Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (144) → Подвиг святого митрополита

Подвиг святого митрополита

№3 (144) / 1 февраля ‘01

События церковной жизни

В этой теме:

События церковной жизни
Полная готовность Храма Христа Спасителя
События церковной жизни
Чудо обретения мощей

22 января Патриарх Алексий II совершил Божественную Литургию в Успенском патриаршем соборе Кремля. Богослужение совершено по случаю дня памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России чудотворца, святые мощи которого почивают в Успенском соборе.

Митрополит Филипп возглавлял Русскую Церковь очень недолго — всего три года, но это были годы, потребовавшие от него исповеднического подвига и каждодневной готовности к мученичеству за правду Христову. Первосвятительское служение митрополита Филиппа пришлось на годы опричнины, а его беззаконное низложение с митрополичьего престола и последовавшее вскоре убиение совершилось по личной злой воле московского царя Ивана IV.

Митрополит Филипп принадлежал к древнему боярскому роду Колычевых и был знаком с царем Иваном IV с ранних лет. Он родился в 1507 году и был старше царя на двадцать с лишним лет, но бояре Колычевы, среди которых было немало сверстников Ивана IV, долгое время были верными царскими слугами. Это обстоятельство, вероятно, сыграло решающую роль, когда царь именно из этого боярского рода выбрал преемника почившему в 1563 году митрополиту Московскому Макарию (в 1988 году причисленному Русской Православной Церковью к лику святых). Выбор царя пал на игумена Филиппа (Колычева).

Об этом игумене было известно, что он, оставив мир с открывавшимися перед ним благодаря высокородному происхождению великолепными возможностями на государевой службе, отправился в самый далекий из русских монастырей, основанный в самом суровом краю русской земли — в Соловецкую обитель, в которой принял монашество. Наставник монаха Филиппа, который был настоятелем Соловецкого монастыря, перед смертью объявил о своей воле видеть Филиппа новым настоятелем. Филипп отказывался, но потом был все же, после долгих уговоров, поставлен игуменом Соловецкого монастыря. При игумене Филиппе монастырь был благоукрашен и обустроен так, что стал одной из лучших святых обителей России. Игумен проявлял попечение не только о внешнем благоустроении монастыря, еще более его заботило духовное делание иноков, для возрастания в котором игумен благословил устроение в монастыре библиотеки духовных книг, а также пристально следил за организацией душепопечения в обители.

Отсюда, с Соловков, и был призван игумен Филипп к новому служению. В 1566 году игумен покидает возлюбленную обитель, чтобы возглавить всю Русскую Церковь. Это произошло через год после введения Иваном IV бессмысленной и жестокой политики опричнины, вошедшей в русскую историю как эпоха невиданных беззаконий и государственного террора. В качестве условия своего согласия на поставление в митрополита игумен Филипп требует прекращения царем разрушительной политики, отказа от опричнины. Царь отвечал вынужденным согласием. После первой совершенной им в сане митрополита Литургии святитель Филипп в Успенском соборе Кремля призвал в проповеди царя и его приближенных к решительному разрыву со всяким беззаконием и неправдой. Святитель говорил о том, что православному царю подобает быть милостивым отцом для своих подданных и не слушать льстецов и хулителей высокого царского христианского призвания. После этого на какое-то время в Москве воцарились тишина и мир.

Но это было ненадолго. Вскоре ужасом опричнины была потрясена вся русская земля, а старое боярство по воле царя было буквально потоплено в море крови. Бесчинства Ивана Грозного стали соединяться с полным безрассудством, крайней подозрительностью, вопиющей жестокостью. Из своего опричного войска царь создает своеобразную «монашескую общину»; облеченные им в подобие монашеских одежд опричники-«чернецы» наводили ужас на народ, не разбирая правых или виноватых.

В такой ситуации святитель Филипп решается на дерзновенное обличение нечестивого царя. В Крестопоклонную неделю (третье воскресенье Великого Поста) царь с опричниками вошел по обычаю в Успенский собор в начале литургии. Митрополит, как положено по уставу архиерейского богослужения, стоял в это время на кафедре в середине храма. Царь подошел к нему под благословение, но святитель, устремив взор на икону Спасителя, не замечал склонившегося в поклоне самодержца. Окружавшие царя бояре сказали святителю: «Владыко святый, царь просит твоего благословения». Ответ святителя Филиппа был духовным плодом всей его подвижнической христианской жизни. «Благочестивый царь, — отвечал святитель Филипп, — кому ты поревновал, исказив свой образ и служение таким образом? Мы, государь, приносим здесь Богу бескровную жертву, а за алтарем этого святого храма льется кровь неповинная. Хоть и почтен ты саном царским, но ты перстный человек, и Господь взыщет с тебя за все, что совершилось от твоей руки». Царь был в неистовой ярости, но по своему обыкновению, затаив злобу, отложил неизбежную кровавую развязку на время.

Летом того же года, на праздник Смоленской иконы Божией Матери, святитель Филипп служил в Новодевичьем монастыре. Во время крестного хода, при чтении Евангелия святитель заметил, что один из опричников не снял с головы свою татарскую тафью. Митрополит с неудовольствием указал на это царю, а опричник поспешил спрятать головной убор и обвинил святителя во лжи, сказанной якобы для того, чтобы посрамить царя перед народом. Царь разгневался и повелел предать святителя Филиппа ложному церковному суду.

Суд по наветам недоброжелателей святителя постановил лишить митрополита Филиппа священного сана и отправить в заточение в один из монастырей.

К сожалению, нечестивые лжесоборы — не редкость в церковной истории. Святитель Иоанн Златоуст, как многие другие исповедники веры Христовой, был извергнут из сана «законным» церковным Собором; канонические церковные прещения были наложены на преподобного Максима Исповедника, святителя Марка Эфесского, святителя Тихона Московского и многих других с полным, как казалось, соблюдением «процедуры», но соборный разум Церкви, прославившей всех их во святых, отверг деяния этих Соборов, признав их решения «яко не бывшими».

Во время последней литургии, которую святитель Филипп служил в Успенском соборе, царские слуги, прервав богослужение, сорвали с него епископские одежды и, переодев святителя в ветхую монашескую рясу, отправили его на дровнях в Богоявленский монастырь (ныне на его месте стоит храм Богоявления) на Никольской улице, а затем увезли из Москвы в Отроч-монастырь Тверской епархии.

Однако молитвы даже низложенного и изгнанного святителя тревожили совесть обличаемого им царя, поэтому Иван Грозный в январе 1569 года посылает Малюту Скуратова в Отроч-монастырь с приказанием умертвить святителя Филиппа. Предузнавший свою скорую мученическую кончину, святитель Филипп причастился Святых Христовых Таин и безропотно предал себя убийце, который задушил стоявшего на молитве святителя.

Прославление святителя Филиппа в лике святых совершилось в царствование Алексея Михайловича, когда его мощи были перенесены в Успенский собор Кремля, а царь Алексей Михайлович в земном поклоне перед святыми мощами просил прощения у убиенного митрополита за все прошлые беззакония и грехи царской власти.

В Москве существует храм Святителя Филиппа Московского на проспекте Мира, где ныне открыто Сибирское подворье Русской Православной Церкви. Там служат приезжающие из сибирских епархий священнослужители. Придел святителя Филиппа и чтимая икона с частицей его святых мощей есть в храме Преображения Господня Патриаршего подворья в Переделкине. Переделкино было вотчиной бояр Колычевых, а будущий митрополит Филипп участвовал в строительстве переделкинского храма. Придел святителя Филиппа существовал также в храме Рождества Христова в Палашах (на углу Большого и Малого Палашевских переулков), разрушенном в 1936 году.

Страна.Ru

 
События церковной жизни

Полная готовность Храма Христа Спасителя

Москва. Полную готовность Храма Христа Спасителя к великому празднику Рождества Христова подтвердила 5 января Государственая комиссия. Акт по приемке третьего, пускового комплекса собора подписал первый заместитель премьера правительства Москвы Владимир Ресин.

 
События церковной жизни

Чудо обретения мощей

10 лет назад, в рождественские дни 1991 г., в запасниках Музея истории религии и атеизма, который располагался в здании Казанского собора в Ленинграде, неожиданно для всех были найдены мощи преподобного Серафима Саровского — одного из самых почитаемых русских православных святых.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс