Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (191) → «Наступает время особого испытания…» Послание Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия в канун Страстной седьмицы

«Наступает время особого испытания…» Послание Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия в канун Страстной седьмицы

№14 (191) / 8 апреля ‘02

Архипастырь

И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня. Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли?
(Мр.14, 18–19)

Когда услышите печальный звон церковных колоколов, знайте, что настало время покаяния. Отложите тогда житейские заботы и попечения и спешите в Божии храмы, чтобы восплакать перед Господом о грехах своих, чтобы восскорбеть печалию вашею перед лицом нашей Заступницы Усердной и всем сонмом великих угодников Божиих.

Пусть каждый из вас попытается очистить свою совесть перед духовным отцом и укрепиться приобщением Животворящего Тела и Крови Христовых. Да омоется вся Русская земля, как живительной росой, слезами покаяния и да процветает снова плодами духа.

Св. Тихон, Патриарх Московский и всея Руси

Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.
(Ис,. 1, 14)

Всечестные отцы, возлюбленные братья и сестры!

Все меньше дней остается до конца Великого поста, все ближе радостный праздник Воскресения Господня, светлая Пасха Христова. И всякому из нас необходимо помыслить в сердце своем, как встретим Воскресшего Спасителя нашего? Счастливы те, кто прилагали труды к очищению души своей покаянием и молитвой, кто внял моему Архипастырскому наставлению, с честью понес духовные подвиги Великого поста, кто исповедовался и причастился Святых Христовых Таин. Но были и те, что по немощи своей – в первую очередь, духовной — так и не решились вступить на этот добрый путь. Были и изнемогшие в борьбе с грехами и искушениями, те, кто вольно или невольно нарушил пост и впал в уныние со словами «не могу…»

Однако ныне, дорогие братья и сестры, приходит к нам время особого испытания. Тем, кто подвизался ревностно и добро, надо приложить силы к тому, чтобы не потерять благоприобретенного, а тем, кто проявил немощь, есть прекрасная возможность попытаться наверстать упущенное. Будем помнить притчу Евангельскую о работниках, пришедших на виноградник Господень в самые последние часы дня. Они со старанием трудились пусть немногое время, но получили полную плату от Призвавшего их. Так и те, кто предпримет усилие над собою и потрудится над душою своею в предстоящие дни, не минует награды своей. Ведь впереди нас ожидают скорбные и спасительные дни Страстной Седмицы, дни сугубого покаяния и очищения, последние дни приготовления нашего к Светлому празднику Воскресения Христова. Ведь всем нам жизненно необходимо сопутствовать Спасителю нашему во всех Его трудах и испытаниях, в страданиях и муках, которые Он претерпел ради спасения всего человечества.

Все дни Страстной Седмицы носят наименование Великих. Этим наша Мать-Церковь подчеркивает их значение для врачевания немощных и страстных душ чад своих. Благочестивые предки наши в эти Великие дни оставляли все житейские заботы и старались как можно больше времени проводить в храме Божием, не упустить ни одного из Евангельских чтений, из наставлений, так нам необходимых. Но ныне многие из ближних наших, принявших Святое Крещение и принадлежащих к Православной Церкви, в дни Спасительных Страстей Христовых не спешат в храмы Божии. Одни оправдываются занятостью на работе. Другие — тем, что их не научили в свое время, как следует поступать в эти дни. Третьи — заботами житейскими.

Конечно, все это вполне преодолимо, если мы стремимся не просто носить нательный крест или даже исповедовать себя православным, но и пытаемся изменить жизнь свою, чтобы она была достойной данного нам великого звания христианина. Однако, именно для такого усилия часто не хватает сил у многих братьев и сестер наших.

Есть ли этому оправдание? Его не найти! Есть еще среди нас те, кто помнит, как милицейскими кордонами пыталась богоборческая власть остановить тех, кто спешил в храм Господень на Богослужения Страстной Седмицы, каждое из которых исполнено глубокого смысла для дела Спасения нашего. А несколькими десятилетиями раньше за явное исповедание своей веры можно было потерять работу или даже попасть в тюрьму. Ныне же мы не испытываем таких гонений. Более того, в этом году решением Президента и Правительства России светские праздничные дни установлены так, что мы имеем благую возможность освободиться от производственных обязанностей своих, от забот о хлебе житейском в самые высокоторжественные дни Страстной Седмицы.

Однако именно здесь каждого из нас ожидает великое испытание духовное. Никем не гонимые, никем не притесняемые, что изберем мы? Увы, все мы знаем, чем часто заполнены наши нерабочие, праздничные дни! Для одних это возможность пребывать в безделии и увеселениях. Для других это труды на своем садовом участке или другие заботы житейские. Для третьих — участие в политических мероприятиях, решение своих карьерных проблем. А кое для кого, страшно сказать, — мерзость и грязь греха, пьянство и блуд.

Ныне всякому из нас предстоит сделать выбор. Ибо верны слова Евангельские: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф., 6, 24).

Господь и Спаситель наш грядет на вольную страсть нас ради и ради нашего спасения, а где мы обретаемся в это время? Горе нам, если увязнув в житейских заботах, мы не сможем даже в эту Страстную Седмицу, по милости Божией состоящую из нерабочих дней, вырваться из погибельной суеты.

Всему можно найти лукавое оправдание, однако, никакие труды и тем более развлечения в дни Страстной Седмицы не дадут доброго плода, не послужат прочным основанием начинаемого. И наоборот, время, проведенное в молитве за ближних своих и за Отечество наше, в созерцании вольных Страстей Христовых, никогда не будет забыто у Бога. Оно подобно зерну, которое — по слову Евангельскому — «упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто» (Мр., 4, 8).

Мы знаем, что в жизни нашей не бывает просто случайных совпадений. Знаменательным представляется то, что на первый нерабочий день в этом году, на 1 мая, выпадает Великая Среда, день, когда Иуда согласился за тридцать серебряников предать Господа и Спасителя нашего в руки его будущих палачей. Теперь наше время выбирать — будем ли мы ныне с Господом или с гонящим Его вольно или по неведению. О таких с горечью и печалью сказал апостол Павел «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим., 3, 5).

Дорогие братья и сестры! Дабы не потерять добрых плодов Великого поста, да не впадем в осуждение тех, кто не нашел в себе сил оставить соблазны этой суетной жизни даже в дни Страстной Седмицы, кто не смог переступить порог храма Божия. Но сами явим пример ближним своим Веры нашей, своей ревности по Боге. Поспешим в храмы Божии в предстоящие дни начала мая, позовем с собою своих домочадцев и знакомых и будем молитвенно предстоять страшным и спасительным Страстям Христовым, чтобы быть нам достойными и верными причастниками славы Воскресения Господа и Спасителя нашего.

Все дни Страстной Седмицы имеют глубокое духовное содержание. Потому наши благочестивые предки справедливо считали: как провел ты Великий пост и Страстную Седмицу, как утвердился в Вере и благочестии, как встретил Господа Воскресшего в дни Пасхи Христовой, так и пройдет весь последующий год. Ведь именно так достигается нами добрый навык в преодолении искушений и испытаний нашей повседневной жизни. И если мы действительно хотим прекращения нестроений в многострадальном Отечестве нашем, если хотим доброго устроения своей жизни даже в плане житейском, если мы желаем здравия и полноценной жизни для своих детей и внуков, нам надо последовать в предстоящие дни Страстной Седмицы примеру благочестивых предков наших.

В Великий Понедельник, в Великий Вторник, в Великую Среду совершаются в храмах Литургии Преждеосвященных Даров, читаются Евангельские повествования о последней проповеди Господней в Иерусалиме. Всем нам еще дается время для покаяния, для укрепляющего нас в Вере отеческой Причастия Святых Христовых Таин.

В Великую Среду, 1 мая, за вечерним Богослужением в этот день совершается Таинство Елеосвящения или Соборования. Мы знаем, что Господь посылает в этом Таинстве исцеление телесных болезней, даже самых тяжких, смертельных, и тому есть множество примеров. Но не менее важно, что благодаря этой соборной молитве и Таинству Елеосвящения болящему прощаются грехи, в том числе и неосознанные им или забытые при исповеди. Поэтому наша Мать-Церковь никак не рекомендует прибегать к этому спасительному Таинству без крайней необходимости, в особенности людям здоровым, которым следует упорно вести борьбу со грехом, готовиться к исповеди со всей тщательностью, с раскаянием и с желанием изменить свою жизнь. Только вечер Великой Среды по традиции нашей Русской Православной Церкви — это единственный день в году, когда всякий православный человек может прибегнуть к величайшему Таинству Елеосвящения.

Однако и в этом случае необходимо заранее исповедоваться, облегчить гнет грехов, прежде чем просить у Бога исцеления духовного и телесного. Значит, и в этом случае день 1 мая с самого его начала должно посвятить не увеселениям, не заботам житейским, а самому главному — душе своей. Ибо «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф., 16, 26).

Благочестивые люди, приняв спасительное Таинство Соборования, стремятся на другой день с чистым сердцем и упованием на Господа причаститься Святых Христовых Таин. Ведь в Великий Четверток, ныне — 2 мая, совершается Божественная Литургия святителя Василия Великого. Само великое Таинство евхаристии утверждено Спасителем нашим во время Тайной вечери Его с Апостолами, именно в день Великого Четверга. Поэтому так дорога нам Божественная Литургия, совершаемая в Великий Четверг.

В этот день к Спасительной Чаше Христовой обычно стремятся приступить все, кто глубоко понимает великий смысл установления Господом Таинства Святого Причащения. В особенности же, надо не упустить эту благую возможность тем, кто по каким-либо причинам не смог в протяжении всего Великого поста исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин во оставление грехов и в жизнь вечную.

В этот же день, 2 мая, за вечерним Богослужением совершается Последование Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Одно за другим прочитываются так называемые «12 Страстных Евангелий», то есть 12 эпизодов о вольных страданиях Спасителя нашего. С горящими свечами в руках слушают собравшиеся в храме Божием о Тайной Вечере, о предательстве Иуды, о муках Спасителя и о самой Крестной смерти Его за всех нас. Есть благочестивый обычай приносить эти свечи горящими в православные дома, чтобы нанести знамения Креста на окна и двери и тем оградить врагу рода человеческого вход в жилища наши. Потом остаток свечи хранят за святыми иконами, чтобы в час смертный, который может прийти нежданно, как вор ночной, можно было отойти к Господу, имея в руках такую свечу, зажженную нами в час Страстей Господних в знак причастности к Царству Его.

В Великую Пятницу, 3 мая, в память спасительных Страстей Господних установлен строгий пост. Во второй половине дня — в Иоанно-Предтеченском Кафедральном соборе это будет в 14 часов — из алтаря выносится Святая Плащаница. Всякий православный человек обязан прийти и припасть к этой великой святыне с благоговейным целованием. Обязательно надо прийти к Святой Плащанице всей семьей, с детьми и внуками, приложить даже самых маленьких к этой святыне, самим в теплой молитве возблагодарить Спасителя, принявшего на себя грехи всего рода человеческого, а значит и нас с вами! Пусть запомнит ребенок, как он вместе с отцом и матерью впервые поцеловал Святую Плащаницу со своей первой, немудреной, но искренней молитвой за ближних своих! Кто знает, может это чистое воспоминание не даст ему потом вступить на пагубный путь, приведет — вновь и вновь в церковь? Ныне многие сетуют на непонимание в семьях, на конфликты с детьми и внуками, на раздоры между супругами. Но разве мы сами не виноваты в том, что не ищем благих возможностей для своего единения в Вере Отеческой, в молитве, в участии в Богослужениях? Дни Страстной Седмицы — самое лучшее время для первого шага на этом спасительном пути. Тот, кто не сможет приступить к Святой Плащанице в Великий Пяток, пусть поспешит со всей семьей в храм утром в Великую Субботу 4 мая, вплоть до самой Пасхальной службы.

В Великую Пятницу уже вечером совершается умилительный и трогательный чин погребения Святой Плащаницы, в конце которого духовенство и миряне с Крестным ходом обносят Святую Плащаницу вокруг храма. И здесь нам надо быть в храме Божием всем вместе, с близкими, с детьми, с внуками. В нынешнее время только немногим из нас выпало счастье вырасти в семье глубоко верующей, с самых ранних лет узнать сладость молитвы, радость пребывания в храме Божием. Многие и многие из вас трудно и медленно приходили к обретению Веры отеческой, к обретению сокровищ Святого Православия. Так не будем же лишать обретенной нами сладости детей и внуков своих! Приведем их в храмы Божии в дни этой Страстной Седмицы, чтобы и они почувствовали себя чадами Матери-Церкви, почувствовали себя православными.

В Великую Субботу, ныне — 4 мая, совершается Божественная Литургия святителя Василия Великого. Чадолюбивая наша Мать-Церковь дает нам еще одну благую возможность исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин, чтобы с обновленной душой и чистым от греха сердцем встретить славное Воскресение Господа и Спасителя нашего.

В этот день освящают куличи, пасхи, сыр, яйца, мясные продукты для того, чтобы потом ранним утром Святой Пасхи после Божественной Литургии каждый член семьи мог разговеться, отметить начало праздничной Пасхальной Светлой Седмицы. Нынче во всех храмах такое освящение будет проходить в Преблагословенную Субботу с 8 до 23 часов, пока не придет всем нам время встать на Пасхальную молитву.

Возлюбленные чада мои! Всякий, кто имел радость духовную хоть раз участвовать в Богослужениях Страстной Седмицы, не может не вспоминать об этом без особого благоговения и умиления, не может не стремиться вновь пережить это великое нравственное очищение в соборной молитве. Так не будем же лишать себя этой благодатной возможности. Приложим и свое малое усилие, чтобы дух наш господствовал над плотью, чтобы доброта господствовала над грехом, чтобы он был побежден нами силой благодати Божией. И всесильный Господь, видя искреннее стремление сердец наших, дарует нам великие милости Свои. Тогда с радостью неизреченной сподобимся мы встретить Светлое Христово Воскресение, залог будущей жизни нашей.

С Божиим благословением на спасительные труды Страстной Седмицы

ВИКЕНТИЙ,
АРХИЕПИСКОП
ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ И ВЕРХОТУРСКИЙ

 
 
Церковный календарь

21 апреля. Неделя пятая Великого поста: память преподобной Марии Египетской

Сегодня Святая Церковь творит память преподобной Марии Египетской, давшей великий пример покаяния, из глубины греха восставшей к вершинам святости после того, как ее душу озарила великая любовь к Богу. Отрывок Евангелия, который мы с вами сейчас слышали, говорит о том, что происходит, когда встречаются две любви — Любовь Божия, безграничная, исцеляющая, и ответная человеческая любовь к Богу.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс