Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (160) → Российский суд наконец-то разрешил называть сектантов сектантами

Российский суд наконец-то разрешил называть сектантов сектантами

№19 (160) / 8 июля ‘01

Мир сект

5 — 6 июня с. г. в Кузнецком районном суде г. Новокузнецка прошли слушания по иску двух неопятидесятнических сект «Живая вода» городов Новокузнецк и Мыски Кемеровской области к настоятелю Спасо-Преображенского собора г. Новокузнецка священнику Владимиру Пивоварову. Отец Владимир, 17 марта 2001 г. выступая в телепередаче «Благословите, батюшка», рассказал зрителям о сектах и, в частности, о «Живой воде», упомянув последнюю в списке тоталитарных сект. Пасторы «Живой воды» из Новокузнецка и Мысков обиделись и подали иски в суд.

Нужно сказать, что иски были составлены крайне неряшливо, и исковые требования сектантов в них были определены весьма туманно. Очевидно было лишь то, что они обиделись за «тоталитарную секту», посчитали, что этот термин оскорбляет честь и достоинство и порочит деловую репутацию их религиозных организаций. Соответственно, они требовали «принять меры воздействия в отношении православного священника Пивоварова В. А.», а также принудить его заявить в той же передаче, что «Живая вода» не является тоталитарной сектой.

Интересно, что не так давно ту же самую «Живую воду» назвал тоталитарной сектой губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. В ответ сектанты написали ему открытое письмо, опубликованное в их собственной газете «Голос Пробуждения».

Сами обидчивые сектанты даже в этом письме не выбирают выражений, когда пишут о Православной Церкви и своей Родине. Не стесняются они в выражениях и когда обращаются к законно избранному губернатору. В суд, тем не менее, они на него не подали. Два года спустя, однако, они решили привлечь к ответственности православного священника. Возникает вопрос, почему?

Выяснилось, что одновременно представители другой неопятидесятнической секты «Новая жизнь» вчинили иск журналисту из Екатеринбурга, который также назвал их тоталитарной сектой. Возможно, сектанты инициировали и другие иски в других городах России, о которых нам пока не известно. Но даже то, что мы знаем, позволяет предположить, что мы имеем дело с тенденцией: неопятидесятническое начальство дало разнарядку по местам подавлять критику в их адрес, и те развязали кампанию судебных исков против своих оппонентов. И первыми из оппонентов сектанты, как мы убедились, видят Православную Церковь и ее священников. Задача этих процессов, по всей видимости, даже не столько выиграть, сколько запугать. Если люди будут знать, что критические высказывания о той или иной секте повлекут за собой иск, а затем долгое судебное разбирательство, многие из них просто не захотят связываться.

В суде интересы священника Владимира Пивоварова представляли зав. кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского Богословского института А. Дворкин и новокузнецкий адвокат Г. Купавцев. Интересы истцов представляла член новокузнецкой «Живой воды» И. Воронина. Дело рассматривалось судьей Л. Забировой. Заседания продолжались два дня. В ходе слушаний было допрошено около 15 свидетелей с обеих сторон.

Ответчики строили свою защиту таким образом: во-первых, они доказывали, что истцы являются ненадлежащими. Честь и достоинство — это личные категории, которых не может быть у юридического лица. А никто из свидетелей истцов — членов секты — не смог доказать, что передача каким-то образом причинила им вред или нанесла ущерб. Также каждый из них был вынужден признать, что сам он в суд обращаться не собирался. Что же касается деловой репутации, то у некоммерческой организации (а религиозная организация по определению является некоммерческой) ее не может быть. Вместе с тем, в ходе процесса истцы несколько раз проговаривались и высказывали опасения, что передача ограничит приток новых членов в организацию, из-за чего сократятся ее доходы. В таком случае, действительно, можно признать, что передача может нанести ущерб деловой репутации организации, но сама организация в таком случае должна перерегистрироваться как коммерческая.

Во-вторых, ответчики пояснили, что термин «тоталитарная секта» является оценочным и каждый человек вправе употреблять его по своему усмотрению. Небезызвестный Якунин, например, неоднократно называл тоталитарной сектой Русскую Православную Церковь, которая не подавала на него в суд и не мешала ему реализовывать конституционное право свободы слова. Сами истцы, кстати сказать, в своих публикациях считали возможным использовать гораздо более жесткие, а то и напрямую оскорбительные высказывания в адрес Православной Церкви и ее служителей (некоторые из этих публикаций по ходатайству ответчиков были приобщены к делу).

Мнение отца Владимира Пивоварова было основано на целом ряде источников, в которых неопятидесятнические организации назывались тоталитарными сектами. В частности, им посвящено специальное определение прошедшей 23 — 25 апреля 2001 года в Нижнем Новгороде Международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты — угроза XXI века». Тоталитарными сектами организации харизматиков называются в книге А. Дворкина «Сектоведение: Тоталитарные секты» (Н. Новгород, 2000), а также в целом ряде публикаций протестантов и евангеликов (некоторые из них также были приобщены к делу). По мнению губернатора Тулеева, высказанному непосредственно о «Живой воде», говорилось выше.

В принципе, ответчики могли бы этим и ограничиться. Но, поскольку речь шла об открытом судебном заседании, из-за важности судебного решения по этому вопросу они сочли нужным постараться доказать по существу, что «Живая вода» может быть названа тоталитарной сектой в научном смысле.

Показания свидетелей и предъявленные материалы доказали, что «Живую воду» можно считать тоталитарной сектой по следующим критериям:

1. При вербовке использовались обман и неэтичные методы: учительница вербовала своих несовершеннолетних учеников прямо на уроках (естественно, не спрашивая согласия родителей); 14-летнюю девочку, которая на улице спросила дорогу в православный храм, привели в «Живую воду» и стали очень жестко обрабатывать, чтобы она сделалась членом секты. Эти же факты доказывают, что для адептов внутригрупповые ценности делаются высшим нравственным критерием, несравненно превосходящим обычные этические и нравственные нормы.

2. Свидетели показывали, что когда они впервые попадали в организацию, на них оказывалось жесткое давление: их запугивали, требовали, чтобы они стали членами организации немедленно.

3. Эксклюзивизм: руководители и члены секты убеждены в своей особости и исключительности по сравнению со всем другим человечеством. Интересно, что слово «верующие» они употребляют только по отношению к неопятидесятникам.

4. В секте используется целый арсенал неэтичных методов воздействия на личность, например, гипноз, психические манипуляции, контролирование сознания, в частности контроль информации и поведения и др. Члены секты, которые давали показания в суде, не могли вынести ни одного самостоятельного суждения. Они утверждали, что абсолютно свободны, но вместе с тем, помимо нескольких штампов, ничего не могли сказать. Критическое мышление отсутствовало у них полностью.

5. Члены секты являются рабами, «человеческим материалом», который руководство использует по своему усмотрению: только из выступавших на процессе свидетелей женщина с педагогическим образованием нянчила детей пастора Мамонтова (естественно, бесплатно); беременную женщину, невзирая на ее состояние, заставили два дня толкаться в коридоре суда и давать показания, что, конечно, являлось для нее тяжелейшим стрессом; еще одного адепта заставили бросить высокооплачиваемую работу и трудиться в секте за номинальное жалование.

6. Руководство секты прививало адептам ненависть и презрение к родителям (например, в проповедях пастор Мамонтов называл родителей рабами сатаны); ненависть к своему народу, к своей стране, к другим религиям и, в первую очередь, к Православию.

7. «Живая вода», как, впрочем, и все неопятидесятническое движение, существует во внекультурном социуме: ее члены далеки от культуры как национальной, так и общечеловеческой; они не читают классическую литературу, не слушают классическую музыку, не интересуются ничем, кроме внутрисектантских дел. В равной степени можно сказать, что миру не известен ни один сколько-нибудь значительный писатель-харизматик, художник-харизматик, композитор-харизматик.

Очевидно, что этих доказанных в зале Кузнецкого районного суда признаков достаточно для квалификации «Живой воды» как тоталитарной секты.

В заключительном слове Александр Дворкин призвал суд особо внимательно отнестись к этому делу и к собранным доказательствам. Речь идет не о противостоянии двух религиозных конфессий, пояснил он, тут ставится вопрос о свободе слова, свободе мысли и свободе критических высказываний. Совершенно очевидно, что группа, крайне негативно воспринимающая окружающий мир, традиционную культуру и традиционную культурообразующую религию, стремится завербовать как можно большее число адептов путем распространения недобросовестной рекламы о самой себе. Такая группа не заинтересована в появлении правдивой информации с критикой в свой адрес. Очевидно, что группа исповедует двойную мораль, ибо считает нормальным весьма оскорбительно высказываться обо всех, кто не входит в ее структуру, но любую критику в свой адрес объявляет нападением на свободу совести. В данном процессе решается, сохраним ли мы свободу слова, столь недавно обретенную нами после тоталитарного диктата, или поддадимся на шантаж новоявленных тоталитарных группировок, стремящихся этой свободы нас лишить. При этом стоит учитывать, что «Живая вода», также как и другие неопятидесятнические секты, открыто заявляет о том, что стремится к власти в Новокузнецке, в Сибири, во всей России.

Суд внял доводам ответчиков. «Живой воде» в иске было отказано. Судья Лилия Забирова и два народных заседателя поддержали свободу слова. Сектанты заявили, что намерены судиться дальше и подавать кассацию в кемеровский областной суд. Так что судебные баталии будут продолжены.

 
Мир сект

К 6 годам лишения свободы приговорена лидер хабаровского центра «Дианетики»

Хабаровск, 27 июня 2001 г. К шести годам лишения свободы условно приговорена судом Центрального района Хабаровска руководитель регионального центра «Дианетика» Ольга Ухова.

 
Нравственность

Дочка американского президента заплатит 600 долларов за покупку алкоголя

Вынесен приговор несовершеннолетней дочери президента США Джорджа Буша Дженне, обвинявшейся в использовании чужих документов для покупки алкогольных напитков в одном из ресторанов Остина (штат Техас).

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс