Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Русь святая, храни веру православную! — взывал красочно оформленный плакат, украсивший центральную площадку фестиваля «Царские дни» на Вознесенской горке.
Что это? Празднично звонят колокола, мелькают среди зелени кустов яркие русские сарафаны, кружатся хороводы… На уральскую землю впервые пришел праздник православной культуры, призванный объединить всех, кто заинтересован в возрождении и сохранении вековых ценностей нашего народа, в возвращении к здоровому образу жизни.
- Это особая радость в жизни нашей Епархии, – отметил в своем приветствии архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. – Я хочу призвать Божие благословение на эти труды, ведь всем нам так необходимо возрождение нравственности. Наши отцы стремились строить свой общий дом на основе веры Православной, на основе нравственных законов, и они преуспели в своем созидании. Но, к сожалению, многое было разрушено, в нашу культуру внедряются чуждые нам традиции. Мы желаем по крохам восстановить все порушенное, строить заново по заповедям Божиим, чтобы все вокруг дышало благодатью. Да поможет нам господь во всех начинаниях!
“Многая лета!” – звучит со сцены хор. Ансамбль русской духовной музыки “Вознесение” под руководством С. Цивилева исполняет “Отче наш”, за ним следует распев самого древнего Печерского монастыря “Земле русская…”
Несмотря на ненастную погоду, сильный ветер, народ все прибывает: участники, зрители и те, кого просто привлекло высокое звучание песнопений.
На сцену выходят гости из первопрестольного града – Москвы: директор русского духовного театра “Глас” Заслуженная артистка РФ Татьяна Белевич и художественный руководитель этого театра, Заслуженный деятель искусств России Никита Астахов.
- Мир сейчас находится не у пристани… Люди переживают глубокие душевные перевороты… Идите же в мир и полюбите братьев! – взывают артисты. –“Пребудьте в любви Моей, — сказал Господь, — сие есть заповедь Моя, да возлюбите друг друга”! Если вы возлюбите Россию – это начало любви. Не возлюбив своих братьев, вы не возлюбите Бога, а без этого не спастись…
“Полно уж пьянствовать, полно печалиться, — выводит звонким голоском девятилетний Александр Груздев, гость с далекого Валаама, – родину-мать распинают на дыбушке, скорбно за вас ей, за детушек стыдно ей…”
“Воинством христовым да воскреснет Русь!” – утверждает своей песней известный бард столицы Урала Евгений Бунтов.
Его сменяет ансамбль из города Новониколаевска, который, стоя напротив русской Голгофы, приносит свой скромный дар святым Царственным Страстотерпцам: звучат псалом 3 греческого распева и духовный стих.
…Отвлечемся от сцены и пройдем по аллеям, где демонстрируют свое искусство мастера декоративно-прикладного творчества. Вот раскинулось небольшое уральское подворье: здесь представлены старинная русская игрушка, тканые вещи, плетение из лозы.
- Мне даже неудобно, что мы так отвлекаем людей от концертов, — делится директор центра культуры “Молодежный” и руководитель фольклорного клуба “Перезвон” Валентина Николаевна Паркулаб. – Но многих очень интересует все, что мы представили. Этот фестиваль особо благодатный, он дал нам возможность показать в полном объеме все, что мы умеем. До этих дней мы вместе с детьми – членами нашего клуба – находились в православном лагере в Баранче. Дети молились и постились. Этот фестиваль стал продолжением молитвы. Знаете, вот здесь, неподалеку, стояла женщина и плакала. Она сказала: “Не подумайте, у меня ничего не случилось, просто я русский островок нашла.” Все, кто пришел сюда, унесут это с собой…
А вот студия “Кудесница” Курганского филиала Российского фонда культуры представляет украшенные старинным православным узором платки и рушники. Знакомимся с руководителем студии: Душкина Галина Сергеевна, скромнейшая незаметная женщина, а за плечами – двенадцать персональных международных выставок и награда “Золотая игла” за мастерство.
- Мы приехали из Кургана. Студия существует уже 36 лет. У нас работают, точнее сказать, творят верующие женщины, заинтересованные в возрождении замечательного древнего искусства. Каждое наше вышитое изделие обязательно освящается, в нем есть благодатная сила. Если мать дарит такой рушник дочери на свадьбу, это приносит ей счастье. Ребенок, покрытый таким рушником перестает капризничать. Мы считаем за честь дарить наши изделия храмам, для нас это важнее, чем удачно продать их. Возрождение на Руси невозможно без Церкви. Вот рядом со мной – мастерица Инна Пылкова, она принесла в дар Патриарху Алексию II вышитое полотенце, а он в ответ подарил ей Евангелие. Это было на Всемирном Русском Народном Соборе, мы возили туда свои изделия. Сегодня мы показываем и объясняем людям православную суть наших узоров: кони — это символ крепкого подворья, птицы изображены всегда на взлете, это не птицы, а птахи. Узоры вокруг – символ зачатия, плодородия. А наши древние слова?… Они не переводимы на другой язык. В Италии на моей выставке “краля” перевели как “путана”, хотя значение этого слова – красивая женщина, верная, работящая. А наш вышитый кисет приняли за мешочек для денег…
Неподалеку от “Кудесницы” сестры Новотихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга предлагают иконы, свадебные наборы, убранства для храма: все изготовлялось в тиши, в скиту, с молитвой и вдали от суеты…
…Гостеприимно распахнуты двери Дворца творчества учащихся: здесь фойе, классы и залы предоставлены для выставок на все дни фестиваля. Останавливает внимание экспозиция Я. Кулакова “Женщина в Православии”. “Образы Православия – это не только наши храмы и богослужения, — говорится в пояснении к экспозиции, — не только Святое Писание и Святое Предание… Образы Православия – это и просто лица тех, кто слился с Богом и Церковью. Слава тебе, Господи, что милуешь нас любовью и трудом простых русских православных женщин.” Не лица — лики. Далекие от чуждого нам европейского стандарта, простые, светящиеся…
Константин Саломатин из Екатеринбурга представил экспозицию черно-белых снимков, привезенных из Валаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря. Автор находится здесь же, возле стенда. Удается взять блиц-интервью:
- Как вы оказались на Валааме?
- Это была паломническая поездка вместе с заместителем руководителя отдела культуры Епархии Николаем Михайловичем Вороновым. Мы выезжали специально для съемок. Мои фотографии черно-белые. Я специально вычитаю цвет, он предполагает игру, многие кадры в цвете не вытянут. Отсутствие цвета вычленяет самое главное.
- Что больше всего отмечают посетители?
- Многие выделяют фотографию монаха, говорят: “Читается сила духа в глазах”. Или “Звонарь на колокольне”. Судите сами…
А вот и Николай Михайлович Воронов показывает гостям самую уникальную выставку фестиваля. Автор снимков – Сергей Михайлович Проскурин-Горский, ныне мало кому известный. Именно он стоял у истоков цветной фотографии. Получивший образование в Императорской академии искусств в Санкт-Петербурге, жил в Берлине и Париже, в 1891 году вернулся в Россию. Его фотографии Льва Толстого в Ясной Поляне привлекли внимание великого князя Михаила Александровича, а в 1909 году мастер получил высочайшее приглашение демонстрировать свои цветные слайды Государю Николаю II.
- Этим фотоснимкам николаевской России около века, — поясняет собравшимся Н.Воронов. – Ни одного из них нет на родине, все они находятся в Библиотеке Конгресса США. Один из подвижников нашего отдела – Валера Несоленый – отыскал их в интернете, и сегодня мы можем увидеть такую редкость.
Стрелка-указатель
“Живопись” ведет в зеркальный зал Дворца творчества. Здесь развернули выставки своих картин нижнетагильские гости и православные художники города Екатеринбурга С. Мелентьева и Т. Антропова. Слово гостям:
- Наша группа называется “Тринадцать”, по числу участников, с которых она начиналась, — рассказывает В. Григорьев, автор серии работ “Храмы”. – Мы – группа реалистического направления, суть наша – поддержать русское классическое искусство. Мы отражаем природу, родину… У Юрия Пырьева, очень скромного верующего человека, филигранная отточенная живопись, пять раз он участвовал на всероссийских выставках. Отбираем тех, кто работает с душой, тянемся за ведущими художниками… Есть здесь достойные работы и тех, кто не входит в нашу группу.
Наталья Бортнова, преподаватель художественного училища Нижнего Тагила, участница выставок всех рангов:
- Когда писала “Женский портрет”, стремилась донести красоту, тишину внутренний покой. Хотелось передать это средствами иконописи. Но нужно было работать не самочинно, а учиться. Поехала в Тобольск. …Ищу не динамики, а замирания, когда из тишины разглядываешь предметы. Вот самое простое – цветы, но ведь они живые. Это все – дыхание Господа.
Все фестивальные дни погода не балует нас, но это не мешает ни участникам, ни зрителям. Все новые коллективы прибывают на главную площадку праздника, к Вознесенскому храму. Пляшут казаки и казачки, читают свои стихи поэты из общества православных литераторов Екатеринбурга, поют барды… Известный всей православной России странствующий гусляр Андрей Байкалец прямо со сцены идет “в народ”, где его обступают так тесно, что с трудом удается взять блиц-интервью:
- Андрей, вы были в гостях в нашей Епархии, пели в трапезной Иоанно-Предтеченского храма. И опять с берегов далекого Байкала – к нам на фестиваль…
- Вот уже двенадцать лет я почитаю батюшку-Царя. О нем я узнал от отца Иакова Травина, который служил в Иркутской области, удивительного патриота, настоящего молитвенника русской земли. Узнав эту трагическую историю, ни минуты не сомневался, что Царь наш – мученник, его великий христианский подвиг вдохновил меня. Перечитал множество литературы, документов. Находясь в Царские дни здесь, на русской Голгофе, причастившись тут, испытываю огромную ответственность и бесконечно рад, что могу прославить Царя своим творчеством.
…Недалеко от храма Вознесения сосредоточенно, без суеты, как и полагается настоящему мастеру своего дела, работает гончар Геннадий Федорович Кодочигов. Вертится гончарный круг, все больше изделий – вазочек, кувшинов – заполняют полки. Любой желающий (в основном, это дети) может почувствовать, как из бесформенной глины под руками начинает рождаться изделие. Кто хочет, может унести с собой – на память.
- Это ремесло древнее, рукотворное, — поясняет Г. Кодочигов. – Детей надо занимать, учить их тому, что умеем сами. Я всему учился от отца, который делал своими руками все, от посуды до мебели. На вопрос, нужны ли такие изделия при современном изобилии товаров, потомственный гончар отвечает:
- Людям нужно все. А глина — она ведь теплая.
Тем временем на сцене идет концерт известных артистов Екатеринбурга. Заслуженная артистка России Тамара Воронина в сопровождении архиерейского хора Свято-Троицкого храма выступает с литературно-музыкальной композицией “Последний Царь”. В исполнении фортепианного дуэта (Е. Бакланова и А. Шахновская) звучат произведения русских классиков. “О Господи, подай любви!” – взлетает ввысь голос солистки Академического театра музыкальной комедии Эллы Прийменко, и слушатели замирают… Певицу сменяет театр моды из города Арамили… За кулисами – ансамбль из Новосибирского академгородка “Славянский лик”… А совсем неподалеку в Театре юного зрителя под божественную музыку Баха в исполнении камерного оркестра “В-А-С-Н” города Екатеринбурга демонстрирует коллекцию современной одежды для православных христиан дизайнер-модельер Л. Селянина.
Уже позднее Лариса Алексеевна скажет: “Я думала, если даже в зале будет только три человека, мы сделаем все по полной программе, с полной отдачей”. Но зал полон и зал аплодирует.
Пройдет немного времени, и в этом же зале начнется представление уже упомянутого русского духовного театра “Глас”. Спектакль называется “Крест-Хранитель” и посвящен новомученикам Российским, от безбожной власти убиенным.
- Каждый наш спектакль – это проповедь, а проповедь необходима для всего русского народа, — обращаются к зрителям духовные окормители театра отец Георгий (Докукин) и отец Александр (Егоров). – Всем нам необходимо укрепиться духом. Этому и помогает театр “Глас”. Стремление к святости – истинно русская идея. …Сейчас мы все дышим тем же воздухом, что и Царская Семья в свои последние дни, тут все напоено их последними мыслями. Поэтому здесь всегда предстоят ангелы, которые хранят Россию и поведут ее к возрождению.
…В зале Дома кино идут последние кадры фильма “Русская Голгофа”. Под звучание гимна царской России “Боже, Царя храни!” православные люди встают и долго не покидают своих мест.
…В музее писателей Урала звучит концерт вокально-инструментальной музыки, организованный Президентом общественной организации Екатеринбурга «Дом музыки» Л. Шелупкиной и преподавателем ДМШ № 17 Т. Трушниковой. Ведет концерт лауреат международных конкурсов пианист Игорь Стефановский. Полный аншлаг. Люди сидят даже на ступеньках. Знать, истосковалась русская душа по настоящему, чистому…
Увы, не хватит газетных полос, чтобы рассказать обо всем, что происходило в эти три дня на всех фестивальных площадках. Праздник перешагнул собственные границы: он стал всероссийским. И более всего хочется сказать, не о прославленных коллективах, а о тех, кто преодолел огромные расстояния, чтобы принести в дар людям свои скромные строки, песню, кусочек своей светоприимной души. Это ребятишки воскресной школы с острова Валаам со своей руководительницей Еленой Груздевой, которые счастливы, что сумели не только выступить, но и дойти Крестным ходом до Ганиной ямы. Это юная поэтесса Алина Боровская из Иркутска, певчий храма из Красноярска Алексей Бронников, убежденный, что его фотографии способны молча спорить с теми, кто еще не с нами, и многие многие другие.
…Идет дождь, над толпой раскрываются зонты, но люди стоят, плотно обступив главную сцену. Здесь звонарь-колоколист Владимир Петровский, мастер высокого класса, прилетевший к нам из Архангельска, дарит на прощание праздничный перезвон, который, кажется, слышит вся Россия…
Людмила Косовская
Казалось бы, три фестивальных дня – время немалое. Тем не менее, так много было предложено организаторами и участниками Фестиваля православной культуры “Царские дни”, так сильны впечатления от каждого выступления, что хотелось продлить это время, задержать, чтобы не пройти стороной каждое явление жизни фестиваля.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.