Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Много добрых, сердечных пожеланий высказываем мы друг другу накануне Нового года. Среди них чаще всего слышится пожелание счастья, нового счастья. Но когда мы желаем этого счастья, задумываемся ли мы о том, каким содержанием мы наполняем это пожелание?
Одни считают за счастье здоровье и многолетие; другие — различные радости и удовольствия, третьи — власть, силу, честь, знание… Во всем этом есть зернышко хорошего и весьма хорошего. В самом деле, кто из нас может не приветствовать желание больного поскорее выздороветь от недуга и побольше пожить на земле, полюбоваться ее красотами; или стремление скорбящего избавиться от бед и напастей; или обиженного, оскорбленного, униженного — выйти из своего состояния; или человека науки, жаждущего проникнуть в тайны окружающего мира и поставить свои достижения на службу людям. Все это естественно, законно, похвально. Но истинное счастье человека не только во всем этом. Наряду со всем этим есть блага иные — духовные, приносящие нам подлинное, немеркнущее, непреходящее счастье.
Что же это за блага? «Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешили вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух, — зовет Сам Господь Саваоф, — обратитесь — и живите» (Иез. 18, 31–32). Вот где истинное счастье: в новом, чистом, любящем сердце, в новом верующем, исполненном надежды духе.
Сейчас мне вспоминаются слова новогоднего послания на 1988 год Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-патриарха всея Грузии Илии II. Его Святейшество и Блаженство писал: «Наука быть счастливым очень проста: согрей свое сердце верой, надеждой и любовью, люби свои обязанности и ищи в них удовольствия… Счастье надо искать в собственном сердце, если там его нет, то нигде не найдешь». Как мудро, духовно и верно сказано! Человек с холодным, черствым, далеко стоящим от Спасителя сердцем — сухая ветвь, жалкое существо, ибо его земное счастье мимолетно, в лучшем, редком, случае — до могилы.
Да, здоровье, многолетие — счастье. Но что, если мы направляем свои силы не на уврачевание нашей души, а на грехи, на преступления, на духовные падения?! Что, если мы бываем жестоки и каждый день собираем себе новые наказания «на день суда и погибели нечестивых человеков»?! (2 Петр. 3, 7). И в жизни обычной мы, как правило, отстраняемся от людей крепких телесно, но больных духовно. И наоборот, тянемся к тем, кто высок духом, хотя, может быть, и слаб телесным здоровьем. Вспомним преподобного Амвросия Оптинского (1812 — 1891) — сколько лет он был прикован к одру болезни! И какие нескончаемые вереницы паломников тянулись к нему! Сколько пользы принес людям этот великий старец! А ныне он сияет в сонме святых и продолжает помогать тем, кто еще находится в земном пути. Также и многолетие земное само по себе не ведет к славе. Не тот старец, кто долго жил, а тот, кто правильно, праведно жил. Святитель Василий Великий (329 — 379) прожил всего пятьдесят лет, а был славен за свою святость и труды и при жизни, и еще больше после кончины. Подобных примеров бесчисленное множество.
Приятны для человека и земные радости, и удовольствия. Но что, если они соединены с пороками, вливающими и в наше тело, и в нашу душу ад, расстраивающими наши духовные и телесные способности, силы. «Блудник, — говорит святой апостол Павел, — грешит против собственного тела» (I Кор. 6, 18). Человек, испытавший множество суетных, греховных наслаждений, неизбежно впадает в скуку, начинает чувствовать в себе и даже вокруг себя пустоту, некий вакуум. Он начинает метаться из одного места в другое в поисках чего-то нового — и не находит его. В эти минуты могут прийти ему страшные мысли: зачем он родился в мир человеком, не лучше ли жить бессловесным, не сознающим своего призвания и не имеющим высшей цели?! И если он остановится на этих мыслях, если он не встанет, не сможет или не захочет найти якорь спасения, конец может быть печальным. Значит, где же истинная радость и утешение? В жизни беспорочной, святой, или, что то же, в жизни с Богом, пребывании в Святой Церкви — этой надежной врачебнице. Помни, обращается священнослужитель к встающему от греха, что ты пришел во врачебницу, скажи о всех своих пороках, раскайся в них, «да не неисцелен отъидеши».
Могущественны и целенаправленны власть, сила, честь, знание. Но всем хорошо известны их последствия, если обладателем этих достижений станет деспот, человек гордый, самоуверенный, ни с кем и ни с чем не желающий считаться, на всех и на все взирающий с высоты своего величия. Все происходящее в жизни других людей представляется ему ничтожным, не заслуживающим внимания. Никакое горе ближних его не трогает, никакая радость их им не разделяется. Для него превыше всего его собственное тщеславие и воля. А к чему может привести наука — печальным показателем служит изобретенное и совершенствуемое оружие нашего века. Это размышление, разумеется, не ведет к отрицанию вообще науки, весьма необходимой человеку, а служит лишь выражением стремления уяснить место ее в счастье человека.
Истинное счастье человека в стяжании Духа Божия, духа внутреннего мира, в постоянном восхождении по ступеням совершенства. И чем выше христианин подымается по этой лестнице, тем счастливее становится. «Если сердце преисполнено веры, надежды, любви, если в нем нет ненависти и зависти, если сердце способно прощать обиды другим людям, если ты не замкнулся в скорлупе собственного эгоизма, если ты видишь нужды других и протягиваешь им руку помощи, то ты самый счастливый человек, ты являешься храмом Духа Святого».
Человека, творящего добро с чистым сердцем, ценят и искренне уважают все не только верующие, но и неверующие. А это тоже составляет одну из черт истинного счастья. Впрочем, если на такого человека кто-либо начнет возводить клевету, или найдут на него беды, он не смутится, не падет духом, ибо совесть у него чиста. А несчастья он перенесет мужественно, ибо он не один — с ним его Божественный Учитель Христос, Всемогущий Защитник. Как после бури больше ценится хорошая погода, так и добродетельный человек, перенесший горести, чувствует себя еще более счастливым. Он, по апостольскому слову, опасается одного: пострадать «как убийца, или вор, или злодей, или как посягавший на чужое, а если как Христианин», то не стыдится, но прославляет Бога «за такую участь» (I Петр. 4, 15 — 16).
Место, где земной странник может обрести истинное счастье, есть храм Божий, который Сам Господь наш Иисус Христос называл домом Отца Своего (Ин. 2, 16). Здесь душой отдыхают, подкрепляются, утешаются. Отсюда выходят освобожденные от тягот — с новыми силами.
Дорогие братья и сестры! В Новый год я желаю вам всем сердцем нового — истинного счастья!
«Блажен народ, у которого Господь есть Бог» (Пс. 143, 15).
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8).
К. Е. СКУРАТ,
профессор МДА
Дорогие братья и сестры!Проходя труды Рождественского поста, будем совершать этот путь с особым прилежанием, ибо мы приближаемся к великому и спасительному празднику Рождества Господа нашего Иисуса Христа.
Перед началом собрания в храме во имя Успения Божией Матери Высокопреосвященным Викентием, архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским, совершен молебен на начало всякого доброго дела, в котором приняло участие все духовенство. Собрание открыл вступительным словом Высокопреосвященнейший архиепископ Викентий.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.