Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
«Вера Христова не во вражде с истинным знанием, потому что не в союзе с невежеством»
Свт. Филарет (Дроздов)
Дорогие и возлюбленные мои чада, братья и сестры! От всего сердца и полноты архипастырской заботы о вашей судьбе я обращаюсь к вам, абитуриентам 2000-го юбилейного года в преддверии важных событий вашей жизни. Ко многим из вас я уже обращался в сентябре прошлого года с благословением успешно окончить ваш последний год ученического трудничества в школе и с пользой для себя применить те знания, которые достались вам нелегкими усилиями. Милостью Божьей и вашим упорством этот год стал особенно успешным именно у вас, выпускников. 472 золотых медалиста порадовали своих родителей и педагогов, прославили своими талантами Творца, и я надеюсь, что в дальнейшем укрепят своими начатками знаний, усердием и трудолюбием Матерь Церковь. Отрадно, что и в этом году многие из вас желают продолжить свое образование в Университетах и колледжах. Я всегда говорил о ценности образования для молодых людей в этом мире, и не только потому, что оно расширяет перспективу жизни, но и потому, что понуждает человека трудится, не сидеть сложа руки, требует усилия по прорыву, а все это способствует появлению искреннего религиозного чувства. «Весь сей мир — говорит свт. Григорий Богослов, — сия великая и преславная книга Божия», — которую правильно читающий всегда употребит себе на благо и спасение.
Рост числа образованных молодых людей в нашем Отечестве — безусловный фундамент величия России, всей христианской цивилизации. Ибо наш мир, мир науки и техники, высоких компьютерных технологий, не смог бы появиться, не приди на эту землю 2000 лет назад Господь Иисус Христос. Научный подход к этому миру, исследовательский метод родился именно в рамках христианской гносеологии. Или, как говорил Л. Карсавин: «Нет в человеческой культуре ничего, чего бы в существе своем не было бы церковным, хотя все и не вполне церковно». Слова апостола Павла о том, что «Вера суть обличение вещей невидимых» (Евр. 11, 1) стали основой для смыслового (эйдетического) понимания законов, действующих в мире. Не таинственного и сакрально оккультного, а вполне рационального, научного подхода к миру. Вслед за Павлом один из крупнейших физиков нашего столетия, Гейзенберг, говорит: «Религия не просто фундамент этики, она есть прежде всего основа для доверия. Возникает доверие к миру, вера в осмысленность нашего пребывания в нем». Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II отмечает: «Подобно тому, как в истории запечатлено Боговоплощение, так и в каждом из нас присутствует неистребимый ничем образ Божий. Он явственно виден в вершинных достижениях человеческого творчества, хотя не всегда вполне осознан самим художником, поэтом, композитором или архитектором. Все лучшее, созданное человеком, все, что стало неотъемлемой частью нашей культуры, сохраняет в себе Божественное основание». Поэтому так нелепы и смешны, особенно в наше время, попытки противопоставлять религию и науку, веру и знание. Это две области человеческого творчества и бытия, между которыми невозможно положить вражду. В этой связи досадно, что и среди церковных людей поддерживается ряд мифов о несуществующем мракобесии православного христианина. Среди наших пастырей и мирян тысячи людей с высшим образованием, учеными степенями и профессорскими званиями. Однако, кому-то выгодно еще загонять Церковь в рамки, придуманные некогда идеологами богоборчества. И поэтому я обращаюсь к вам, мои дорогие братья и сестры, пусть Бог благословит ваше поприще образовательной и научной деятельности, к которому вы приступаете через череду испытательных экзаменов. Пусть наполнятся учебные заведения православными христианами, дабы ваше поколение, на плечи которого постепенно ложиться ответственность следующего века с Божьей помощью дивной мудростью и честью несло это православное иго нового тысячелетия христианской истории.
Безусловно, нельзя не сказать о нерелигиозном образовании, образовании безнравственном и эгоистичном. У такого образования поистине нет будущего, ибо фундаментом его являются человеческие страсти и пустое самомнение. Живительные потоки творчества — как дара Божия, могут особенно питать лишь верующих людей. «В наш материалистический век — писал А.Эйнштейн, - серьезными учеными могут быть только глубоко религиозные люди. Я не могу найти слова лучше, чем религия для обозначения веры в рациональную природу реальности». Эти слова великого ученого снова и снова подтверждают церковную мысль о том, что на атеизме не то, что научной картины мира, но и серьезного научного знания даже в узкой проблематике не построишь. «Верою — говорит Апостол Павел, — познаем, что вещи устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр. 11, 3).
К сожалению, современная жизнь ставит вас, будущих студентов, в неимоверно тяжелые условия. Если еще 10 лет назад студент мог позволить себе только учиться, сидеть в библиотеках, лабораториях, прочитывать в день по 300–400 страниц, иметь право на бесплатное образование и стипендию, то сейчас многое не так. Особенно иногородним студентам приходится попутно подрабатывать в рекламных агентствах, предвыборных кампаниях и прочих предприятиях именно в ущерб учебе. Неудивительно, что прежние специалисты обладают более высоким, систематическим уровнем образования. Вы поставлены в крайне экстремальную ситуацию, в которой Церковь протягивает вам руку помощи. Вливайтесь в приходскую общину, становитесь постоянными прихожанами близлежащих к вам храмов, и тогда в любой сложной ситуации у вас будет надежда и на помощь Божию, и на поддержку прихода, хоть моральную, хоть финансовую. Забота друг о друге, взаимное милосердие, благотворение и любовь — отличительные признаки христиан, и мне очень хочется, чтобы и вы стали их причастниками. Не секрет, что самый большой процент отчислений происходит именно на первом курсе. Молодые люди, вырвавшиеся на свободу, необдуманно лишаются всех завоеваний, которых достигли в период сдачи вступительных экзаменов. Да, пора студенчества — самая счастливая и веселая пора, однако развлечения и отвлечения собственно от образования представляют не меньшую опасность, нежели вынужденный труд студента ради куска хлеба. Всему есть мера, и особенно вы — поколение 2000 года, должны проявить чрезвычайную мудрость, несмотря на ваши юные годы. Вспомним слова Р.Бойля: «Кто может заставить малейшие случаи в своей жизни и даже цветы своего сада читать ему лекции по этике и теологии, тот, мне кажется, вряд ли будет испытывать потребность бежать в таверну». Действительно, сам по себе этот мир может доставить большее удовольствие в созерцании и его изучении, нежели изощренные способы искусственного развлечения. Увы, нашим временам более подходит мысль святителя Иоанна Златоуста: «Небо, и солнце, и луна, и хор звезд и все прочие твари находятся в великом порядке, а наши дела в беспорядке». Поймите, мои дорогие, что никто не ограничивает вас в вашей свободе и произволении, но согласитесь, что время наше скоротечно и поэтому особенно ценно. «Коль скоро поток времени необратим, ничто не происходит более одного раза, то всякое действие обретает особое благородство и грозную значимость» — говорит Анри де Любак. Стоит ли его растрачивать попусту? Для нас, верующих людей, жизнь представляется очень короткой, чтобы сжигать ее в греховных наслаждениях, разврате и безрассудстве. Каждый потерянный миг может обернуться потерянной вечностью. Бытует мнение, что человеку для достижения счастья нужно успеть попробовать все, что есть на этой земле. Если перенести это сравнение в область кулинарии, то с нашей точки зрения под этим «все» вам постоянно подают вместо действительно серьезной еды цианистый калий, либо, в лучшем случае, какие-то очистки пиршества жизни. Те, кто пытается жить этим принципом на самом деле избегают главной части жизни — жизни собственного духа, высокого душевного устремления, благородства. Им просто некогда, они пасут свои страсти на полях греха, думая, что наслаждаются «всем», а не имеют в результате ничего.
Не менее серьезной опасностью для вас выступает развившаяся, особенно в последнее время, псевдонаучная, оккультная мысль, уводящая молодого исследователя от фундаментальной науки. В пору бить тревогу по спасению научного знания и метода от спекулятивных построений нынешних оккультистов. Многочисленные секты и нетрадиционные религиозные группы будут именно на первом курсе, сразу после вашего поступления, стараться предложить вам свое общество, веру и занятия. Итог почти всегда печален — отчисление. Секты как опухоль питают лишь самих себя, подменяя социальный организм. Пользуясь новой для вас обстановкой, вашим доверием и неопытностью, рисуя перед вами сложности жизни в общежитии без их участия, секты ежегодно вербуют сотни студентов, немногие из которых, впоследствии могут окончить свое учебное заведение. С другой стороны, развивающийся в обществе скепсис и цинизм дает подпитку таким явлениям в молодежной среде, как разочарование в жизни, усталость от нее, неверие в доброе устройство этого мира. Жизнь становится угрожающе депрессивной и суицидальной, пониженная самооценка, как ни странно, — знак нашей эпохи. И как не согласиться со словами К.Саймока: «наступили тяжелые для духа времена. Люди больше предаются боязни зла, чем созерцанию добра. Они потеряли простое искусство верить». И как ни странно, но нагнетается эта обстановка в следствии религиозной безграмотности, возрождением бесчеловечных, доисторических языческих традиций, чуждых христианской цивилизации. В то же время, когда нужно думать о нанотехнологиях, науке и системах коммуникации будущего нам всем предлагается опуститься в мир мифологии и пустых басен. С полной серьезностью нужно сказать, что спасение от этой плесени мысли возможно лишь на холодном ветру христианского богословия. Великим Постом Церковь поет: «Петр витийствует и Платон умолче; учит Павел, Пифагор постыдеся. Та же апостольский богословский собор элинское мертвое вещание погребает и совосставляет мир ко служению Христову».
Возлюбленные мои, да укрепит Господь вас в вашем желании получить образование. Безусловно, через экзамены пройдут лишь лучшие и достойные, однако, тех, кого и постигнет возможная неудача, хочется укрепить в мысли, что жизнь не оканчивается. Мы, христиане, должны быть свободны от всех причинно-следственных связей и наша решимость, наш выбор творится каждую секунду. Этот прекрасный новый мир полон возможностей приложить и реализовать свои таланты и способности. С Богом человек всесилен, поэтому я обращаю ваши абитуриентские взоры и сердца к искренней молитве нашему Спасителю о помощи во всех благих начинаниях. Наши храмы всегда открыты для вас. Мы рады служить молебны о ниспослании Духа Святаго на ваши добрые дела, поминая каждого поименно, и особенно будем рады, с благодарностью помолится с вами о вашем зачислении. Благодать Христова и Божие благословение да пребудет на всех вас, абитуриентах юбилейного 2000 года от Рождества Христова.
ВИКЕНТИЙ, АРХИЕПИСКОП ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ и ВЕРХОТУРСКИЙ
Екатеринбург 2000 год.
Венская и Австрийская кафедра7 октября 1967 г. Священный Синод постановил о направлении епископа Мелхиседека в Вену. Венская епархия по своему положению занимает видное место среди русских православных кафедр в Европе.
Дорогие друзья!После возвышенных и мудрых слов нашего Правящего Архиерея, который сам, кстати, имеет ученую степень кандидата богословия, сложно что-либо добавить.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.