша, чтобы выставку посмотреть. Очень сильные работы. Такое в веках не теряется.
Мама с сыном (Елена и Вадик 14 лет) сказали так:
– Выставка оставила глубокое историко-православное впечатление. С верой, умением, любовью делалось все.
Рина, преклонных лет женщина, стала прихожанкой этого храма со дня его основания, хотя и не живет рядом. А объяснила это так:
– Атмосфера здесь хорошая. Светло, уютно. А выставка – это чудо какое-то!
Многие подходят к церковным реликвиям с молитвой и поклоном. И действительно, труд тех людей, которые подарили нам эту красоту, заслуживает преклонения. Какое нужно было терпение иметь, чтобы месяцами, а то и годами выполнять одну работу.
– Видимо, молились, постились, – размышляет Татьяна. – Здесь побываешь, и будто чище становишься, спокойнее. Какая-то благодать в тебя проникает. Хочется со всеми быть в ладу и мире.
Наверное, этого здесь искали и двое мужчин кавказской национальности, так они внимательно, буквально прильнув к стеклу витрин, вглядывались в лики святых Православной Церкви.
– Как вам здесь? — интересуюсь осторожно.
– Осень нравис-са!
Истинной красоты и благодати здесь на всех хватит.
Напоследок еще раз смотрю на чудо златошвейное, дошедшее до нас из глубины веков, и поражаюсь этим прекрасным и скорбным ликам святых. На пелене 1626 года “Богоматерь Владимирская” до сих пор свежи краски тафты и холста, расшитого шелковыми, золотыми и серебряными нитями с блестками, жемчугом и битью. “Положение во гроб” -плащница второй половины 17 века. Пелена “Убиение царевича Димитрия”, покровцы “Распятие” и “Се Ангел” той же эпохи.
Пелену “Успение Богоматери” живописали иглой много лет – с 1592 по 1601 год. Две других пелены “Вход в Иерусалим” и “Богоявление” датированы 1650 годом.
Над древней рукописью 19 века, где рядом ирмологий на крюковых нотах 19 века, октоих 1594 года издания московским печатником Адроником Тимофеевичем Невежей, «Деяния святых апостолов» 1909 г., «Кормчая» 17 в. – посетители просиживали особенно долго. Эти фолианты попали на выставку из библиотеки Екатеринбургской Духовной Семинарии и были великолепным дополнением к экспонатам церковного обихода.
Епитрахиль, фелонь, набедренники трехсотлетней давности также надолго приковывали к себе внимание прихожан. Предметом пристального изучения и изумления была хоругвь “Спас Нерукотворный” 17 в., выполненная из металлической просечки и двусторонней вышивки.
Можно представить, какова ответственность за сохранность такого антиквариата. Искусствовед объединения “Культурное событие” Ольга Акименко с готовностью подтвердила это.
– Пока выставка не вернется на место — мы не успокоимся. Нам стоило немало хлопот, чтобы уговорить подписать разрешение на вывоз коллекции Министерство г. Сольвычегодска. Ведь сама выставка – уникальная ситуация. До сих пор такого в практике не было. Это делает честь храму Рождества Христова и вместе с тем накладывает серьезные обязательства. Словом, это ответственно и почетно.
Настоятель прихода отец Владимир считает, что выставка выполняет важную миссию:
– Вы почувствовали, какое тепло идет от нее. Выставка воодушевляет нас и мирян. Сколько любви мастерицы вложили! Пусть люди увидят свои корни, истоки Православия и древнерусской культуры. По достоинству смогут оценить это наследие. Тогда, выезжая за границу, они будут видеть дальше жвачки и стриптиза, впитывая самое ценное из культуры других народов.
Нам выставка с большим трудом досталась. После долгих размышлений экспозицию разместили в нашем храме. Он новый, светлый и в нем немало старинных икон. Такое сочетание оказалось очень гармоничным.
Нам надо не терять больше эту золотую нить, и связь времен будет прочной.
Наталья Рукавичникова
Екатеринбург, 5 сентября, «Православная газета». Новый учебный год начался в Екатеринбургской Духовной Семинарии. Девятый ее набор на дневное пастырское отделение составил 28 человек, всего же заявлений подавалось 48. Среди поступивших — молодые люди не только из Екатеринбургской
Ветер носит над Монастырской горой горький запах полыни. Она растет на каменистых склонах, седой пеленой лежит у подножья часовни. Это арочное сооружение с колоколом, возведенное совсем недавно, — как ворота в прошлое, на сто лет назад, когда на этом плато над долиной речки Сарсинки высились многочисленные постройки
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.