Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (207) → Режиссер Никита Астахов: «Театр начинается не с вешалки, а с молитвы»

Режиссер Никита Астахов: «Театр начинается не с вешалки, а с молитвы»

№30 (207) / 8 августа ‘02

Фестиваль православной культуры «Царские дни»

В этой теме:

Фестиваль православной культуры «Царские дни»
Говорят участники и гости фестиваля
Фестиваль православной культуры «Царские дни»
Оксана Артуровна Бакеркина: «Хочется, чтобы жить было светлее»

Окончен спектакль «Крест-Хранитель», сыгранный гостями из Москвы – актерами Русского духовного театра «Глас». В опустевшем зале, теперь уже на зрительских местах, рядом с нами – художественный руководитель театра Заслуженный деятель искусств России Никита Сергеевич Астахов и едва успевшая снять костюм преподобной Елизаветы Федоровны, но не изменившая своей природной стати Заслуженная артистка Российской Федерации директор театра Татьяна Георгиевна Белевич.

В нашей искренней, душевной беседе принимают участие и духовные окормители театрального коллектива, представители Московской Патриархии отец Георгий Докукин и отец Александр Егоров.

- Вас называют первым русским духовным театром. Как вы начинали?

Отец Георгий:

— Все начиналось с трех человек. Театра еще не было, когда меня попросили помочь с постановкой сценического действия “Светлое воскресение” к 2000-летию Крещения Руси. Помогали люди, разрабатывали сценарий, строили театр соборно. Потом стали расти…

В 1990 году мы приехали в Екатеринбург, чтобы сыграть спектакль “Крест-Хранитель” в Алапаевске при Владыке Мелхиседеке, который сказал, что вообще относится к театру критически, но именно наш – признал. Этот спектакль знаменателен, т.к. именно в то время решался вопрос о лжемощах Царственных мучеников. Вчера мы снова побывали на Ганиной яме и были поражены возрождению этого святого места. Словно Китеж-град там поднялся… Театр наш является общиной. Порой приходят люди далекие от церкви и постепенно воцерковляются. Отец Александр, художник, занимается с артистами рисунком. Но самая главная наша роль – священническое окормление. Театр не должен становиться лицедейством, он не может быть лживым. Необходимо нести людям слово Божие, ту энергию, которая способна изменить мировоззрение. Мы проводим с актерами беседы, постепенно они начинают ощущать себя православными.

Отец Александр:

— В первую очередь, мы решаем духовные проблемы. Наша проповедь перед спектаклем очень важна, так как много людей новоначальных. Им необходима эта лекционная катехизаторская часть. Наш театр был в числе тех, кто поднимал идею возрождения храма Христа-Спасителя. Мы ездили по России, собирали подписи. Часто наши зрители становятся друзьями театра, остаются, помогают нам.

- Каков круг ваших зрителей?

Отец Александр:

— Это и студенты, и дети, и целые семьи. Заключенные тоже были нашими зрителями…

— Никита Сергеевич, в спектакле “Крест-Хранитель” вы создаете образ зла. Насколько сложно православному актеру играть отрицательную роль?

Н. Астахов:

— Это хороший вопрос. В чем спасение? Театр начинается не с вешалки, а с молитвы. Сейчас разрабатывается новая технология актерского мастерства. Раньше все актеры выступали адвокатами своей роли. У нас – другое: мы относимся к роли, как духовник относится к своему духовному чаду. Священник наставляет, но и жалеет свое чадо. Так и актер – он жалеет своего убийцу, как мать. Это плач, покаяние… И тогда роль еще и учит актера.

Т. Белевич:

— Искусство не должно быть равнодушным, оно призвано вскрывать грехи. Человек тратит свое сердце, чтобы пробудить сердце другого человека – зрителя. Мы не можем быть все время умиленными.

Н. Астахов:

— У каждого человека есть некий духовный орган, из которого растет вера. Если человек находится в атеистической клетке, этот орган может отмереть, засохнуть. А если работает и наш, актерский, духовный орган, и зрительский, то происходит взаимодействие, которое поднимает всех нас и само художественное произведение на такую высоту, что люди поражаются. Иногда одно слово, фраза способны потрясти и очистить душу. Поэтому отрицательные роли играть надо.

- Какие произведения в вашем репертуаре?

Отец Георгий:

— У нас два спектакля по Василию Шукшину. Ставили также “Ревизора” гоголя, эту постановку благословил Патриарх Илия II. Мы показали Гоголя, осветив его творчество с православной точки зрения. Ведь самое главное – дух произведения. Есть спектакль «Град Китеж» по произведению отца Иоанна Экономцева. Ставили рождественскую сказку «Это сам Христос-Малютка»; «Золотой петушок».

— Шукшин – православный писатель? Порой можно услышать нарекания в его адрес. Вызывают споры образы его героев, особенно духовного сана.

Отец Георгий:

— Мы любим и почитаем Шукшина, выезжали на его родину. Конечно, душа у него истинно православная. К сожалению, это беда нашего времени, что из священников хотят сделать идолов, хотят чистенького вместо того, чтобы помогать им.

Н. Астахов:

— Из жизни Шукшина мы знаем, что он вырезал из газет, журналов и собирал иконы, мать его была верующей, видела пророческие сны. Но в те годы за открыто исповеданную веру ему бы хребет сломали. А мы начинали творить позже, пошли уже «с открытым забралом». Нам досталось уже другое время.

Т. Белевич:

— Никита Сергеевич заявил на парткоме: “Прошу не считать меня коммунистом с начала Рождественского поста”. “А когда этот Рождественский пост?” – недоумевали в комитете…

— Спектакль “Крест-Хранитель” посвящен новомученикам российским, от безбожной власти убиенным…

Отец Георгий:

— Этот спектакль – попытка пересмотреть нашу историю.

Т. Белевич:

— Нам показалось интересным показать столкновение двух сил, ведь это одно время: и Елизавета, и революция. Мы изучили много документов, письма Ленина. Обратились к поэме Блока “Двенадцать”. Блок – вовсе не певец русской революции. У него – “впереди иисус Христос”. У России тоже все впереди.

Н. Астахов:

— Татьяна Георгиевна на Всероссийском театральном фестивале в вологде была награждена за создание образа Елизаветы серебряным крестом…

Т. Белевич:

— Во время исполнения этой роли – крест всегда на мне.

- Как вы ощущаете руку божию?

Т. Белевич:

— С этим спектаклем связано чудо. Когда мы выступали в Алапаевске, то взяли землю на той шахте, где была замучена Елизавета. Партийные люди не поняли этого, а у меня как-то само собой вырвалось: “Да это же земля святая! К вам же паломники ездить будут!” Спустя девять месяцев привезенная нами земля заблагоухала. Пахло миром. И знаменательно, что это повторилось на телестудии… Когда ощущаешь такое благоухание, чувствуешь, что господь рядом. Данный факт явился еще одним признаком, шестым по счету, для канонизации Елизаветы Федоровны. Мои слова сбылись. Чудо и в том, что театр наш долго находился без постоянного помещения, а теперь мы на Ордынке, недалеко от обители святой Елизаветы.

- Вам часто приходится выезжать? Где вы побывали с гастролями?

Отец АЛЕКСАНДР:

— Мы побывали на православном фестивале в Сербии. Ездили в Арзамас, Саров, Вологду.

Н. Астахов:

— А теперь господь привел нас в Екатеринбург. Именно так: мы должны были ехать в Иерусалим, но наша поездка сорвалась, и буквально на следующий день пришло известие о фестивале православной культуры: мы оказались на русской Голгофе. Значит, наше творчество было необходимо здесь.

- Какие у вас впечатления о нашем городе?

Н. Астахов:

— Екатеринбург нам близок, в нем легко работать. Вы обгоняете нас, живете активнее. Нужно подумать о гастролях…

* * *

В заключение очень сжатой на страницах газеты, но духовно и эмоционально очень насыщенной беседы хочется раскрыть для читателя еще один пласт, связанный с московским театром “Глас”, который нам еще не был доступен в эти “Царские дни”.

Мы уже представили читателям отца Александра (Егорова), который в жизни духовного театра прежде всего – духовный наставник. Вклад свой в качестве живописца, да и психолога, посредством изобразительного искусства работающего с труппой, отец Александр ставит на второй план. При этом живописец Александр Егоров участвовал в росписи Храма Христа Спасителя, в восстановлении залов Большого Кремлевского Дворца. Является членом Союза художников России и Международного Художественного фонда. Он участник многих российских и зарубежных выставок. Живописные работы отца Александра находятся в музеях и частных собраниях Росси, США, Англии, Италии, Германии, Австралии, Аргентины, Индии, Югославии.

Много путешествуя, художник исследует глубокие и древние пласты мировой культуры и находит в них образы для своих произведений. “Каждая минута вдохновения, — говорит отец Александр, — дается нам Господом. В этом мгновении, в этом творческом процессе творец познал сам себя – в природе, в людях… Каждое мгновение красоты дарует нам прикосновение к истине. Художник, а затем и зритель пристально всматриваются в нее, каждый раз открывая для себя что-то новое. Все, что нас окружает, предназначено нам свыше для познания. Художник, как пророк, открывает и учит Закону Божиему, предвещает Будущее”.

Понимание будущего отец Александр видит в постижении прошлого, в причастности к истории Отечества, в гармонии с природой, в Вере.

Будем надеяться, что фестиваль православной культуры “Царские дни” — 2003 станет не только радостной встречей с духовным театром “Глас”, но и знакомством с полотнами художника Александра Егорова.

Мы ждем вас!

Материалы подготовили Людмила Косовская
и Лариса Ларионова l

 
Фестиваль православной культуры «Царские дни»

Архиепископ Викентий провел прием меценатов, оказавших помощь в проведении фестиваля православной культуры «Царские дни»

Екатеринбург, 5 августа. В минувшую пятницу архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий наградил Благословенными грамотами членов

 
Фестиваль православной культуры «Царские дни»

Оксана Артуровна Бакеркина: «Хочется, чтобы жить было светлее»

Оксана Артуровна Бакеркина, руководитель детского театра моды города Екатеринбурга, откликнулась на предложение принять участие в Фестивале православной культуры “Царские дни”. Участники и гости фестиваля уже смогли по достоинству оценить ее искусство.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс