Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
с 16 по 18 июля в Екатеринбурге уже 9 лет отмечается как религиозный праздник, свидетельствуя, о местном народно-церковном почитании свв. Царственных мучеников. Закрепилось и название за ними — «Царские дни». Если судить по количеству народа, участвующего в празднике, свв. Царственные мученики, принадлежат к числу наиболее почитаемых святых. В Екатеринбурге среди православных в Их святость, к настоящему времени, не веруют, наверное, единицы.
С памятью святых Царственных мучеников связано два места на территории Екатеринбургской епархии: Святая Вознесенская горка и Ганина яма. Эти места давно уже имеются «Русской Голгофой». К ним же иногда относятся и Синячихинскую (Алапаевскую) шахту, но, строго говоря, это невероятно.
* * *
Понятие «Русская Голгофа» возникло почти сразу после убиения св. Царственных мучеников, оно встречается, например, в книге ген. Дитерихса, опубликованной в 1922 г., т. е. задолго до прославления Их Зарубежной Церковью. Это понятие прочно вошло в обиход, понимается интуитивно без всякого богословского обоснования. По этой же причине лучше не употреблять этого понятия к другим местам, в том числе и тем, где происходило убийство других членов Царской Фамилии (Алапаевск, Ташкент, Петроград). Это имя справедливо только для Екатеринбурга, для Святой Вознесенской горки и Ганиной ямы.
Само понятие «Голгофа», применительно к подвигу св. Царя-мученика Николая, подразумевает исключительную степень полноты Христоподражательности этого подвига. Ни один чин святости этой полноты не охватывает. Мы, как будто вернулись в конец XI века, когда возникли такие же богословские трудности при первом в Русской Православной Церкви прославлении святых — страстотерпцев князей Бориса и Глеба. До них чина страстотерпцев в Церкви не было, их прославили в новом для Церкви чине. Возможно такая же ситуация возникает и со свв. Царственными мучениками. Такой проблемы не возникло при прославлении В. княгини Елизаветы и инокини Варвары, они прославлены в чине святых преподобномучениц наряду с сонмом других новомучеников и исповедников Российских.
* * *
Вознесенская горка расположена в центре города и ее знают все. Урочище Ганина яма расположена примерно в 20 км от центра города и в 2 км к северу от поселка Шувакиш, об этом следует напомнить, так как не все люди, даже считающие себя «монархистами», знают об этом.
В нынешнем году по решению Епархиального совета и по благословению Преосвященнейшего Никона епископа Екатеринбургского и Верхотурского на Ганиной яме было совершено три службы. Первая: 16 июля в 23–30 — Всенощное Бдение и Божественная Литургия. Вторая: 17 июля, в 15–00 — Божественная Литургия. Наконец третья: тоже 17-го в 12–00 — Панихида.
На первой службе народу было много, а учитывая, что служба проходила ночью и не в городе, а в лесу, то очень много. Количество людей приближалось к 100 человекам, а священников было не менее 12. На второй службе, которая началась в 5 утра, народу было мало, всего несколько человек, священников пятеро. На панихиде в 12 часов дня 17 июля, совсем мало.
* * *
Решение стало возможным благодаря тому, что было снято мучительно неопределенное положение с так называемыми «екатеринбургскими останками». Священноначалие Русской Православной Церкви нынешней зимой отмежевалось от беспардонно навязываемого ей решения о признании останков за подлинные царские. Церковь не может ошибаться, поэтому пока длилось это неопределенное положение, не отдавалось «официального» предпочтения урочищу Ганина яма. Церковный народ никогда не верил в подлинность «екатеринбургских останков», считая их фальшивкой, поэтому Ганина яма была почитаемой святыней как бы неофициально. Все эти годы на Ганиной яме совершались службы (а не в Поросенковом логу). Такое молитвенное почитание святынь, еще «не канонизированных святых» составляет часть того внешне стихийного, идущего из народных глубин движения, которое является необходимой предпосылкой для их «официального» прославления.
* * *
Положение Ганиной ямы ч ряду других святынь особое. Урочище хранит в себе память неслыханного изуверства над телами убиенных. Это место, где честные тела святых Царственных мучеников рубили мясницкими топорами на куски, жгли на кострах, а что не сгорело, растворили серной кислотой. Операция продолжалась более двух суток подряд и даже у закоренелых убийц и подонков — исполнителей этой операции — вид горы окровавленных кусков человеческих тел, и запах горелого человеческого мяса вызвало ощущение непередаваемого ужаса.
О мистическом значении убийства Царя-мученика Николая достаточно много написало. Убийство Русского Православного Царя — помазанника Божия вызвало необратимые изменения в духовной атмосфере всего мира. Был изъят «Удерживающий», поэтому стали возможны неслыханные злодеяния. Сдерживающие начала исчезли, и в мире неудержимой волной стало распространяться зло. Но мало кто вспоминает не только о том, как убит Царь, но и о том, как изуверы поступили с его телом. Достойное обращение с мертвыми нужно не им, мертвым, а нам, живым. Злодейства не только над живыми, но и над мертвыми, это доведение их уже до запредельного состояния — что мы и видим на практике в нашем страшном XX веке. Начало этому было положено на Вознесенской горке, а продолжено на Ганиной яме.
О мистическом значении уничтожения честных тел свв. Царственных мучеников свидетельствуют слова из книги Амоса: «не пощажу его, ибо он пережог кости царя Эдомского в известь». Известно, что Августейшая Семья ежевечерне читала вслух св. Писание и в последний свой вечер, перед убийством был читан Амос. Вечером за 2 часа до убийства были прочитаны пророческие слова, и Императрица оставила об этом запись в своем дневнике. В нашем мире ничего случайного не бывает.
* * *
Это одна сторона дела, другая заключается в том, что святые мощи физически уничтожены (за исключением очень небольшого числа их частей, найденных во время следствия в шахте и на кострище, и ныне хранящихся в храме во имя Иова Многострадального в Брюсселе). Тела, пройдя ряд химических превращений до состояния атомов и молекул, поступили в окружающую среду. Святые мощи утратили видимое осязаемое естество, растворились в воде, почве, траве и цветах.
Этот факт требует богословского осмысления. В каждом кусочке земли, в каждой травинке и кустике присутствует то, что составляло когда-то честные тела свв. Царственных мучеников. Тело святого и после смерти остается оболочкой незримого присутствия духа человека, ставшего святым.
Тело святого или святые мощи являются местом, где происходит единение материального и небесного, их неслиянное и нераздельное взаимное проникновение. От тела святого могут происходить чудотворения, через которые Господь действием Духа Святого сообщает нам о том, что Церковью Небесной человек причтен к лику святых. Установление этого факта может служить и часто служит одной из причин для прославления святого Церковью земною. Святые мощи сообщают святость и другим предметам, с которыми они соприкасаются. Частицы святых мощей помещаются в престоле и в антиминсе, т. е. святость мощей сохраняется, если их даже расчленить. Но до какого предела можно их расчленять. Сообщается ли святость предметам, в которых они присутствуют в виде атомов и молекул? Сообщается ли святость траве, кустам, деревьям и самой земле вблизи Открытой шахты на Ганиной яме, где они сжигались? Святость — это не субстанция, обладающая материальными свойствами, в том числе и пределом делимости. Святую (освященную) воду не отличить никакими инструментальными средствами, никаким анализом от воды не освященной.
Святость это не субстанция, а свойство.
Вопрос это отнюдь не праздный, как это будет показано ниже, но не мне простому мирянину, с моими скудными познаниями в богословии на него отвечать. В моих записках я этот вопрос лишь ставлю. Все дело в том, что многие паломники ведут себя на Ганиной яме не правильно, без должного благоговения. Они, похоже, не понимают, что каждый кустик, каждая травинка вблизи от «Открытой шахты» требуют отношения к себе, как к святыне, подобно тому, как мы относимся или должны относиться к святым мощам.
* * *
В нынешнем году на руднике Ганина яма установлен новый Крест, на это раз он установлен непосредственно вблизи шахты. В материалах следствия Сибирского правительства она числится как «Открытая шахта» или «шахта N 7». Старый Крест был установлен на месте, которое имело символическое значение, ибо, когда он ставился, местоположение шахты не было известно. Только во второй половине лета 1993 года, когда крест был уже установлен, удалось обнаружить «ключ", с помощью которого в результате исследований на руднике, местоположение шахты было установлено точно.
По счету это третий крест на руднике. Первый, поставленный в 1991 году, наспех сколоченный из реек, был неказист и мал. Высокопреосвященный Архиепископ Мелхиседек в 1993 году благословил заменить его и тогда же, в июле был установлен новый, более основательный. Он был изготовлен по станинным образцам, с сенью и с резными причелинами, по старинным технологиям — без единого гвоздя. В 1996 году с креста был похищен, установленный на нем, киот с иконой свв. Царственный мучеников. В 1997 году похищенный киот заменен на новый. Осенью крест был сломан и восстановлению не подлежал.
Осенью 1997 года Преосвященный Епископ Никон благословил изготовить новый крест из металла и установить его у шахты. Изготовление длилось долго и сложно. Давно известно, что при исполнение таких дел просто и быстро не бывает никогда, любая мелочь превращается в труднопреодолимую проблему. Господь сподобил поставить Крест 26 января накануне заседания областной комиссии «по останкам» (которая состоялась 27 января) и за несколько дней до правительственного варианта той же комиссии (30 января). Зимою крест был только поставлен, зацементировать цоколь в основании креста и установить памятную плиту, было отложено на лето. Это и было сделано в последний числах июня.
Изготовление и воздвижение Креста к определенной дате, не дань советской традиции. Государственная комиссия, в которой участвовали и представители Церкви, решала вопрос, который затрагивал существенный интересы Церкви. Дело касалось признания неведомо чьих останков за мощи свв. Царственных мучеников. Как можно было оставить без крестной защиты как раз то место, где сжигались подлинные святые мощи? Мы могли уповать на Господа, дабы дал силу, ум и твердость духа стоять за Церковь и веру тем, от кого это зависит. Мы могли уповать и на заступничество за нас перед Престолом Вседержителя святых Царственных мучеников, но на что могли мы надеяться, если сами не смогли поставить даже Креста на этом святом месте.
* * *
Теперь просьба к паломникам, к благочестивым и не очень. Просьба ко всем, кто приходит ко Кресту на Ганиной яме.
Всего полгода стоит Крест, прошел месяц от Царский дней, а вблизи Креста место заметно загажено. Валяются бутылки, банки; следы нескольких костров, которые разжигались в нескольких метрах от шахты и от Креста. С нескольких берез содрана береста. В шахту протоптаны тропы, кто-то там копался. Изломано и истоптано все вокруг. Еще несколько лет и это святое место будет выглядеть как помойка.
Обращаюсь ко всем, кто приходит к святому месту. Не сорите сами и не позволяйте другим. Видите мусор — уберите, но не кидайте его в ближайшую ямку, донесите до дороги (всего-то 200 метров) и бросьте в колею. Не жгите костров. Ганина яма не место для пикников. Если совсем уж не можете обойтись без костра, разжигайте его подальше — в сотне метров, у того места, где стоял старый крест, там уже есть кострище, и место подходящее, костры можно разжигать там. Не обдирайте бересты с берез.
Помните, что на этом месте каждая травинка, каждый кустик святы! Не становитесь кощунниками и святотатцами. Не трогайте, не нарушайте того, что есть — даже в дикой нехоженой тайге нужно сохранять природу, здесь тем более.
Если у кого возникло желание приложить руки, поработать на святом месте, (а такая нужда есть, работы там много) позвоните в Епархиальное управление, спросите. Только не делайте чего-то сами, не спросясь, ибо на Ганиной яме можно работать только по благословению правящего архиерея Екатеринбурской епархии.
А. Верховский,
председатель Екатеринбургского православного братства
Приложи сердце твое к учению и уши твои к умным словам (Притч. 23, 12)
Собрание проходило в г. Екатеринбурге, в здании ДК им. Лаврова 5 июля 1998 года. Руководитель: Судаков.В результате наблюдения за методами ведения собрания выяснилось, что во имя служения использовались методики психологического воздействия на сознание присутствующих, такие как: гипноз, медитация, экстатического катарсиса и приемы нейро-лингвистического программирования (зомбирования) личности, применяемые в медицинской практике психиатрических клиник, спецслужбами, а также представителями оккультизма и экстрасенсами.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.