Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Преподобный Пимен родился в 340 г. У него было два брата, и все трое решили удалиться от мира и приняли постриг в одном из египетских монастырей. Когда мать, желая вернуть сыновей, пришла в обитель, преподобный Пимен через закрытую дверь келии стал упрашивать ее не настаивать на свидании и во имя будущей жизни возвратиться домой, позволив им приносить молитвы за мир. Мать покорилась решению сыновей.
Преподобный не жаловал посетителей, но тех, кто приходил к нему за духовными наставлениями, принимал охотно. К себе он относился очень требовательно, но и других наставлял носить тяготы духовной жизни по силам.
Он избегал людской славы и часто переходил с места на место. Однажды преподобный оказался в Египетской пустыне. Его приходом был очень недоволен живший в этих местах отшельник. И преподобный, всегда говоривший: “Если кто сделал тебе зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу”, отправился к отшельнику с угощением. Но тот затворил перед преподобным дверь своей кельи, и старец остался стоять на солнцепеке. Через некоторое время, покоренный его терпением, отшельник вышел и с любовью принял преподобного.
Один инок постился шесть дней и принимал пищу только на седьмой. Преподобный Пимен увидел его гневающимся на ближнего и сказал: “Научился поститься по шесть дней, а от гнева не можешь воздержаться один день”. На вопрос, что лучше – говорить или молчать, он отвечал: “Бывает, что человек кажется молчащим, но если сердце его осуждает других, то он говорит всегда; и есть такие, которые всякий день говорят языком, но внутри себя соблюдают молчание, потому, что не осуждают никого”.
С великим смирением преподобный Пимен переносил лишения подвижнической жизни и скончался в возрасте 110 лет. После кончины он был признан святым угодником Божиим и стал именоваться Великим — за подвиг великого смирения и истинно христианского служения Богу и ближним.
Один раз преподобного спросили: “Следует ли покрыть молчанием грех согрешившего брата, если случится увидеть его?”. Праведник Божий ответил: “Если мы скроем грехи братьев, то и Бог скроет наши грехи, а если ты увидишь согрешающего брата, не верь своим глазам и знай, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны сучку, и тогда никогда не будешь приходить в смущение и соблазн”. Это наставление преподобного Пимена о неосуждении ближних очень поучительно для нас.
Мы не имеем права осуждать ближних, потому что один Бог “Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить” (Иак. 4, 12). И только Он имеет власть судить грешника, а “кто ты, осуждающий чужого раба? — говорит апостол Павел. — Пред своим Господом стоит он или падает; и будет восставлен, ибо силен Бог восставить его” (Рим. 14, 4). Позволяя себе судить о действиях человеческих, мы как бы предвосхищаем право Божие. А это не есть ли величайший грех перед Богом?
Мы не имеем права осуждать ближних и потому, что не в силах правильно о них судить. “Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?” (1 Кор. 2, 11). Судя по поступкам человека, нам не трудно ошибиться в своих суждениях; суд наш будет основываться лишь на внешних признаках, которые не всегда соответствуют внутренним качествам. Быть может, в то время, когда мы осуждаем согрешившего ближнего, он давно в слезах и сокрушении сердца раскаялся перед Богом и испросил у Него прощения. Быть может, мы глубоко заблуждаемся, осуждая ближнего за то, за что его нужно уважать и одобрять.
Также удерживать от осуждения нас должно сознание того, что через это мы навлекаем на себя заслуженное осуждение от Бога и от людей. “Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?” (Мф. 7, 1–3). Часто мы осуждаем ближнего за то, в чем сами виноваты и в чем себя всегда извиняем. Осуждая других, не осуждаем ли мы вместе с тем и себя?
Зная нашу невнимательность к самим себе, апостол Павел увещевает: “Испытывайте самих себя … самих себя исследывайте” (2 Кор. 13, 5). Вот предмет для постоянных занятий, стараний и попечений христианина. А мы обращаем ли на это должное внимание? Почему-то мы не желаем исследовать собственные помыслы, пожелания, чувствования и наклонности, а чужие грехи – с удовольствием. “Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, — говорит Спаситель, — и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего” (Мф. 7, 5). Христос этими словами научает нас быть внимательнее к самим себе, замечать собственные слабости, недостатки и погрешности, чтобы тем самым истребить в себе наклонность к осуждению.
Святые угодники Божии всегда старались уклоняться от греха осуждения. Вот что рассказывал о себе авва Пафнутий: “Однажды, путешествуя, сбился я с дороги, ибо был туман, и очутился близ одного селения. Там увидел я некоторых, бесстыдно разговаривающих между собой. Остановившись, начал я молиться о грехах своих. И вот явился мне ангел с мечом и говорит: “Пафнутий! Все осуждающие братий своих погибнут от меча сего! Но ты не осудил, а смирился перед Богом, как бы виновный в грехе. Посему имя твое вписано в книгу живых”.
Один благочестивый старец, когда видел, что брат согрешает, со вздохом говорил: “Горе мне! Как он согрешил сегодня, так я согрешу завтра”.
Инок одной обители был весьма нерадив на пути спасения и когда он умирал, собралась вокруг него братия монастыря. Все они были удивлены, что беспечный инок оставляет этот мир не только без трепета, но благодаря Бога и улыбаясь. “Отчего ты в грозный час суда Божия так беспечален? “, — спросили умирающего иноки и услышали: “Так, отцы и братия! Я жил нерадиво, и ныне все мои дела представлены мне и прочтены ангелами Божиими; я с сокрушением признался в них, и ожидал всей строгости суда Господня. Но вдруг ангелы сказали мне: “при всем небрежении, ты не осуждал и был незлобив”, и с этими словами разодрали рукописание грехов моих. Вот источник моей радости!”.
Но бывают особые случаи, когда позволительно говорить о ближнем дурно. Их называет святитель Василий Великий: “…когда необходимо кому посоветоваться с другими испытанными в этом, как исправить согрешившего, и еще, когда бывает нужда предостеречь других, которые, по неведению, могут быть нередко в сообществе с худым человеком, почитая его добрым… А кто без таковой необходимости говорит, что-нибудь о другом с намерением разгласить или очернить, тот клеветник, хотя бы говорил и правду”.
Будем же молить Господа, чтобы Он открыл нам духовные очи видеть наши прегрешения и силой Своей благодати уничтожил в нас зловредную страсть осуждения братьев наших.
О НЕОСУЖДЕНИИ.
Когда мы слышим какие-либо дурные отзывы о каком-нибудь человеке, то, внутренне сравнивая его с собой, говорим в сердце своем: я не таков, я, в сравнении с ним, совершенство, и мечтая так о себе и осуждая внутренне других, услаждаемся своим превосходством пред ними.
Это — гордость сатанинская, это — зловоние плотского, греховного человека. Да бегут из души прочь такие помышления! Да помышляем мы себя худшими всех людей. Когда будут о ком отзываться дурно, вздохнем и скажем про себя: мы хуже, грешнее этого человека во сто раз, и от души помолимся об осуждаемом брате. Будь снисходителен и кроток.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Святые Адриан и Наталия вступили в брак всего за год до выпавших на их долю страданий. Они жили в Никодимии Вифинийской при императоре Максимиане. Начав гонение, он обещал награды тем, кто будет указывать христиан и приводить их на суд. По одному из доносов были взяты 23 христианина
Екатеринбург, 21 августа, «Православная газета». Попечительский совет Свято-Троицкого собора был создан более двух лет назад
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.