Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (166) → Память о подвиге православного воинства

Память о подвиге православного воинства

№25 (166) / 8 сентября ‘01

Праздник

В этой теме:

Праздник
Праздник Крестовоздвижения

21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы. Это светлый и радостный праздник для всех православных народов. В день Рождества Девы Марии верующие в храмах с чистотой в сердцах и мыслях внимают праздничному тропарю в ее честь: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной: из Тебе бо возсия Солнце правды — Христос Бог наш, и разрушив проклятие, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный».

Вечную жизнь с ее великими ценностями — любовью к Богу, к ближним, к своему народу, своей Родине — прославляют православные в своих молитвах. Но они не только молятся за эти ценности, они готовы защищать их, как защищало их русское воинство под водительством св. князя Димитрия Ивановича Донского в 1380 году в Рождество Богородицы на Куликовом поле. В тот день русскими была одержана победа над иноверными захватчиками — победа неоценимого исторического ранга. поэтому для русских христиан празднование Рождества Пресвятой Богородицы имеет особый, глубинный смысл — в этот праздник ей отдается дань благодарности за покровительство и защиту Святой Руси.

Для православного сознания празднование в один день Рождества Богородицы и годовщины победы русского оружия в Куликовской битве не является каким-то случайным совпадением. В сопряжении двух дат естественным образом улавливается промыслительный, небесный смысл. Русские люди, выходя на бой с мамаевыми полчищами, крепко уповали на помощь и заступничество Пресвятой Богородицы — хранительницы Русской Земли, Русского Дома. Это упование очищало их от сомнений и колебаний, они знали: отступать нельзя и выбора, фактически, нет. Выбирать можно было только между победой или гибелью в беспощадной сече. Вера умножала духовные и физические силы ратников. Победа, достигнутая в День Рождества Богородицы, оказалась историческим знамением, видимым выражением Промысла Высших Сил, открывших русскому народу широкий путь свободного и самостоятельного творчества на историческом поприще. Вера русского воинства была вознаграждена.

Куликовская победа послужила началом державной консолидации после периода раздробленности русских земель, началом складывания мощного этнического ядра в Северо-Восточной руси. На битву с мамаевой ордой к излучине Дона и Непрядвы вышли москвичи, суздальцы, владимирцы, черниговцы, псковичи, ярославцы, оттуда же возращались великороссы, обогащенные пониманием важнейшей идеи — идеи единения. После битвы объединительный процесс на Руси принял характер национально-религиозного движения.

В честь Божией Матери и в благодарность Ей за небесное покровительство на месте куликовского сражения был построен монастырь Рождества Богородицы, а в московском Кремле семья Димитрия Донского заложила церковь Рождества Богородицы.

Мамай, вторгшийся на русь со своими — за деньги купленными — наемниками, был наглядным типом авантюриста и самозванца — из тех, кто в погоне за золотом и властью преступает любые человеческие нормы и предается диавольскому цинизму. Он опирался на капитал генуэзских торгово-финансовых спекулянтов, хозяйничавших в то время в Крыму и тесно связанных с латинством, с Ватиканом, вожделевшим духовно поработить православную Русь. Мамаево нашествие стало по своей сути крестовым походом, несшим смертельную угрозу свободолюбивой русской душе.

«Игумен Всея Руси» — преподобный Сергий Радонежский — благословил великого князя Димитрия на битву с врагами Православия словами: «Бог Правды дарует тебе победу и сохранит тебя для вечной славы». Эти слова перекликались с заветом св. благоверного Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде». Этот завет был положен краеугольным камнем в основание Святой Руси. Понятие «Русь Святая» не было для православных верующих чем-то отвлеченным — в нем содержался идеал государственного устройства. Русь ощущалась пространством, куда нельзя допустить диавола — «отца лжи» и «человекоубийцу». Димитрий Донской был прямым потомком Александра Невского и свято хранил заповеди великого предка. За свой самоотверженный подвиг по спасению души русского народа так же, как благоверный Александр Невский, Димитрий был канонизирован нашей Церковью.

Благословляя Димитрия Донского на бой с диавольскими силами, преподобный Сергий явил истинный взгляд на Православие. И взгляд этот не имел ничего общего с пассивностью и непротивлением злу. Вспомним слова Иисуса Христа, записанные в Евангелии от Луки: «Продай одежды свои и купи меч». Сергий Радонежский направил в ополчение, собранное русью, иноков Троицкого монастыря Александра Пересвета и Андрея Ослябю. В народной жизни порой возникают ответственнейшие моменты, когда сама возможность этой жизни должна быть спасена — не только молитвой, но и оружием. Тогда, в сентябре 1380 года, Русь оказалась на границе между небытием и бессмертием. Иноки Пересвет и Ослябя взялись за оружие. Если меч взят для защиты родной земли и родной веры, то на нем нет греха. Этот завет прп. Сергия, соединившего православное вероучение с идеей русского патриотизма, оказывал воздействие на умы русских людей и во все последующие века. Отражением православного подвижничества стали ратные деяния Минина и Пожарского, Суворова, Кутузова, Нахимова, Ушакова (канонизированного недавно русской Православной Церковью), Ермолова, Скобелева, Брусилова, Жукова, Рокоссовского.

Духовно-религиозный опыт победителей мамаевой орды — наше непреходящее достояние, программа действий, не потерявшая значения и сегодня, когда идейные последователи крестоносцев и генуэзских денежных магнатов стремятся навязать России атмосферу лжи. лукавства, алчности и диавольских пороков. Мы не имеем права впадать в грех уныния — память святых подвижников Земли Русской взывает к нам, к нашему долгу защищать свою духовную свободу, свою веру, свою историю, свою культуру — ради будущего бытия России, ради того, чтобы свеча русского духа не погасла.

Залог будущности России — единство. Важно преодолеть расколотость, фрагментарность народного сознания, уйти от деления общества на «правых» и «левых», от ангажированности политических партий, хлопочущих об удовлетворении своих узких интересов. В категориях божественных истин на земле существует лишь две «партии»: партия Бога и партия сатаны. Через века пробивается к нам свет чистых помыслов Сергия Радонежского и Димитрия Донского, всех ратников, не жалевших себя в битвах за Православное Отечество. Несмотря на все препоны, этот свет достигает нашего духовного зрения, призывая помнить и хранить традиции Святой Руси.

Сергей Рыбаков,
докторант Уральского госуниверситета.

 
Жизнь Екатеринбургской епархии

Слово Высокопреосвященнейшего Викентия, Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского, в связи с террористическими актами на территории США

 
Праздник

Праздник Крестовоздвижения

Судьба Крестовоздвиженского храма, что находится в самом центре Екатеринбурга на пересечении улиц Карла Маркса — Луначарского, по-своему уникальна и неповторима. Но как бы ни складывалась она на протяжении более чем вековой своей истории

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс