Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Казалось бы, три фестивальных дня – время немалое. Тем не менее, так много было предложено организаторами и участниками Фестиваля православной культуры “Царские дни”, так сильны впечатления от каждого выступления, что хотелось продлить это время, задержать, чтобы не пройти стороной каждое явление жизни фестиваля.
Еще не растаял в воздухе страстный звук струн гуслей и голос Андрея Байкальца, а я вступила в полумрак Харитоновского дворца, стены которого соединили память о великолепии жизни старых уральских промышленников и золотодобытчиков, страшные легенды о его подвалах и светлые воспоминания о радостном творческом общении, что было знакомо уже нескольким поколениям школьников — завсегдатаев нынешнего Дворца творчества юных.
Здесь фестиваль, с разрешения директора ДТЮ В.М. Ворониной и ее коллег, разместил работы, говорящие на “молчаливом языке” (так выразился один из участников): фото-, живописные, а также архивные материалы.
* * *
Первое, что остановило взгляд – цветная фотография, выполненная – на рубеже… XIX-XX веков! Перед зрителем встает документально запечатленная Россия, давно и безвозвратно ушедшая. Автор цветных фотоснимков николаевской России – Сергей Михайлович Проскурин-Горский.
В другом зале представлены документы того времени, относящиеся к той эпохе, комментирующие события, предшествовавшие революции, начиная с 300-летия Дома Романовых.
Рядовые вещи того времени, но с точки зрения и материальной, и духовной ставшие уникальными.
Здесь сборник стихов Великого князя Константина Романова и открытки с картин Великой княгини Ольги Александровны – племянницы Государя (выпущены в пользу Благотворительного общества), благотворительные открытки, конверты, марки.
Мы убеждаемся в активном участии в культурной жизни России и огромном внимании к делу благотворительности всего Дома Романовых.
- Нет такой отрасли, где не участвовал Дом Романовых, обеспечивая тем самым надежное развитие. Причем, эта царская, и вообще российская благотворительность не равна западной филантропии, – говорит Владимир Хохлов, представивший все эти экспонаты. Филантроп только жертвует деньги. Русская благотворительность гораздо шире и глубже, понимается как выражение милости к людям. И когда так жил сам Царь, это обязывало не отставать и других.
Противостояли этому, по выражению Владимира, жертвы собственной жадности.
Владимир Хохлов – не профессионал, его увлечение не связано с образованием – «интересно было изучить, посмотреть, что было в действительности». И, хотя Володя молод, его увлечению уже 10 лет.
* * *
Живописец С. Мочалов… Передвигаюсь от картины к картине. Женские портреты… Будто сам Огюст Ренуар подарил екатеринбургскому художнику кисти: слегка размыты очертания, масло кажется на холсте легким и нежным, мазки золотистой охры, глубокая синева ультрамарина, внутренний свет малинового. Белоснежные платья, неординарные, светлые лица, чистые взоры – многокрасочность и гармония… женские портреты – Ольга… Татьяна… Мария… Анастасия… Александра Феодоровна…
Во весь рост – портрет Императора Николая II. Чёткость изображения. Сдержанность цвета. Стать, достоинство и честь. Военный мундир как клятва верности присяге.
А дальше – снова военная форма: серые шинели. Серые фигуры со штыками в руках, серые лошади, серая дорога, серое небо. И только фигуры в дорожной коляске – мужская и женские – высвечиваются из этих сумерек.
И вот он – апогей революционного режима: серая комната, кирпичная стена которой изуродована выстрелами. Багровым запятнано светлое дерево пола. И плотно закрытая дверь – она была белой – как напоминание о том мире, куда уже нет дороги.
Пейзаж? Нет… Тонкие березки словно свечами вытянулись по всему полотну, и, кажется, по спирали витают здесь души убиенных Царственных Страстотерпцев и бросают золото света на траву. Вся земля пронизана светом любви и всепрощения.
И снова — изображение человека. Только не лицо – лик. Не ренуаровская живопись – икона. Царевич Алексий возносится к Отцу Небесному. В углах полона, как и полагается по иконописным канонам, эпизоды из жития: пахарь в поле; Ипатьевский дом; Вознесенская церковь, прикрытая темным силуэтом “Комсомольцев”; “братишка” в кожане, и кровью революционного стяга запятнана земля. Но отрок с нимбом держит тонкий крест и легко благословляет нас.
Как много сказал художник. И мы, зрители, молчим, делая свой выбор.
* * *
В фойе дворца экспозиция, которая занимает не такое уж большое пространство: на стендах запечатлены мгновения сегодняшней жизни, остановленные взглядом фотографа-художника.
Любовь Вениаминовна Медведкова представила серию “Хроника Екатеринбургской епархии”. Уверена, ее фигуру с фотоаппаратом я видела то тут, то там во время фестиваля. Но брать интервью здесь неуместно: мастер работает, и продолжение следует.
Также, как Л.В. Медведкова, в цвете, работает С. Кузьмин. Его работы камерны, тонки, лиричны. Вот стволы берез будто сплелись в букете, за ними – золотые купола храма. Белое и золотое сияют, проникая в слои воздуха, и контуры размыты, словно рукотворное сливается с Богом созданным в дымке радостных слез. – “Пасха. Верхотурье”.
В. Гудков серию своих работ назвал строчками из В. Высоцкого: “…Купола России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал…”. На снимке — темный силуэт храма и высокой колокольни, устремленные в небо. И кажется, что от звона колоколов солнечные лучи пронизывают вечернее, будто дышащее небо.
Цветные и черно-белые снимки. Константин Саломатин, Ю.А. Бастылев, С.В. Загайнов, Юрий Афанасьев и многие другие фотографы подарили зрителям мгновения жизни, что увидел их неравнодушный взгляд.
Вот сельский Крестный ход начинает свой путь от храма, ждущего часа своего возрождения. Пока окна заколочены, на белом покрове стен, как на раненном теле, проступает остов. Крестный ход немногочислен: женщины в светлых одеждах; двое молодых батюшек – так и чувствуется движение, порыв, сила; а впереди мужчина бережно несет икону, – с Богом!
На другом снимке – мальчишка-дошколёнок крепко прижался к огромному колоколу и пытается охватить его твердую и теплую от солнца поверхность. Наверное, его руки на всю жизнь запомнят это тепло, резьбу узора и лики святого и ангелов, — пусть согреет его это воспоминание в трудные минуты, укрепит.
* * *
А вот экспозиция явно принадлежит одному автору, но имя не обозначено.
«Инок» – ему не менее сорока, а взгляд по-детски восторжен — бережно держит в руках птенца. Божии создания.
“Конец рабочего дня” – паломники, миряне и монахини, на ходу перекусывают. Лица их светлые умиротворены: тело устало, душа отдыхает.
“Диакон” – перед зрителем семья священнослужителя в минуты отдыха. Молодой мужчина – будто позирует на полотно старого мастера-живописца. Современная фототехника, но ушла суетность, скоротечность времени. На руках у молодого папы полугодовалая дочурка, взгляд его светится миром, любовью и словно заглядывает в будущее, оберегая драгоценное.
Не буду больше описывать словами увиденное — работ много, захотелось узнать имя автора. “Он где-то здесь, Алексей,” – отвечает дежурный. И перед самым закрытием выставки знакомимся. “Алексей Бронников,” – представляется высокий худощавый мужчина с волосами, отливающими медью, и с ясными глазами. Алексей приехал из Красноярска, служит певчим в Успенском монастыре.
- Раньше сомневался: фотография — благое ли дело? Но и чудеса через фотоснимки являются. И через крестный ход, запечатленный на снимке, зритель становится как бы участником.
И Алексей стал работать, благословившись.
- Попадаются такие моменты, что невозможно пройти стороной. Все это — прекрасные мгновенья, которые не повторяются.
Что еще захватило? Убедить человека языком логики практически невозможно, особенно, если это сектант, да и “неверующих”, атеистов, — они даже очевидные факты принимают неохотно. Часто наша поголовная грамотность сочетается с безграмотностью духовной, и, не понимая духовных проблем, человек, с жаром начинает даже назидать, поучать, навязывать, но не способен критически посмотреть на себя. Но Господь тоже ратует о его спасении. С фотографией же спорить невозможно. Можно смотреть или не смотреть – молчаливо. Ценность выставки в этом. И тематика – Православие – позволяет молча облагораживать. Я ждал этот фестиваль полгода, и счастлив.
Уже на улице вновь вижу своего собеседника. Алексей прощается с кем-то из новых знакомых, наблюдаю его радостное возбуждение и невольно улыбаюсь. Увидев меня, он стремительно возвращается и протягивает руку: “Как вас зовут?”. Всего доброго, Алексей.
Спасибо, фестиваль! С Богом и до новых встреч!
Лариса ЛАРИОНОВА
Русь святая, храни веру православную! — взывал красочно оформленный плакат, украсивший центральную площадку фестиваля «Царские дни» на Вознесенской горке. Что это? Празднично звонят колокола, мелькают среди зелени кустов яркие русские сарафаны, кружатся хороводы…
Екатеринбург, 24 июля, «Православная газета». В конце прошлой недели Екатеринбург посетил верховный муфтий России Талгат Таджуддин. Основной целью его визита в столицу Среднего Урала было участие в церемонии открытия крупнейшей не только в области, но и в России, мечети, построенной в Верхней Пышме.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.