Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Святитель Ириней был родом из Смирны и получил образование в языческих школах, но когда услышал христианское учение от Смирнского епископа Поликарпа, то стал его учеником, принял крещение и был послан на проповедь в Галлию, где епископом Лионским был Пофин.
Рукоположенный в сан пресвитера, святой Ириней стал ревностным помощником епископу в деле распространения христианской веры в Галлии. Вместе они положили основание церквам в городах Лионе и Вьенне. И так прочно утверждены были ими эти церкви, что они устояли даже во время жестоких гонений от язычников; а гонение это было ужасно, особенно в 177 г., когда оно выразилось целым рядом допросов, пыток и казней. В это время, вместе со многими из своей паствы, мученически скончался епископ Пофин.
Когда гонение приутихло, лионские христиане избрали своим епископом святого Иринея, который “в короткое время преобразовал весь город в город христианский”. Он преследовал еретиков устными и письменными обличениями. “Здравый, идущий безопасным путем разум, — говорил он, — занимается только тем, что Бог дал во власть человеку и подчинил нашему ведению; а это есть то, что перед нашими глазами, что открыто и ясно выражено в Священном Писании. Лучше быть невеждою, а любовью приближаться к Господу, нежели многосведущим быть, а вместе врагом Божиим”.
Восставая против мудрствований еретиков, святитель Ириней видел одно спасение — в руководстве Церкви: “Церковь рассеяна по всей вселенной, но соблюдает веру, как будто занимает она один дом. Она одинаково верует, как будто имеет одно сердце, одну душу: проповедует единогласно, как будто у нее одни уста. Как солнце — творение Божие — одно и то же во всем мире, так одна и та же проповедуемая вера сияет повсюду, всех просвещает, приводя к познанию истины”.
Так подвизался великий пастырь, святитель Ириней, распространяя истину и истребляя ложь. Его праведная жизнь была увенчана мученической кончиной: он был обезглавлен вместе с многими тысячами христиан-мучеников.
Обратим внимание на слова святителя Иринея, касающиеся святой Церкви Божией. Только в православной Церкви — истина, только через нее, как через дверь, можно войти в Царствие Божие и наследовать жизнь вечную. Вне Церкви — заблуждение и погибель. И слово Божие, и свидетельства святых отцов, и история Церкви — все убеждает нас в том, что вне Церкви нет спасения.
По словам апостола Павла: “Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела” (Ефес. 5, 23). Значит, чтобы участвовать в Его спасении, необходимо быть членом Его тела, то есть членом святой православной Церкви.
Ныне поминаемый святитель Ириней Лионский, говорил: “те, которые не прибегают к Церкви, не причастны действия Духа Святаго и потому лишают себя блаженной жизни”. А блаженный Августин наставляет: “вне Церкви человек может иметь все, кроме спасения. Может иметь почести, может иметь таинства, может петь «аллилуия», может говорить «аминь», может держать Евангелие, может иметь веру во имя Отца и Сына и Святаго Духа и проповедовать ее; но нигде, кроме православной кафолической Церкви, не может найти спасения”. Он же в другом месте говорит: “Всякий, отделившийся от общения с Церковью, хотя бы жизнь его была достойна похвалы, за то одно беззаконие, что он отторгся от единения с Христом, не будет иметь жизни, но гнев Божий пребывает на нем”.
Если посмотрим на историю Церкви, то увидим, что только в православной Церкви есть чудотворные иконы, святые мощи, изливающие многообразные чудеса милости Божией. “Наша православная Церковь есть истинная, — говорит в одной из своих бесед Григорий, архиепископ Казанский, — потому, что Сам Бог прославил многих святых членов ее нетлением мощей их и многими чудодейственными силами. Эти чудодейственные силы многих членов нашей святой Церкви совершались в древние времена, как то видим в писаниях святых отцов, совершались во времена средние, как о том повествует не ложная история святой Церкви, совершались во времена новейшие и ныне совершаются, как то можете спросить в Лавре Печерской, в Лавре Сергиевской, в Воронеже и весьма многих других местах”.
Далее, чем мы поражаемся в истории Церкви, так это тем, что почти все гонители Церкви Божией, если не раскаивались, были наказаны и нередко умирали мучительной смертью. Первый гонитель христиан — римский император Нерон — был свергнут с престола и, вероятно, убит. Домициан, по жестокости подобный Нерону, попал в плен к неприятелю и там убит. Декий погиб на войне, и тело его было съедено хищными зверями и птицами. Валериан был взят в плен персами и там он исполнял самую унизительную обязанность: подставлял свою спину вместо ступени персидскому царю, когда тот садился на коня. Когда же Валериан умер, с его тела содрали кожу и вывесили на позор римлянам. Император Диоклетиан впал в жестокую болезнь, в конце концов, лишился разума и уморил себя голодом. Максимилиан Геркулий, отказавшись от престола, отравился ядом. Главный виновник десятого, последнего гонения, Галерий страдал неисцелимой болезнью, которая, несмотря на все старания врачей, усиливалась и дошла до такой степени, что никто не мог приблизиться к больному — такой нестерпимый смрад исходил из его ран.
В то же время благочестивые верующие правители всегда пользовались благоволением Божиим: император Констанций Хлор, покровительствовавший христианам, мирно и благополучно правил своей страной и мирно скончался. Его сына, императора Константина Великого, Господь сподобил стать тем Своим избранником, который дал мир и свободу святой Церкви.
Будем же твердо держаться святой православной Церкви, вне общения с которой нас ожидает вечная погибель. И пусть в памяти нашей всегда остаются слова великого учителя Церкви, святителя Иринея Лионского: “Не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви; ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нее пития жизни. Она есть дверь жизни”.
Настоятель Введенской Оптиной пустыни преподобный Исаакий, в миру Иван Иванович Антимонов, родился в 1810 г. в зажиточном купеческом семействе, поддерживавшем строгий патриархальный уклад жизни и отличавшемся благочестием и ревностью к посещению Божиих храмов.
Святитель Петр родился в семье благочестивых христиан. Еще до его рождения мать святителя имела видение, что ее сын просияет добродетелью в земле Русской. Учился будущий митрополит прилежно, но все равно не успевал.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.