Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (207) → 19 августа. Преображение Господне

19 августа. Преображение Господне

№30 (207) / 8 августа ‘02

Церковный календарь

Вскоре после того как Спаситель открыл ученикам, что Ему надлежит много пострадать от иудеев, быть убиту и в третий день воскреснуть, Он возвел трех апостолов — Петра, Иакова и Иоанна на гору Фавор и «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17, 2). Преображение Христово сопровождалось явлением ветхозаветных пророков Моисея и Илии, которые говорили с Господом о Его скором отшествии. Затем светлое облако осенило всех, пребывавших на горе, и послышался глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17, 5). Празднованием Преображения Господа Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств — человеческого и Божественного. Преображение есть явление Сына при свидетельстве Отца в Духе Святом, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы.

У возведенных на Фавор учеников действием Божества открылись духовные очи, и они смогли созерцать Божественный Свет. По мысли святителя Григория Паламы, Фаворский Свет — это «Слава Божия» и «Царство Божие», в нем апостолам была открыта «тайна восьмого дня», тайна того светоносного «града» — Нового Иерусалима, о котором свидетельствует Апокалипсис. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами», — говорит святитель Иоанн Златоуст.

В евангельском повествовании Преображение имело еще одно значение: оно должно было при грядущем Голгофском уничижении Христа укрепить апостолов в их вере, дать им незыблемое свидетельство Божества Христа и добровольности Его Крестных страданий и смерти. Об этом поется в кондаке Преображению: «Да егда Тя узрят распинаема, страдание уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние».

Кроме того, Преображение имеет отношение лично к каждому христианину: можем ли мы, имея ту же человеческую природу, что и апостолы, стать участниками Преображения, прикоснуться к жизни будущего века, воспринять Фаворский Свет? В этом стремлении к озарению нетварным Светом и состоит духовный смысл нашей жизни. Образ этого стремления показал Сам Господь на Фаворе в Своей молитве. По свидетельству святителя Григория Паламы, имея в Себе от Себя Самого нетварный Свет, Спаситель не нуждался в молитве для осияния Своей плоти, молился же Он, чтобы показать, что блистание происходит от молитвы, от соединения ума с Богом. Потому христианину, желающему удостоиться своего «личного Фавора», надлежит постоянно упражняться в молитве и добродетели, отвращаясь от земных помыслов и устремляя свой ум, свою любовь к Богу. Вера в то, что эта цель достижима, что обожение человеческой природы возможно — важнейший момент христианского учения о человеке. Обожение — условие, предварение спасения, поэтому Преображение — залог Воскресения.

Глубокий назидательный смысл Преображения содержится в отдельных его символах. Высота горы Фавор означает, по блаженному Феофилакту, возвышенность духа над земными привязанностями, без чего созерцание небесного невозможно. Сама гора знаменует необходимость двух подвигов — богомыслия и труда, без чего невозможно взойти на высоту: богомыслие возносит ум вверх, труд же способствует смирению. Гора указывает также на уединение и безмолвие, благоприятствующие молитве. Многое значит и само название горы, которую Господь избрал для свершения Преображения: Фавор в переводе означает «чертог чистоты и света». Господь желал, чтобы из самого названия горы следовало, что для принятия Божественного Света необходимо очищение покаянием.


В Преображении глас с неба не другое что изрек, как «Того послушайте». Отчего же так? Оттого, что здесь перед глазами представлен был и плод послушания. Отец Небесный говорил как бы: хотите достигнуть этого? Слушайте же, что Он будет внушать и заповедовать вам. И если пойдете путем Его, то несомненно вступите в область света, который будет обнимать вас не со вне, а изнутри исходить, и всегда держать вас в таком состоянии, что все кости ваши будут изрекать: добро нам так быть. Вас преисполнит свет отрады, свет благонастроения, свет ведения; все печали мимо идут, настроения страстей исчезнут, ложь и заблуждения рассеются. Станете на земле небесными, из земнородных — благородными, из бренных — вечноблаженными. Тогда все будет ваше, потому что вы сами станете Христовыми. Любящий Христа Господа возлюблен бывает Отцом Небесным, и Оба к нему приходят, и обитель у него творят. Вот и свет Преображения!

Святитель Феофан Затворник

Праздник Преображения Господня. Золотое и голубое утро в холодочке. В церкви — не протолкаться. Я стою в загородке свечного ящика. Отец позвякивает серебрецом и медью, дает и дает свечки. Они текут и текут из ящиков изломившейся белой лентой, постукивают тонко-сухо, прыгают по плечам, над головами, идут к иконам — передаются — к «Празднику !». Проплывают над головами узелочки — все яблочки, просвирки, яблоки. Наши корзины на амвоне, «обкадятся», — сказал мне Горкин … В спертом горячем воздухе пахнет нынче особенным — свежими яблоками. Они везде, даже на клиросе, присунуты даже на хоругвях. Необыкновенно, весело — будто гости, и церковь — совсем не церковь. И все, кажется мне, только и думают об яблоках. И Господь здесь со всеми, и Он тоже думает об яблоках: Ему-то и принесли их — посмотри, Господи, какие! А Он посмотрит и скажет всем: «ну и хорошо, и ешьте на здоровье, детки!». И будут есть уже совсем другие, не покупные, а церковные яблоки, святые. Это и есть — Преображение.

И. С. Шмелев

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

18 августа. Память мученика Евсигния

Святой мученик Евсигний родился в Антиохии Сирийской в середине III века. Достигнув совершеннолетия, он поступил на военную службу. Шестьдесят лет отдал Евсигний службе в войсках римских императоров Диоклетиана, Максимилиана Геркула, Констанция Хлора, Константина Великого и его сыновей.

 
Труды Архипастыря

Сегодня архиепископ Викентий посетит Областной медицинский колледж, где подпишет соглашение о сотрудничестве с этим медицинским учебным заведением

Екатеринбург, 17 июля, «Православная газета». Сегодня в 13 часов Высокопреосвященный Викентий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский, посетит Областной медицинский колледж (ул. Репина, 2А).

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс