Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (203) → Крестный путь и Царская дорога. От Вознесенской горки до Ганиной ямы

Крестный путь и Царская дорога. От Вознесенской горки до Ганиной ямы

№26 (203) / 8 июля ‘02

Русская голгофа

Наша святыня, именуемая Русской Голгофой, географически разделена на две части — на Вознесенскую горку и Ганину яму, но мы воспринимаем ее как единую святыню, ибо Русскую Голгофу делает единой тот путь, по которому везли честные тела Святых Царственных Страстотерпцев. Этот путь от Вознесенской горки до Ганиной ямы по праву именуют Крестным путем, хотя не Сами Они шли, а везли Их святые тела, и путь этот сделался святым. Их Крестный путь является святыней, так же как являются святынями и места, которые он соединяет. Любой Крестный ход является образом Крестного пути нашего Спасителя Иисуса Христа, тем более это можно сказать по отношению к Крестному ходу, совершаемому между святынями Русской Голгофы, ибо именно этот Крестный путь является мистическим соединением этих святынь. Отсюда, со всей очевидностью следует, что Крестный ход от Вознесенской горки до Ганиной ямы должен повторять Крестный путь Святых Царственных Страстотерпцев.

В связи со сказанным, возникает естественный вопрос: насколько реально повторить Крестный путь Святых Царственных Страстотерпцев в наше время, ведь все так переменилось за последние восемь десятков лет? Мы произвели исследование этого вопроса и обнаружили, что повторить Крестный путь Святых Царственных Страстотерпцев можно на протяжении почти 80 % маршрута Крестного хода. В остальных местах может помешать современная застройка, но и в этом случае отдаление маршрута в большинстве случаев составит только 100 — 200 м.

Реальный путь по которому мы можем пройти Крестным ходом, таинственно соединяясь духовно с Ними, а значит и со Христом, можно назвать Царской дорогой.

Весь путь условно можно разделить на три примерно равновеликие по протяженности отрезка, в которых условия прохождения Царской дороги различаются:

1. Путь в пределах исторической застройки Екатеринбурга и ВИЗа (в 1918 году это были разные населенные пункты).

2. Путь в пределах новой застройки г. Екатеринбурга и пос. Шувакиш.

3. Путь за пределами населенных пунктов.

Рассмотрим их по отдельности, не прибегая, впрочем, к особой детализации.

1. В пределах исторической застройки г. Екатеринбурга путь пролегал сначала по Вознесенскому проспекту (ныне ул. К. Либкнехта), далее по Главному проспекту (ул. Ленина). На нынешней пл. Коммунаров в 1918 г. город заканчивался, а из города выходило 2 дороги. Одна дорога — Московский тракт, ныне наследуется ул. Репина. Другая дорога на ВИЗ — ныне ВИЗ-бульвар, далее она продолжалась на ВИЗе — ныне ул. Кирова. По этому пути пролегал скорбный и, в то же время, святой путь.

ВИЗ распространялся и на левый берег Исети (ныне это микрорайон Заречный), расположенный между Исетью, переходящей далее в Городской пруд, и нынешней улицей Черепанова и железнодорожной линией. В пределах старого ВИЗа (микрорайона Заречный) дорога следовала по нынешней улице Халтурина, нынешняя же дорога (по ул. Бебеля), по которой возможно пройти крестным ходом, сделана основной автомобильной дорогой в советское время. Впрочем, расстояние от ул. Халтурина до ул. Бебеля не превышает 120 — 150 м. В районе железнодорожного переезда (ныне трамвайный мост) городская застройка заканчивалась. Далее, после железнодорожного переезда дорога поворачивала на запад и северо-запад и следовала по лесам и лугам, ныне это микрорайоны Сортировка, Семь Ключей и проч. Но и здесь, на новостройках “эпохи индустриализации” дорога не теряется.

2. В пределах новой застройки г. Екатеринбурга протяженность пути составляет около 4 км. Местоположение дороги при этом просматривается по характерной конфигурации городских кварталов. Мы видим, как ортогональная, в плане, система городской застройки сечется под косыми углами, причем направление этих сечений совпадает с некоей кривой линией, которая прослеживается насквозь через многие кварталы (см. рис. 1).

Причины этого вполне понятны, ибо, когда формировалась городская застройка в этом районе, нормальные люди дома строили параллельно направлению существующей дороги, а не поперек нее. На выходе из города дорога проходит через Западное кладбище, на протяжении примерно 450 м, в 1918 году его не было. Здесь наблюдается та же картина: дорога проходит через центральные его ворота и служит его центральной линией, и только в самом конце, перед ложком, асфальтированная дорожка сворачивает влево, а линия без асфальта проходит прямо, продолжаясь далее в лесу, и эта дорожка хорошо прослеживается вплоть до Поросенкова лога.

Возникает вопрос, насколько мы можем быть уверены, что линия, показанная на приведенном рисунке, соответствует «Царской дороге», т. е. совпадает с исторической Коптяковской дорогой? Местоположение Поросенкова лога сомнений не вызывает, ибо имеет хорошую и многократно проверенную топопривязку, поэтому местоположение выходящей к нему дороги тоже сомнений не должно вызывать. Другой конец этой дороги фиксируется местоположением пересечения ул. Бебеля с железной дорогой, или, если быть точным, то положением трамвайного моста через железную дорогу, расположенным в сотне метров западнее. Исторически, это переезд № 803, отмеченный в материалах по расследованию цареубийства (Соколов, Дитерихс, Росс) и тоже сомнений не вызывает (см. рис. 1). Следовательно, с очень большой долей вероятности можно утверждать, что, следуя по указанным улицам, мы пройдем именно Крестным путем или в непосредственной близости от него.

Теперь подсчитаем: Если следовать этой дорогой (хотя, понятно, по современным улицам), то общий путь от Храма-на-Крови до ворот монастыря составит приблизительно 18 км. По улицам города полный путь составит около 12 км, из них путь точно совпадет с Царским примерно на 8 км (включая движение по ул. Минометчиков). Неполное совпадение путей, при отклонении не более 200 метров, около 4 км из 18-ти километров полного пути, т. е. чуть более 20%. Только в очень редких случаях отклонение превысит указанные 200 метров. Маршрут, которым был пройден Крестный ход на Ганину яму в Царские дни 2001 года, по длине составляет около 20 км. Отклонения его от Царской дороги составляли километры, а полностью совпадали с ней только на протяжении около 500 м.

В пределах восточной окраины пос. Шувакиш Коптяковская дорога достоверно не прослеживается, потому что на этом месте ныне отсыпана и заасфальтирована целая сеть новых дорог, а к западу от дороги располагается территория ПМК “Мостостроительный отряд № 72”. Далее, на север, на протяжении 250–300 м дорога проходит по территории “Сталепромышленной компании”. Напомню, что исторически это был болотистый участок Коптяковской дороги, на котором была устроена гать, а сейчас его за- сыпали, полностью скрыв все, что находилось под ним. Этот участок составляет по протяженности чуть более 0, 5 км, если мерить от сохранившегося участка дороги вблизи бывшего железнодорожного переезда № 184 (ныне переезд перенесен метров на 50 к северо-западу) и сохранившимся участком Коптяковской дороги, который следует далее в северном направлении (см. рис. 2).

Царская дорога за пределами городской застройки проходит по лесу, и легко прослеживается по указанным выше ориентирам. На участке от Семи Ключей до Поросенкова лога она проходит по “Железнодорожному лесопарку”, вблизи нее до сих пор сохранились деревянные, полусгнившие скамейки, установленные соответствующей городской службой в советское еще время. От Поросенкова лога, а точнее, от территории, занятой ныне промплощадкой “Сталепромышленной компании”, дорога эксплуатировалась по ее прямому назначению вплоть до 1993 года. Очевидно, по ней ездили в Коптяки на тракторах и прочей вездеходной технике. В настоящее время это заросшая травой дорога с заплывшими колеями, которые, тем не менее, отчетливо различимы, проходящая по живописному смешанному лесу с преобладанием березы. Общая длина этого участка дороги составляет около 6 км.

Коптяковская дорога грунтовая, т.е. без дорожного покрытия, и для прохождения Крестного хода это обстоятельство, может стать если не препятствием, то может принести некоторые неудобства. На дороге есть болотистые участки, кроме того, вся она заросла травой. Даже от легкого дождика или от росы участники Крестного хода вымочат ноги. Поэтому дорогу необходимо улучшить, конкретные соображения по этому поводу приводятся ниже. Впрочем, в сильный ливень, как это было во время Крестного хода 2001 года, для всех его участников промокшими ногами дело не ограничилось, но все-таки по нормальной дороге передвигаться удобней и лучше. Не следует забывать также, что речь идет о Царской дороге, о святыне, и поэтому следует предпринять необходимые меры по ее обустройству.

Обследование Коптяковской дороги, предпринятое с целью выяснения условий прохождения по ней Крестного хода и минимальных мер по ее улучшению, позволило выяснить следующее:

1. Большая часть дороги, проходит вблизи водораздела, она сухая и не только проходимая, но и проезжая в сухое время года, поэтому на большей части ее протяженности можно ограничиться засыпкой очень тонким слоем гравия (5–10 см), если засыпать его непосредственно на дернину.

2. На дороге есть два участка, занятые болотистыми луговинами. Здесь требуется отсыпка более серьезного покрытия. Один участок расположен в Поросенковом логу — его длина около 100 м, другой, вблизи кладбища, – длина около 70 м.

3. Заболоченные или переувлажненные ложки – их всего три. Один из них, наиболее серьезный, расположен в 100 метрах от просеки, по которой проложена существующая дорога в монастырь. В нем несколько глубоких рытвин, которые подпитываются грунтовыми водами, и, следовательно, являются непросыхающими в самое жаркое и сухое лето.

Два других ложка имеют просто переувлажненную почву и в сухое лето будут сухими. Один из них расположен примерно в 1 км к юго-востоку от вышеупомянутой просеки. Второй – в 0, 5 км к югу от Поросенкова лога.

4. Глубокие рытвины. Как уже указывалось, дорога очень сухая на всем своем протяжении, так, указанных рытвин на протяженность дороги, длиною примерно в 6 км, насчитывается всего около десятка, включая и те, что отмечены в ложках. Большая часть из них приходится на первый километр от указанной просеки, часть из них занимает всю ширину дороги, так что их невозможно обойти. По многим признакам они не просыхающие, т. к. питаются грунтовыми водами.

Выводы

и рекомендации

1. Провести Крестный ход по Царской дороге в пределах г. Екатеринбурга (около 12 км) можно уже теперь, это потребует лишь:

1. Уточнения улиц, по которым следует проводить маршрут Крестного хода, ибо часть из них перекрыта строительными работами.

2. Согласования с городскими властями.

2. В лесной части Царской дороги потребуется засыпка дорожного полотна, ибо дорога грунтовая, и требуется устройство щебневой или гравийной засыпки. Причем, из 6 км остается только 4, 5 км, так как не менее 1 км приходится на дорожную сеть пос. Шувакиш и на небольшой участок Коптяковской дороги (0, 3–0, 4 км), который уже имеет щебневую засыпку. Это участок дороги, примыкающий с севера к «Сталепромышленной компании» (см. рис. 2). И около 0, 5 км дороги, расположенной вблизи монастыря, уже имеют мощную щебневую засыпку.

Из оставшихся 4, 5 км дороги полномасштабной засыпки потребует только 0, 3–0, 4 км, приходящейся на болотистые луговины и ложки, на оставшейся части дороги (около 4 км) достаточно засыпки минимально возможным слоем. Суммарная длина глубоких рытвин настолько мала, что в подсчетах ими можно пренебречь. Далее, поскольку эта дорога рассчитана на пешее движение, то ширину дорожного полотна можно сделать настолько узкой, насколько это возможно для применяемой техники — 2 м. Если же постараться и свести ширину засыпанного дорожного полотна до 1, 2 — 1, 5 м, так, чтобы ширина была заведомо уже автомобильной колеи, то это сохранит дорогу от перспектив быть разбитой автомобилями, ибо мощность засыпки мы определили минимальную. Исходя из вышеизложенного, объем засыпных работ составит: на 300 — 400 м болотистых луговин и ложков при мощности засыпки 0, 3–0, 4 м — 180–320 куб. м щебня. На 4 км дороги, при мощности засыпки 5–10 см потребуется: 400–800 куб. м гравия. В сумме это составит: 600–1100 куб. м. Здесь взяты крайние цифры, фактический объем составит, по-видимому, около 800–1000 куб. м.

Наибольшая полнота подлинности Царской дороги ощущается на ее лесных участках, а не в городе, ибо здесь Коптяковская дорога сохранилась в своем почти первозданном облике. Поэтому в случае хорошей погоды можно со всем смирением выразить пожелание, чтобы Крестный ход до Ганиной ямы прошел по сохранившимся лесным участкам Коптяковской дороги, если даже их не удалось пока улучшить. Хотя бы по одному участку дороги, который выводит непосредственно к Ганиной яме. Организационно и технически проще всего, в этом случае, провести Крестный ход сначала по Сортировке, затем, пройдя по шоссе мимо детской горбольницы № 9, выйти на окраину пос. Шувакиш (см. схему на рис. 3). Далее, следовать по шоссе мимо ПМК, и, обойдя территорию «Сталепромышленной компании» с запада и севера, выйти на Коптяковскую дорогу и следовать по ней.

Благочестивые паломники на Ганину яму могут пройти Царскою дорогою самостоятельно, хотя бы от ст. Шувакиш. Для того, чтобы найти место сворота с шоссейной дороги на нее, нужно, выйдя из электрички и, перебравшись через железнодорожную линию, повернуть не налево, а направо. Пройти по шоссе около 1 км, и слева будет виден бетонный забор промплощадки с надписью: “Сталепромышленная компания”. Повернуть вдоль этого забора налево (на север) и дойти до конца (около 200 м); за поворотом находятся ворота и вахта. Пройти мимо них вдоль того же забора (на восток) еще около 70–100 м, и налево обнаруживается наезженная дорога, уходящая в северном направлении. Это и будет въезд на старую Коптяковскую дорогу. Если идти или ехать с шоссе Екатеринбург — Серов, то, выехав на ту же дорогу, ведущую к Ганиной яме, не доезжая переезда через ж/д линию (ведущую в В-Пышму), можно видеть справа от дороги бетонный забор и еще одни ворота той же “Сталепромышленной компании”. Проехать до угла промплощадки, ограниченной бетонным забором, и повернуть направо (на север). Дальше действовать по вышеприведенной инструкции.

А. М. Верховский

 
Событие недели

Строительство Пантелеимоновского храма завершено. На очереди строительство храма Космы и Дамиана при Областной клинической больнице

Екатеринбург, 10 июля, «Православная газета». Вчера после освящения Свято-Пантелеимоновского храма, построенного рядом с Областной психиатрической больницей

 
Культура

Глазами зрителя

«А что, мама, – спросила Лиза, – у каждого человека есть Ангел-Хранитель?» «Еще бы, конечно! – ответила мама. – Только не все люди об этом знают». «А у бандитов? Неужели и у них есть?» «У всех, – повторила мама, – это и называется образ Божий.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс