Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (197) → Теологическое образование – правильный выбор абитуриента

Теологическое образование – правильный выбор абитуриента

№20 (197) / 22 мая ‘02

Образование

Сама решимость учиться в высшем учебном заведении похвальна, и свидетельствует о духовном, личностном росте человека. Прекрасно и достойно всяческих похвал, когда человек тянется к знанию и совершенству, и на основе этого реализует себя , становится необходимым в жизни других людей и для созидательных дел общества.

Но куда пойти учиться, в какой вуз, на какой факультет желательно и можно поступить? Вот вопрос, актуальность которого несомненна, а решение из-за сложности выбора затруднительно.

В Российском государственном профессионально-педагогическом университете (РГППУ), что находится в Екатеринбурге по ул. Машиностроителей 11, открыта новая для нашей системы образования кафедра теологии. На базе этой кафедры, силами преподавателей РГППУ, специалистами Екатеринбургской Духовной Семинарии, преподавателями других вузов города и России ведется с 2001 года подготовка теологов по направлению бакалавр теологии (профиль “Христианская теология”).

Думается, что профессия теолога будет востребована нашим обществом, и теолог не останется без интересной и нужной для людей работы. Решение Министерства Образования Российской Федерации (от 12.03.2001 г.) о подготовке в российских университетах теологов не случайно, а закономерно и продиктовано не субъективной волей кого-то, а объективным ходом произошедших перемен в современном российском обществе.

В современном российском обществе произошли существенные изменения. Люди старшего поколения могут это свидетельствовать: Россия 80-х годов и Россия в начале 21-го века – это совершенно разные державы. Страна государственного атеизма стала страной религиозной свободы. Изменившееся отношение государства к религии позволило многим людям, не боясь за свою карьеру, повернуться лицом к Церкви, и попытаться начать верить, исполнять религиозный обряд. Общество атеистов пытается стать обществом верующих. Произошел духовно-ценностный сдвиг в общественном сознании. Сознание всего общества существенно изменилось, и вслед за ним изменилась и духовная жизнь общества.

Во-первых, произошел огромный всплеск интереса людей к религиозному факту жизни, к присутствию божественного, мистического в нашей жизни. И синхронно с этим появилось огромное количество учителей (гуру), неформальных организаций, которые взялись учить людей правильной вере в Бога. В России сейчас проживает великое множество мистиков, оккультистов, сектантов, духовных врачевателей, астрологов, колдунов, ведьм и прочее. “Религиозное просвещение” обернулось религиозным невежеством. И перед обществом встала проблема спасения своих людей от агрессии тоталитарных сект, от невежества различных гуру. Остро стоит проблема действительного религиозного просвещения и формирования у людей теоретически зрелой, определенной религиозной культуры. Понятно, что решение этой задачи невозможно без специалистов теологов.

Теология (дословный перевод с латыни – учение о Боге) является той наукой, на основе которой можно профессионально различать истинное и ложное в религиозной жизни общества и грамотно решать вопрос о формировании у людей религиозной культуры.

Перед специалистами теологии встает не только проблема критики ложной религиозности – это важная, но преходящая и не главная задача. Перед ними стоит положительная задача показа людям позитивных ценностей религии. Нужно зримо показать людям, что вера – это великая духовная сила, без которой человек не сможет осуществить действительное преображение своей личности, измениться к лучшему. Без веры не познается запредельное, без веры воля слабеет и человек становится безвольным, апатичным. Без веры не творится ни одно дело, не совершается ни один жизненный шаг. Великая сила веры проистекает от истинного предмета веры. Вера – это очень просто, когда она есть. Вера – это совершенное и продуктивное творчество, когда предмет ее истинен. Но когда нет истинной веры, тогда она величайшая проблема. И эту проблему нельзя решить играючи, бегая за модным гуру и читая взахлеб очередную “тайную доктрину”, не подозревая при этом издевки самого названия “тайная”. Если есть тайна, то о ней не кричат на каждом перекрестке и не печатают миллионным тиражом изложение этой тайны. О тайне молчат, о ней знают единицы. Действительная тайна религии – это тайна веры. Эту тайну нельзя познать без подвига, труда, без глубочайшей работы ума и сердца. Надо учить людей различать веру ложную и истинную, и надо учить их вере истинной. Без религиозной практики, без теории веры нет глубины и высоты личностного развития человека, а есть суетное, плоскостное существование человека. Надо учить человека, как ему быть личностью.

Образование без воспитания – это храм без божества и благодати. В годы перестройки решили воспитание исключить из школ и университетов, а оставить одно образование, как будто бы школьник, студент – это пустой сосуд, который надо быстро и как можно полнее набить разными знаниями. Сейчас можно сказать, что этот эксперимент не удался. И Министерство образования России вновь говорит о необходимости воспитания. Сейчас вновь всем ясно, что ученик и студент имеют живую душу, и эта душа требует света и жара любви, нравственного водительства, интеллектуальной помощи и поощрения. Ученика и студента надо воспитывать. Но как воспитывать? Взять кодекс строителя коммунизма, устав американской школы, катехизис сектантского вероучения? Это вопрос, на который должен ответить теолог, предложив для России великую и богатейшую систему православного воспитания людей, благодаря которой Россия была когда-то великой державой.

Во-вторых, религия сейчас теснейшим образом переплелась с политикой. Политики заигрывают с религиозными организациями, пытаются заручиться в борьбе за голоса избирателей их поддержкой. Религиозные организации, чтобы усилить свою роль в обществе, используют “симпатии” политиков в своих целях. В итоге образовался негласный союз политики и религии. Иногда этот союз приобретает зловещие и опасные для общества очертания. Беда, если государственный чиновник, симпатизируя деструктивным культам, будет утверждать, используя свое служебное положение, волю и дух тоталитарных сект. В результате такого лоббирования наших детей в наших школах будут учить “духовности” миссионеры тоталитарных сект, в российских исправительных учреждениях и даже в армейских подразделениях появятся проповедники, которые будут насаждать в душах людей чуждые интересам России духовные ценности.

Проблема терроризма, проблема фанатизма, рост числа убийц-зомби – не могут быть решены без учета религиозного фактора, так как с помощью религиозных технологий осуществляется глубинная трансформация личности человека и создается безжалостный человек-убийца.

Проблема национальных отношений в многонациональной России также не может быть решена без учета религиозного фактора. Сейчас, когда люди обозначают свою национальность, они ее обозначают не только по крови, общинной принадлежности, но и по религиозной причастности себя к религиозной традиции своей национальной культуры. Еврей все чаше связывает свое еврейство с иудаизмом, татарин, башкир, чеченец – с исламом, бурят – с ламаизмом, русский, белорус, украинец – с Православием и остальные нации, народности вспомнили о своих религиозных корнях. К примеру, на севере России среди якутов, чукчей и других народностей севера стало популярным шаманство – их традиционная форма религии. Таким образом, в общественно-политической, национальной сфере общества произошли изменения, непосредственно связанные с ростом религии. И это объективное изменение общества требует серьезного аналитического осмысления. Сейчас обществу необходимы теологи-аналитики, теологи-консультанты, эксперты, знание которых было бы не лишним администрации губернатора, мэра, в Государственной Думе, в редакции газет, в СМИ, в общественных и политических организациях.

В-третьих, если есть острейшая необходимость в специалистах по религиозной культуре, в аналитиках, консультантах-теологах, то необходимо планово их готовить. Система среднего и высшего образования, интуитивно и зримо чувствуя потребность в специалистах по религиозным вопросам жизни общества, уже давно ориентирует учеников, студентов на гуманитарный профиль образования. В школах читаются вариативные курсы по истории и теории религии, в университетах введена специализация по религиоведению, в классических университетах изучается философия религии. Но все это полумера и не решительный ответ на теологический вызов времени. В системе образования назрела проблема теологического образования. Кто и что будет читать, какой смысл в содержание читаемого материала он будет вкладывать? Вот вопросы огромной теоретической и методологической значимости. И решать эти вопросы придется первым выпускникам теологической кафедры РГППУ. Так как, то, что делается сейчас, есть лишь первый опыт подготовки специалистов теологов. Естественно, что этот опыт должен быть углублен и творчески развит далее специалистами теологами.

Теологическое образование – это проблема не только высшей школы, но и проблема средней школы, проблема семейного воспитания. Именно теологи должны взвалить на свои плечи основной груз этих проблем. Они должны пойти в школы и читать там курс “Основы православной культуры”, религиоведческие курсы по истории и теории религии, заниматься воспитательной работой в школе.

Итак, быть теологом — значит решать очень важные проблемы для общества, быть преподавателем теологии в школе и вузе, быть консультантом, экспертом в системе государственной и политической власти, в системе СМИ, быть знатоком и ученым в сфере фундаментального знания религии.

Обучение по направлению бакалавр теологии рассчитано на — 4 года на очном отделении и — 4, 5 г. на заочном отделении.

Обучение платное: год обучения на очном отделении стоит 19 тыс. 800 руб., заочном – 13 тыс. 200 руб.

Вступительные испытания (дневная и заочная форма обучения): история России (устно), русский язык (тест).

Учебный план очной и заочной формы обучения содержит в себе большой перечень общих и специальных дисциплин: 1. Дисциплины общегуманитарные и социально-экономические дисциплины (иностранный язык, философия , отечественная история, психология и педагогика, политология, экономика и др.). 2. Общематематические и естественнонаучные дисциплины (математика и информатика, концепция современного естествознания, основы информационной культуры и др.). 3. Общепрофессиональные и специальные дисциплины (история архаических и нехристианских религий, религиозная философия, наука и религия, этика и аксиология религии, новые религиозные движения, библеистика, догматическое богословие, сравнительное богословие, литургическое богословие, история русской церкви, история поместных церквей, история западного христианства, история и теория религиозного искусства, отводится значительное количество часов на подготовку по древним языкам: латынь, церковно-славянский, древнегреческий, читается курс правоведения и конфессионального права и ряд других специальных дисциплин).

Предполагается, что при успешном освоении этих учебных дисциплин, при успешном прохождении учебной, производственной, научно-исследовательской практики и при успешной защите дипломной работы студент-теолог приобретет уникальные интеллектуально-личностные, духовно-нравственные качества. Такие как:

самостоятельность, метафизическую глубину и историческую широту мышления (развитию этих качеств способствует изучение религиозно-философских, богословских и исторических дисциплин);

основательность знания по истории и теории различных вероучений (данное знание приобретается в ходе изучения истории как архаических, так и современных христианских и нехристианских религий);

уважение к подвигу истинной веры и терпимость к поиску ее в различных вероучениях разных народов (это воспитывается через понимающее отношение к реальности того или иного вероучения);

устремленность к идеалу целостного знания, при котором благо жизни реализуется через истину в красоте (это приобретается в ходе творческого постижения мудрости теологического знания);

решимость воли бороться за идеалы добра и отвергать дела зла (это воспитывается в ходе духовно-практического освоения жизни).

Теологическое образование имеет перспективу своего развития. С 2001 г. подготовка по направлению бакалавр теологии – с профилем “христианская теология” осуществляется в более чем в 10 университетах России. В Казани начата подготовка по направлению бакалавр теологии – “исламская теология”, в Москве по профилю “иудейская теология”.

21 января 2002 года в Министерстве Образования Российской Федерации подписан Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности Теология, квалификация — теолог, преподаватель. Здесь важно отметить, что РГППУ решает вопрос о лицензировании по этой специальности. В отделении теологии УМО по классическому университетскому образованию прорабатывается вопрос о стандарте магистр теологии.

Такова общая характеристика новой специальности – теолог, преподаватель. В принципе, этой информации достаточно, чтобы отметить ищущим умом, что есть новая, уникальная специальность в университетском образовании, и что возможно на ней надо остановить свой выбор. Но сам процесс выбора сложен и психологически, и интеллектуально. Хорошо, когда знаешь и умеешь из чего и что выбирать. Но откуда это знание у не начавшего еще учиться человека? Поэтому я, имеющий опыт поступления в университет и знающий университетскую жизнь изнутри, поставил себя на место абитуриента и мысленно осуществил для себя трудное дело выбора. Понятно, что я выбрал теологию. Понятно, что другой человек может выбрать иное. Но совсем не понятно, по какому основанию и как я это сделал. Я воспроизведу этот ход мыслей, и может быть кто-то воспользуется им в деле своего выбора.

Выбор надо делать спокойно, поэтому надо выяснить, что нас беспокоит и отнестись к “страшному” разумно.

Первое, что беспокоит – это потребительское отношение к жизни. Жизнь молодым людям представляется в виде увеселительного шоу, где царит атмосфера праздника, непринужденности и веселья. Люди представляют, что они богаты, красивы, удачливы, все им можно и все доступно.

Образ крутого, первого и последнего героя, живущего и действующего в искусственном мире телевизионного представления, уже образовал сознание и волю молодого человека. Человек, желающий получить образование, уже образован. И нахождение в образе этого лживого, оглупляющего образования массовой культуры приятно современному Нарциссу. Образованность от массовой культуры садит человека в клетку, за стекло, в одиночество самовлюбленного человека, отделяя его от реальности действительной жизни. Геройство не в том, чтобы отгадать слово и выиграть миллион, не в преодолении выдуманных трудностей на тропическом острове далеко от России, и ее бед. Геройство в том, чтобы жить и остаться человеком в условиях деградирующей жизни России, когда преступники от нарко- и порнобизнеса ведут охоту за телами и душами молодых людей. Геройство в том, чтобы не только выжить в современных российских условиях, но и изменить их подвигом труда к лучшему.

“Нищета духа” — вот что требуется современному молодому человеку, а не гордыня и самоуверенность оболваненного массовой культурой Нарцисса. Когда я знаю, что ничего не знаю, когда я пребываю в нищете и нужде мыслящей воли, тогда я с мольбой обращаю свой взор к мудрости культуры, к Тому, Кто вдохновил умных людей на творчество – к Богу и прошу дать мне нищему хотя бы кроху от их богатого мудростью знания. Установка смирения нужна, когда вы идете в храм веры. В науке есть тоже храм, и имя ему университет, академия, вуз. Когда идешь в храм науки, тогда также необходимо смирение перед истиной научного знания и нищета духа, чтобы воспринять в какой-то мере эту истину научного знания.

Второе, что беспокоит, это неразумность, слепота выбора учебного заведения, факультета и дипломной специальности, который совершают абитуриенты. Точность этого наблюдения может быть проиллюстрирована взглядом на жизнь приемной комиссии любого вуза.

Приемная комиссия университетов во дни приема напоминает встревоженный улей пчел, гудящих и хаотично роящихся у той или иной таблички факультета, зазывающего к себе будущих студентов. Куда же летит встревоженный абитуриент, знает ли он, куда ему поступать? Большинство знают, что надо поступать и не поступить нельзя. Такова цель и для достижения ее можно жертвовать всеми иными соображениями и мотивами.

Почему же не поступить опасно и страшно? Да потому что университет и приобретенный статус студента спасает от призыва в армию, от пустой жизни безработного, от не квалифицированной, не престижной и безденежной работы. В данном случае целью является не само образование, а спасение с помощью студенческого времяпрепровождения от жесткого и требовательного времени жизни. Страшно оказаться один на один с жестокой реальностью жизни, страшно быть взрослым, хотелось бы быть вечным студентом.

Действительно, молодой человек в силу своей молодости, неопытности мало готов к суровым испытаниям жизни и ему необходима школа подготовки к трудовой жизни. Родители исходят из здравого смысла, а их дети интуитивно понимают, что университет — это хорошая альтернатива и вероятно, самый правильный выбор в неопределенных и необязательных условиях российской жизни.

И все же зачем пять лет студенческого времяпрепровождения? Не следует ли пустоту времяпрепровождения заполнить трудом учебы и приобретением спасающего, жизнеутверждающего знания? Ответ на этот вопрос очевиден. Конечно же, от учебы надо получить максимум пользы. Значит надо выбрать тот вуз, тот факультет, где вам будет интересно и полезно учиться. И еще надо знать, что не все, что предлагают университеты, жизненно необходимо для вас, не все, что они дают, можете вы принять, сделать силой вашего знания. Надо при выборе места будущей учебы знать, что университеты имеют свои интересы. А вы свои, и эти интересы могут не совпадать.

Очень многие специальности, которые сейчас предлагают вузы, носят конъюнктурный характер, они в силу ажиотажного спроса коммерчески выгодны университетам. А между тем, обществу не нужна такая прорва юристов, коммерсантов, экономистов. И не может каждый вуз в городе с такой же основательностью как Юридическая академия, как специализированный экономический университет качественно обучать студентов соответствующего профиля.

Хаос переходного времени, даст Бог, уйдет в небытие и придет устойчивая и созидательная жизнь общества, и тогда потребуются не только юристы и экономисты, но и инженеры, врачи тела и души человека, учителя и ученые, труженики и созидатели на ниве позитивного труда. Идет время, и уже пришло, когда люди общества повернутся после вековой спячки к свету богословской мудрости. Уже ясно для всех честных и думающих людей, что дом общества не строят на песке плюралистических мнений, а созидают на фундаменте мировой, национальной традиции. Для России знанием такой традиции является культура православной мысли, история и вероучение Русской Православной Церкви, вобравшей в себя мудрость мировой культуры христианства и опыт истории национального прочтения истин Христа. Проснувшемуся сознанию российского человека необходим свет православного знания и нужны теологи православного вероучения, практики богословия и теоретики богословия. Сейчас культуре России нужны преподаватели основ православной культуры. Нужны ученые богословы, творчески осмысливающие и развивающие духовный опыт Отцов Церкви, философское наследие таких гениальных и ярких философов православной веры как В. С. Соловьев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, Н.О. Лосский, И.А. Ильин, А.Ф. Лосев, и таких богословов, как Г. Флоровский, И. Мейндорф, В. Лосский.

Есть некая пассивность нашего выбора образовательных услуг, которая граничит с глупостью. Мы не выбираем, а подражаем в своем стремлении учиться там, куда стремится поступить большинство. А ведь надо активно и осознанно выбирать, исходя из долговременных нужд нашей жизни. Даже, покупая одежду, мы ее придирчиво выбираем, исходя из наших вкусов и наших денежных возможностей. Образ знания высшего образования мы будем носить всю жизнь, поэтому нельзя его не выбирать, необходимо совершить труд выбора. Труд, усилие выбора предполагает, во-первых, быть в ситуации выбора, встать перед реальностью различных проектов будущей жизни, во-вторых, верно оценить преимущества и недостатки предлагаемых моделей жизни, в-третьих, иметь решимость выбрать один единственный, подходящий для вас вариант и действовать решительно и успешно.

 
Памяти Царя-Страстотерпца

Голодные волки и жадные коршуны

«У национальной России есть враги… Они появились не со вчерашнего дня, и дела их всем известны из истории», — писал в 1949 году знаменитый русский философ-эмигрант Иван Ильин, пытаясь осмыслить бурные события русской жизни последних десятилетий. К сожалению, многие годы скорбей и неописуемые страдания народа

 
Цветник духовный

Равнодушное поколение

Церковь действует посредством любви, а не так, как законники. Церковь смотрит на все с долготерпением и стремится помочь каждому, что бы он ни натворил, каким бы грешником он ни был. Безразличие к Богу приводит  к безразличию  ко всему остальному  Что это там за звук такой? — Самолет, Геронда.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс