Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Дорогие братья и сестры! Сегодня мы переживаем радостное чувство от того, что в этом зале, собравшем столь представительную аудиторию, можем открыто, искренне обратиться к нашей молодежи. За саму возможность такого доверительного общения Русская Православная Церковь заплатила в XX столетии слишком дорогую цену.
Пагубное отступление от традиционных духовно-нравственных ценностей Православия началось задолго до революционных событий. В житии выдающегося московского православного подвижника начала прошлого века, отца Алексия Мечева мы встречаем рассказ о том, как в 1917 году к нему в храм приходили молодые люди и студенты, еще недавно сражавшиеся на баррикадах.
Их судьба оказалась более счастливой, чем судьба многих современников: они духовно прозрели еще в первые дни революции. К сожалению, для многих путь отрезвления оказался куда более долгим, растянувшись на многие десятилетия.
Убежден, что наша встреча стала возможной благодаря молитвам бесчисленного сонма мучеников и исповедников веры Христовой, оросивших своею кровию бескрайние просторы Российской земли и своим жертвенным подвигом приблизивших время освобождения Церкви из уз нового “Вавилонского пленения”, саму возможность открыто исповедовать Христову веру. Подводя некоторые итоги десятилетнего церковного возрождения, Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года призвал совершенствовать миссию в молодежной среде, способствовать активизации церковной деятельности самих молодых людей.
Слово Церкви обращено ко всем без исключения и различия, но к каждому — на понятном ему языке.
Что мы сегодня знаем о молодежи?
Россия 90-х — это общество, в котором формировался характер нынешних молодых людей. Да, оно было свободным, но диктовало новые, непривычные и очень жесткие “правила игры”. Напрашивается аналогия из большого спорта, где молодые люди ориентированы на максимальный результат, от которого зависят их карьера и благосостояние. Те, кому не удалось его достичь, вынужденные сойти с олимпийской дистанции, как правило, переживают это как настоящую трагедию, не видят для себя места в жизни, ощущают себя “потерянным поколением”.
Эпитет “потерянное поколение” слишком часто прилагается средствами массовой информации по отношению к большей части современной молодежи. В прессе и публицистических произведениях рисуются страшные картины деградации личности молодого человека, всеобщего морального упадка, потери всяких духовно-нравственных ориентиров в жизни.
Не закрывая глаза на все болезненные и острейшие проблемы современности, все-таки отметим, что мы знаем и другую молодежь. Ту, которая без раздумий жертвует своими жизнями в борьбе с террористами, добровольно участвует в проектах социальной помощи и в реставрационных работах, приходит в братства, православные центры и организации с единственным намерением бескорыстно послужить своими способностями доброму делу. Мы знаем одаренную, благородную, неуспокоенную молодежь.
Заблудшие, оступившиеся, немощные были всегда — но этих людей было бы значительно меньше, если бы и для них нашлось дело, та форма служения ближнему, в которой и они смогли бы раскрыть весь свой личный потенциал, все те таланты, которые им дарованы от рождения Богом.
Не будем смущаться нравами и обычаями наших молодых людей. Вспомним, как подчас некрасивы бывают у великого мастера черновики, предваряющие рождение шедевра. Из какого сора зачастую произрастает прекрасное растение. Но вот кропотливый труд художника окончен. Перед нами — радующее взор выдающееся произведение искусства. Кто теперь вспомнит о неприглядных черновиках? Да и мы сами, взрослые, склонны забывать опыт своего детства и юности, неохотно вспоминаем собственные падения и ошибки.
Наша задача — понять молодых людей, помочь им преодолеть болезни роста, “войти в меру возраста Христова”, помочь каждому из них сформироваться как личности.
Сегодня для молодых людей открыты новые возможности служения: честное предпринимательство, искусство, социальное служение. Их зовут на службу Отечество и Церковь. Они достигают творческих высот и выдающихся спортивных побед. Но это поколение ждет своих пастырей, которые были бы способны мудро направить их труды на созидание непреходящих духовно-нравственных ценностей.
Посмотрите, сколько молодых людей ежегодно собирает Пасхальный крестный ход! Но, поставив свечку, через некоторое время все они удаляются из храма. Нет человека, кто бы взял их за руку, остановил, удержал в церковной ограде. Если нам удастся стать достойными наставниками и воспитателями детей и молодежи, то, уверен, скоро мы сможем говорить не о потерянном, а об обретенном поколении.
Духовно-нравственное состояние современного российского общества, на мой взгляд, можно выразить в словах Священного Писания: “Сторож! сколько ночи? …Приближается утро, но еще ночь” (Ис. 21, 11–12). И, действительно, когда мы присутствуем на собраниях, подобных нашему, видим светлые молодые лица, то нам очень хочется верить в реальность приближающегося рассвета. Но пройдите мимо вечерних дискотек по городским улицам, посетите нищие полузаброшенные села где-нибудь в российской глубинке, и ощущение царящей повсюду ночи снова к вам вернется.
Но уверен, что наступление желанного рассвета во многом зависит от нашего кропотливого труда.
К сожалению, в значительной части общества, и особенно среди педагогов, до сих пор распространены опасения: не следует вручать молодые души служителям Церкви, они воспитают наших детей не так, уведут их от активной жизни, свойственной их сверстникам. Подобная критика ни на чем не основана. Она доносится из уст тех, кто совершенно не знаком с православными детскими и молодежными программами. Скажем таким людям по-библейски: Приди и виждь!
Вот уже несколько лет мы занимаемся программой детских летних православных лагерей. И я не знаю ни одного случая, когда бы из уст разгневанной мамы прозвучало, к примеру, такое заявление: “своего сына в православный лагерь больше не отдам. Беру путевку в санаторий”. Напротив, только ограниченность в средствах не позволяет Синодальному Отделу по делам молодежи предоставить условия для детского отдыха все возрастающему числу желающих побывать в православном летнем лагере, где наряду с организацией всех свойственных детям забав, их учат молиться и исповедоваться перед духовником, рассказывают о святых, запрещают курить и произносить дурные слова.
Забота о детях и молодежи существовала всегда в Церкви, потому что Церковь помнит и исполняет заповедь Христа Спасителя.
“Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне; ибо таковых есть Царство Небесное” (Мф. 19, 13–15).
Невозможно представить себе общество, которое не заботилось бы о том, чтобы преподать своим молодым гражданам уроки нравственности. Нет общества, в котором бы не существовало людей, пользующихся глубоким уважением как учителя и наставники. За малейшее пренебрежение к педагогике, за наши утопии и неправды приходилось расплачиваться дорогой ценой.
“Отсутствие воспитания есть корень всякого зла”, — писал великий Пушкин.
В течение многих лет в России в основном совпадали воспитательные задачи школы, общества и Церкви. И подвижники отечественной педагогической науки и авторитетные церковные писатели не уставали согласно повторять мысль об ущербности однобокого, безрелигиозного духовного развития детей и молодежи.
Без христианства, подчеркивал Ушинский, “педагогика есть вещь немыслимая — безголовый урод, …деятельность без цели и без результата впереди”.
“Школа должна быть не только школой арифметики и элементарной грамматики, но прежде всего школой жизни христианской под руководством пастырей Церкви”, — писал С.А. Рачинский.
“Свет одного научного образования без света Христовой истины — все равно, что свет луны без солнца, свет холодный и безжизненный, свет чуждый и заимствованный; он будет только скользить по поверхности души, как скользит свет луны по скале, не проникая внутрь ее, — никогда не в состоянии будет согреть, оживить и возбудить сердце наше к трудам и подвигам…”, а эти яркие строки — из проповеди святителя Московского Филарета (Дроздова).
Важно понять, что неразумно препятствуя осуществлению масштабных совместных государственно-церковных воспитательных проектов в школах, детских садах, летних лагерях, туристических клубах, спортивных секциях и в других собраниях детей и молодежи, мы тем самым отрекаемся от традиций, вступаем в борьбу со своей собственной культурой, историей, со своей страной.
Но ведь “всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит” (Мф. 12, 25).
Что сегодня мешает нам освободиться от груза взаимного недоверия, подозрительности, от последствий смертельной вражды, которая насаждалась идеологами XX века по отношению к религии и Церкви, преодолеть нерешительность и леность на путях активного сближения всех творческих сил, заинтересованных в воспитании детей и молодежи на основе традиционных духовно-нравственных ценностей Православия?
Думается, что некоторые препятствия лежат в сфере современной церковной жизни.
Зайдите в любой большой приход губернского города. Там вы непременно увидите действующую воскресную школу, наполненную детьми, которых однажды в храм привела благочестивая мама. Нет ничего более естественного для ребенка, как быть христианином. Но со временем в сердце молодого человека прорастают не только всходы доброго семени уроков Закона Божия, но и терние от злых семян, оброненных в неутвержденную душу сверстниками во дворе, телевидением, популярной культурой. Нет, молодой человек не станет воинствующим атеистом, но в Церкви ему уже не будет интересно, и он станет приходить в храм разве что для того, чтобы участвовать в чьих-то крестинах или погребении.
Молодые люди остро ощущают в собеседнике малейшую неискренность, фальшь. Поэтому, если священник, призванный заниматься окормлением и воспитанием детей и молодежи, относится к своему послушанию формально, если в сердце у него нет искренней горячей любви, в беседах преобладает тон холодных и скучных нравоучений, он быстро растеряет молодую паству.
“И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем” (Еф. 6, 4).
Создать школу духовных наставников и воспитателей детей и молодежи, вооружить их методиками, разработать реальные проекты — вот насущная задача Синодального Отдела по делам молодежи, духовных семинарий, богословских учебных заведений.
Несмотря на значительно возросший в последние годы интерес к Церкви, мы должны признать: у подавляющего большинства молодежи духовные потребности отсутствуют. На вопрос: “Что нынешняя молодежь ожидает от Церкви?”, мы с великой скорбью даем ответ: “Ничего не ожидает”. Как и для родителей, несущих в себе наследие страшных лет богоборчества, Христос Спаситель для неё лишь миф, литературный персонаж, а история Церкви — предание, не имеющее никакого отношения ко дню сегодняшнему. Православие для них, как и для их родителей, остается, увы, “неизведанной землей”.
Куда уйдут эти люди? К сектантам? В оккультизм? Думаю, что каждому из нас следует проникнуться сознанием всей ответственности за возможные новые крушения молодых судеб. Чтобы этого крушения не случилось, в Церкви должны пробудиться новые творческие силы.
Пора, наконец, отказаться от общения с молодежью XXI столетия на языке века девятнадцатого. Нам так хочется замкнуться в своем уютном мире, где тихо мерцают лампады и ублажают слух молитвенные песнопения! Но если всю эту красоту мы хотим даровать молодежи, то должны немедленно покинуть свой уютный мир и дерзновенно выступить на проповедь, освоив термины компьютерных программ. Известный афоризм гласит: Пусть мне нравится клубника со сливками, но рыба любит червяка, и чтобы ее поймать, перед рыбалкой необходимо запастись ими, а не деликатесом.
“Миссионер никогда не должен иметь печальное лицо”, — любил повторять канонизованный на последнем Юбилейном Архиерейском Соборе великий русский миссионер, архимандрит Макарий (Глухарев). А мы иногда начинаем беседу с молодым человеком с взволнованных рассказов о близящихся апокалиптических ужасах, жестоко обличаем юного собеседника в грехах, выражаем сомнения в искренности его намерений и интересов.
Для наставников молодежи сегодня нет большей заботы, как научиться с благодарностью принимать любой искренний дар молодого человека и употреблять его в церковном делании. Для нас должен быть ценен даже самый малый дар служения, самое незначительное расположение молодой души, самая скромная жертва, которую готовы принести юноша или девушка для своего ближнего.
Стоит только один раз сделать доброе дело: посетить детский дом, принять участие в восстановлении порушенной святыни, бесплатно поделиться своими знаниями и умением — и в жизни молодого человека что-то изменится. А потом уже сам Господь, видя доброе расположение, совершит чудо…
Однажды, странствуя с учениками по иудейской пустыне, “Иисус возвел очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить столько хлебов, чтобы их накормить? Один из учеников Его говорит Ему: Здесь у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки: но что это для такого множества? Иисус сказал: велите им возлечь” (Ин. 6, 5–10). Как известно, этой жертвы ребенка оказалось достаточно для того, чтобы накормить пять тысяч человек. Принимая всякий дар молодого человека, не усомнимся в его готовности послужить добру, и Господь безмерно преумножит плоды этого искреннего дара.
Людей, которые выступают против христианства открыто, в обществе становится все меньше. Зато зреет иной соблазн: а нужно ли связывать будущее России исключительно с Православием? Может быть, рыночной экономике в большей степени соответствует передовой протестантизм? Обращенный в православную веру молодой человек готов разве что в монастырь уйти, а не в бизнес. Тут же извлекается Макс Вебер с его учением о протестантской деловой этике, и делается поспешный вывод: Православие — религия по преимуществу созерцательная, она не поощряет предпринимательскую инициативу, тормозит развитие рыночной экономики.
Это не так. Убежден, что как раз от слабости Православия проистекают многие проблемы юного российского рынка. Православие поощряет всякий труд, в том числе и предпринимательский. Наша вера отнюдь не призывает каждого к добровольной нищете, как некоторые восточные секты. Напротив. “Да как может существовать общение между людьми и милосердие, когда никого не будет с достатком?”, — восклицал еще древний авторитетнейший церковный писатель Климент Александрийский. “Каким образом тот, кто сам ничего не имеет, насытит алчущего, напоит жаждущего, примет странника? Богатство есть орудие… Если орудие употребляют с умением и как следует, оно будет полезно”.
Да, в Православии существует особый вид подвига — монашество. Но изучите историю русского монашества. Именно монахи становились первопроходцами и обживали дикие леса северо-востока Руси, где потом вокруг обителей созидались города, возникали ярмарки, строились промышленные предприятия. “Духовная энергия подвижников перековывалась в материальное богатство края”, — заметил по этому поводу протоиерей Сергий Булгаков.
Но православный предприниматель не раболепствует перед тленными сокровищами, не смотрит на них как на цель своей жизни, не покупает себе замков на далеких теплых островах, но прежде всего стремится принести благо родной стране.
“Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно дня наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны” (1 Тим. 6, 17–18), — вразумляет нас Священное Писание.
Сегодня перед православным молодежным служением стоит несколько важных задач.
Необходимо создать епархиальные отделы по делам молодежи; епархиальные, благочиннические, приходские центры, куда могли бы прийти каждый молодой человек, родители и дети, зная, что получат духовное окормление и возможность служения по силам. Уверен, что создание таких центров послужит объединению всех тех, кто желает потрудиться на поприще воспитания детей и молодежи в духе традиционных духовно-нравственных ценностей Православия.
Особенно важным для нас сегодня является создание широкого общественного объединения православной молодежи, что привело бы к формированию условий для совместной деятельности тех, кто уже вошел в церковную ограду, и тех, кто находится еще на пути к храму.
Подобное объединение, исполняя функции посреднического звена между Синодальными структурами Русской Православной Церкви и государством, позволило бы наладить более тесный контакт церковных отделов, государственных структур и иных общественных организаций в деле духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
Если говорить об истории массовых детских и молодежных движений в нашей стране, то необходимо заметить, они берут свое начало отнюдь не со времен революции.
Еще в 1909 году в Павловске была создана первая скаутская дружина. Православное воспитание стало важнейшей составляющей частью в жизни скаутских отрядов. Многое из арсенала скаутинга впоследствии заимствовали пионерская и комсомольская организации.
Примечательно, что даже в двадцатые годы самыми многочисленными в стране были отнюдь не коммунистические детские организации или союзы молодежи иных партий, а религиозные, в основном, протестантской направленности. Так, например, в 1928 году “христомол” объединял более двух миллионов молодых людей. Молох тоталитарного государства нещадно перемолол все эти разнообразные союзы и движения, а их создатели и руководители нашли свою смерть в сталинских лагерях.
Демократизация общественной жизни в начале девяностых привела к появлению разнообразия в детском движении. Уже через десять лет в стране были зарегистрированы десятки новых организаций, среди которых несколько использующих в воспитании скаутский метод, творческие объединения, военно-патриотические подростковые клубы, особенно, десантного профиля, юношеские спортивные объединения, объединения студенческой молодежи, другие… Была создана и постепенно развивалась детская организация в лоне Русской Православной Церкви — Братство православных следопытов. Но все эти организации пока что крайне малочисленны и не занимают сколь-нибудь серьезного положения в жизни общества.
К сожалению, продуманной государственной молодежной политики до сих пор не существует. Комитет по делам молодежи при Министерстве образования РФ не имеет даже собственного благоустроенного здания.
Убежден, что важнейшей задачей является и принятие Федеральным Собранием Российской Федерации закона, защищающего наших детей и молодежь.
Мы говорим, что примеров плодотворного сотрудничества Церкви, государственной власти и общественных организаций пока еще не много. Но они уже есть. И в последующие дни работы Съезда у нас будет возможность убедиться в этом. В программе — выступления руководителя молодежного центра в городе Конаково Тверской области протоиерея Бориса Нечипорова, неутомимого труженика, московского протоиерея отца Димитрия Смирнова, председателя Братства православных следопытов Олега Викторовича Решетникова, представителей Комитета по делам молодежи Иркутсткой области, другие выступления. Плодотворный обмен подобным опытом мы считаем одной из основных задач Съезда.
За минувшее десятилетие в Русской Православной Церкви приобретен богатый опыт осуществления программ молодежного служения. Но мы уверены, эти программы могут принести несравненно большую пользу, если они станут общим делом Церкви и государства.
Нам представляется, что основными направлениями православного молодежного служения, которые мы могли бы осуществлять, являются:
Программы социального служения молодежи.
Программа православной студенческой молодежи.
Программа Братства православных следопытов.
Православная миссия в спорте.
Информационно-издательская программа.
Программа создания епархиальных молодежных центров и братств.
Дорогие братья и сестры! Сегодня мы с вами стоим перед серьезнейшим, ответственным выбором, о котором уместно сказать словами Священного Писания: “…Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое…” (Втор. 30, 19). Это выбор пути, по которому суждено пройти тем, кто родился и вырос после распада тоталитарного государства. Ответственность за выбор лежит на всех нас.
— Ваше Святейшество, за последние десятилетия в обществе многое изменилось. Среди безусловно положительных перемен — исключение атеизма из системы государственной идеологии. Начался процесс церковного возрождения. Все больше людей приходят в Церковь с желанием обрести веру и нравственную опору в жизни. И среди приходящих мы все чаще встречаем молодые лица. Но готова ли Церковь к общению с ними?
Выступление архиепископа Афинского и всея Эллады Христодула на Съезде православной молодежи
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.