Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (127) → Понимание святости храма как дома Божия

Понимание святости храма как дома Божия

№11 (127) / 1 июня ‘00

Памяти Патриарха Пимена (к 10-летию со дня преставления)

В этой теме:

Памяти Патриарха Пимена (к 10-летию со дня преставления)
О путеводительстве Церкви от земли к небу
Памяти Патриарха Пимена (к 10-летию со дня преставления)
Церковь — орудие любви Божией

Понимание святости храма как дома Божия, о котором в Евангелии сказано: Дом Мой есть дом молитвы (Лк. 19, 46). Именно в святости храма заключается истинное его значение для всех верующих.

Наше отношение к храму и ко всему, что в нем находится и совершается, должно определяться благоговением и страхом, верой и любовью к святыне. Иконы и богослужебные принадлежности, облачение священноцерковнослужителей и совершаемые ими службы и обряды, устройство храма и сам храм -все это для нас, верующих, есть символы или знамения, образы или выражения реальностей иного, духовного мира. Храм своим иконным благолепием, чтением, пением имеет в виду поставить всех в духовное созерцание веры, догматов веры, благости Божией, величия Его, правды вечной, совершенной, точной, всемогущества и премудрости. Литургия есть сокращение всего Евангелия, изображение земной жизни Иисуса Христа, повторение Его Голгофской Жертвы — всегдашнее заколание, смерть Его за грехи мира, воспоминание Его Воскресения и Вознесения на небо. И не только воспоминание, но и переживание верующими этих евангельских событий как действительных, вновь и вновь являющих нам свой сокровенный спасительный смысл и спасающее действие.

Приходящим в храм нужно иметь духовное зрение, чтобы созерцать эти события, и духовный слух, чтобы слышать в них «глаголы вечной жизни». Иначе говоря, для духовно полноценного пребывания в храме христианину нужен «духовный разум, сердце, очищенное от страстей житейских», как главное условие общения с Богом и постижения истин веры христианской. В противном случае ни частые посещения богослужений, ни знание Устава церковного, ни заученные в школе формулы догматов не принесут душе духовных плодов, то есть благодатных даров богопознания, преображающих душу в храм, или в жилище Божие.

Смотреть на иконы в храме как на произведения искусства и не видеть через них небесную жизнь — значит, быть духовно слепыми. И чисто эстетическое любование церковным пением или громогласием читающих за Литургией Апостол и Евангелие без постижения возвещаемых ими Божественных истин, свидетельствует лишь об отсутствии у нас духовного слуха. То же можно сказать и относительно богословской науки: загружая память только умственным знанием христианских истин, без принятия их в жизнь, в духовный опыт, мы остаемся при одной умственной вере, которая не спасает, потому что, как говорит св. Исаак Сирин, «вера по науке не освобождает человека от гордости и сомнения».

Быть живыми храмами Святаго Духа — вот последняя цель христианской жизни, многими забытая, и об этой именно цели приходил в прошлом веке напомнить нам преподобный Серафим Саровский.

Примите же в свои сердца это серафимовское напоминание, вы, наставники, и вы, их питомцы и ученики, примите не к сведению, а к исполнению, примите не умами только, а сердцами, чтобы путем непрестанного их очищения становиться достойными освящения благодатию Святого Духа, наставляющего нас на всякую истину.

В наших храмах исполняются как древние песнопения, восходящие в своей мелодической основе к первому тысячелетию от Рождества Христова, так и песнопения, созданные нашими композиторами в последние три века. У нас иногда говорят, что песнопения Русской Православной Церкви намоленны. Это глубокая правда, ибо молитва и пение проникают друг в друга и никакая церковная мелодия не существует сама по себе, но только в связи с текстом молитвы. Пение вносит в церковную службу искусство, идущее от сердца, имеющее своими истоками древнюю культуру, религиозную и национальную, понятную нашему верующему народу во всех его поколениях. Мы тщательно сберегаем старинные церковные распевы: знаменный, киевский, греческий, болгарский.

Воплощение Сына Божия было началом нашего спасения, так как оно разрушило воздвигнутую грехом преграду, отделявшую Божество от человечества. Во Христе Иисусе Бог вновь становится близким к людям, усыновляет их, делает детьми Божиими и наследниками (см.: Рим. 8, 15–16)».

 
Митрополит Солнечнегорский Сергий

Духовность — это основа всего

— Ваше Высокопреосвященство, наступил двухтысячный год, весь мир торжественно отметил двухтысячелетие христианства, и наш православный народ с надеждой смотрит в будущее. Обновление происходит и в политике, и в экономике.

 
Памяти Патриарха Пимена (к 10-летию со дня преставления)

О путеводительстве Церкви от земли к небу

«Церковь Божия, путеводительствуемая Духом Святым, в чаянии будущего града, имеющего основание, которого художник и строитель Бог (Евр. 11, 10), совершает свою спасительную миссию в пределах земли

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс