Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В номере 3 за этот год на 16-й странице была помещена статья “Размышления на Вознесенской горке”. Прошу прощения у автора, но мне бы хотелось эту статью дополнить.
Вознесенская горка за свою почти трехсотлетнюю историю повидала на своих склонах столько перемен и событий, что не хватит нескольких газетных разворотов для описания событий на этой доминирующей над центром города высоте. Двести лет на вершине горы стоит храм Вознесения, ведь первая служба, если мне не изменяет память, состоялась в 1801 году в нижней церкви храма Рождества Богородицы. Пять десятков лет строился этот храм. Это один из больших и вместительных храмов Екатеринбурга: два этажа и шесть приделов. Мне редко приходится бывать в этом храме, хотя верующий, и живу от него не так далеко, всегда захожу в Митрофановский придел, где сейчас расположилась церковная лавка, и всегда смотрю с благоговением на древнюю кирпичную кладку, сейчас освобожденную от штукатурки и подготовленную к реставрации. Ведь это история.
Храм этот близок моему сердцу т.к. четыре поколения моих предков были прихожанами этого храма. Меня же самого крестили здесь же (видимо, одного из последних младенцев) летом 1926 года перед самым его закрытием. Документ затерялся. Кто крестил? В каком приделе этого храма? Ничего не сохранилось благодаря тем сумбурным временам и событиям. Помню Вознесенский храм, когда в нем были школы, какое-то учреждение, музей, поруганный и перестроенный его интерьер. И вот, наконец, дожил до его возрождения.
К храму мы еще вернемся, а сейчас поговорим о самой Вознесенской горке. Вся возвышенность была довольно густо, а вернее плотно, застроена городскими усадьбами. Усадьбы особо большими не были – город. Были усадьбы маленькие, не обращающие на себя внимание, скромные, с небольшими домами, но были и такие, которые заставляли останавливать на себе взор. Среди владельцев усадеб были владельцы разных социальных групп, от государственных чиновников всех рангов, крупных ремесленников, фабрикантов, предпринимателей, среди владельцев был и настоятель Вознесенского храма протоиерей Киселев.
Расцвет деятельности и культуры населения Вознесенской горки можно отнести к 1910 годам, к сожалению, последним мирным годам работающей России.
Владельцы усадеб, их семьи, прислуга естественно числились в приходе Вознесенского храма. По рассказам моих родственников владельцы домов, а особенно богатых, жертвовали крупные суммы на украшение и процветание храма Вознесения. Ведь рождения, венчания, смерть и другие ритуалы его прихожан – все было связано с этим храмом. Думаю, что не надо перечислять тех благотворителей, это будет довольно длинный список фамилий.
Храм изнутри был богато украшен, по тем временам хорошо благоустроен, как внутри, так и снаружи.
Теперь вернемся к временам после революции 1917 г.
Владельцев усадеб волею судеб уже к двадцатым годам не было, их все дома даже с надворными постройками были превращены в коммуналки. Население возросло и состав социальный тоже стал другим.
Здесь я немного не согласен с автором статьи в третьем номере. Все население горки от мала и до велика знало о страшном месте – доме военного инженера Ипатьева. Нас, мальчишек и девчонок, играющих на улице, часто спрашивали приезжие люди, где этот дом. Интерес к этому дому был всегда.
Но вот наступили семидесятые – годы капитального сноса северо-западной стороны горки и ее реконструкции. Этот период на некоторое время и стер память о Ипатьевском доме, вместе с ним был снесен еще ряд усадеб, в том числе Соломировского – владельца Сысертских заводов. Группа ярых комсомольцев, подымавших вопрос еще до реконструкции горки, вновь решили попытать “счастье” о сносе храма как несоответствующего памятнику комсомолу.
Памятник комсомолу – плохое произведение искусства, халтурно сделанное и уже давно начавшее разрушаться. Сегодня его легко можно разобрать и перенести на другое место, которое можно найти поблизости. Например, на территорию стадиона “Динамо”, или на новую набережную у драмтеатра. Ранее он был как бы не на месте, а теперь тем более. Построят Храм-на-Крови, и он будет между двух культовых зданий, — ни к селу, ни к городу. Пока техники на горке много, его и перенести легче.
Вот коротко о Вознесенской горке.
Некрасов В. К., старожил города и краевед
Это не мои слова. Так сказал батюшка, отслуживший молебен о путешествующих, а затем наставлявший отъезжающих в город Верхотурье, к Симеону Праведному. — Паломник — это человек, берущий на себя подвиг, подвизающийся поклониться Святыне. Разные бывают подвиги у верующих: подвиг поста, молитвенный подвиг.
…Мне бы хотелось знать отношение Епархии к памятнику Комсомолу Урала на Вознесенской горке. Меня как верующего возмущает и оскорбляет это соседство. Этот бесовский памятник оказался между двумя храмами. И что планируется сделать для того, чтобы убрать памятник богохульникам, гонителям религии и священнослужителей с этого святого места?
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.