Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (207) → Заступница усердная — о церковном почитании Божией Матери

Заступница усердная — о церковном почитании Божией Матери

№30 (207) / 8 августа ‘02

Святыня

Чудеса от икон Богородицы и сами иконы с древних времен вошли в историческую память человечества. Первые иконы Божией Матери, как гласит предание, были написаны апостолом и евангелистом Лукой и благословлены Самой Пречистой Девой. Списками с них стали Владимирская, Тихвинская, «Одигитрия», что значит «Путеводительница», и другие. С них, в свою очередь, также делались многочисленные списки, которые разошлись во все концы земли. Но были и иконы, написанные после явлений Богородицы, как бы закрепляющие мистический акт явления Божией Матери в земном историческом пространстве. Таковы Боголюбская, где Богородица, явившаяся Андрею Боголюбскому во сне, изображена в полный рост, или Максимовская с омофором в руках — именно так Она явилась митрополиту Владимирскому Максиму в 1299 году.

Однако икону не следует воспринимать только как памятный знак в честь какого-то чудесного события. Нет, она — пришествие, вхождение чуда в нашу жизнь. Явившись однажды, оно уже не прекращает своего благодатного действия, и только от нашей веры зависит возможность принятия его. Собственно, чудотворение от икон есть призыв нас к святости, к следованию за Богом. В них нам должны открыться неведомые мистические глубины жизни, ее истинный смысл. И тогда мы поймем, что все внешнее благоустройство, к которому мы так стремимся, может быть только следствием нашего внутреннего облагораживания себя, обновления во Христе. И здесь перед нами снова возникает образ Богородицы, подвиг Ее земной жизни.

С ранних лет Она была взята в удел Божий, но не остановилась там, где все в молитве и трепете поклонялись Богу, а погрузилась в такие духовные глубины, где Бог и человек встречаются лицом к лицу. И в этих глубинах совершалось таинственное очищение души. Внешняя жизнь текла обычно, но внутренне это было предстояние пред Богом в такой тишине и таком безмолвном созерцании, которое и называется «святая святых». Это чудо откровения и доверия дало возможность совершиться чуду воплощения.

Это прекрасно отражено в песнопениях, посвященных Богородице и Ее иконам. Вот где церковная поэзия достигла своей высоты и блеска. Вникнем в смысл молитвы.

Здесь нет конкретных просьб о помощи, но вместе с тем все наполнено личным чувством и личным переживанием. Наши проблемы могут как бы уместиться в этих словах. Перед сознанием величия Богородицы отступает наша суетная каждодневность.

Вот на чем основано почитание Божией Матери — не на стремлении получить некие желаемые блага, а на признании Ее несравненной святости и смирения перед Богом. Поэтому почитание Богородицы для нас есть школа духовного возрастания.

Во всех священных песнопениях выражается несравненная сила ходатайства и помощи Божией Матери. Мы как бы окружены Ее материнской заботой. И в ответ что от нас требуется? Ничего. Материнская любовь не прейдет, то есть не иссякнет, даже если мы отвернемся от матери. Поэтому важно понять, что мы не обязаны, не принуждены ничем к почитанию и прославлению Божией Матери. Это добровольный свободный акт. И чем больше в нем бескорыстия, тем он выше и чище.

Но ведь в нашей житейской логике благодарность есть ответ на благодеяния. А если мы этих благодеяний Богородицы не чувствуем и ничего о них не знаем, то и оказывается, что икона для нас лишь произведение искусства и может служить лишь удовлетворению нашего эстетического чувства. Какое обесценивание! И как самих себя можно обокрасть!

Литургическое Предание Церкви сохранило множество замечательных песнопений, посвященных Богородице. Тропари и кондаки, каноны, акафисты — все эти молитвенные песнопения различных жанров обращены к Божией Матери и Ее иконам. Эти молитвы нужны нам прежде всего потому, что они возводят нас в высшее духовное состояние, приближают нас к созерцанию небесной чистоты.

Человек устроен так, что деятельность духовная и телесная, внутренняя и внешняя, в нем неразрывно связаны. Бог -Творец и душ, и телес наших. Потому и Богопочитание в нас должно охватывать и внутреннюю, и внешнюю нашу природу. Одно с другим связано неразрывно. И молитва приводит все в единство своим словесным действием. Без внутренней, духовной стороны Богопочитание было бы телом без души, то есть безжизненным, механическим и ложным. Оно было бы даже лицемерием и самообольщением. А с другой стороны, без внешних проявлений, без участия телесного, Богопочитание было бы неполным и неестественным и не могло бы укрепиться в человеке.

Опыт показывает, что пренебрегающие внешними средствами выражения религиозных чувствований (крестным знамением, преклонением головы и колен и т.п.) обычно бывают лишены и внутренней религиозности. И наоборот, усердно и со смыслом пользующиеся этими спасительными жестами и знамениями вызывают и укрепляют в себе соответствующее религиозное на-строение.

Каждое живое чувство стремится выразиться вовне. Потому-то и нет такой религии на земле, которая не сопровождалась бы какими-либо формами внешнего богослужения. Все это необходимо нам знать, чтобы мы могли помочь себе, чтобы молитвенное обращение, столь необходимое для нашей души, стало для нее естественным. И многочисленные молитвы к Божией Матери, сложенные святыми, как ничто другое могут научить нас вере и благоговению.

Россия недаром была названа уделом Пресвятой Богородицы. Множество чудотворных икон Ее было явлено у нас во все века с момента принятия христианства. Тихвинская икона хранит и благословляет северные края. Иверская — южные пределы. Почаевская и Смоленская иконы Пресвятой Богородицы ограждают землю Русскую с запада. На востоке священный форпост — Казанская. А в центре Русской земли сияет неземным светом Божественной благодати Владимирская икона. Это божественное присутствие трудно не заметить. И все-таки признание факта не есть его почитание. Только когда мы с благоговением склоним главу и припадем к иконе, начнется в нас духовная, молитвенная жизнь, и не смысл будет нас интересовать, но почувствуем мы живое действие благодати Божией.

 
Святыня

В Екатеринбургскую епархию прибывает новая святыня – освященная на афоне Иверская икона Пресвятой Богородицы

10 августа в Екатеринбург прибудет созданный на Афоне и освященный от Чудотворной Иверской Иконы Божией Матери список Иверской иконы Пресвятой Богородицы.

 
Святыня

Иверская икона Пресвятой Богородицы

Икона Божией Матери, прославившаяся чудесами в уделах Богородицы — на Афоне, в Иверии (Грузии) и в России, названа по имени Иверского монастыря на Святой горе Афон. Первое известие о ней относится к IX веку — временам иконоборчества, когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс