Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (127) → Духовность — это основа всего

Духовность — это основа всего

№11 (127) / 1 июня ‘00

Митрополит Солнечнегорский Сергий

— Ваше Высокопреосвященство, наступил двухтысячный год, весь мир торжественно отметил двухтысячелетие христианства, и наш православный народ с надеждой смотрит в будущее. Обновление происходит и в политике, и в экономике. И в то же время нищих и обездоленных у нас не убавилось. Идет война в Чечне, каждый день гибнут люди. Легче простому человеку не становится. Как и чем, с Вашей точки зрения, можно утешить в это смутное время многих страждущих и несчастных?

— Вопрос сложный, многогранный. С какой точки зрения его рассмотреть? Ответ напрашивается с экономической, с политической точки зрения, но мы — люди православные, я епископ Русской Православной Церкви, и мне хотелось бы на этот вопрос ответить с духовных позиций, с позиций нашей тысячелетней православной традиции.

Не первый раз на Русь приходит лихолетье, когда люди переживают политическую и экономическую нестабильность, и хотелось бы посоветовать, чтобы в эти времена мы обратили внимание на свою духовную сущность и сущность окружающих нас людей. Мы живем, слава Богу, в свободный период развития России, но свобода — не значит произвол, как часто ее понимают. Получив свободу, человек, исходя из собственных страстных побуждений, из личного духовного опыта, пытается по-своему использовать эту свободу, и картины часто представляются жуткие. Одних людей часто обманывают, потому что они воспитаны так, что не хотят принимать условия игры, которые диктует современность. А другие в состоянии обеспечить себе материальные условия, и они их обеспечивают. Третьи занимаются нехорошим бизнесом, убивают людей, начинают эксплуатировать то, что совершенно не зависит от человека — свою внешность, красоту своего тела, начинают эксплуатировать собственные низменные чувства и чувства других людей.

Таким образом происходит разложение общества. И виной тому духовное разложение человека, потому что духовность — это основа всего. Сейчас уже можно говорить о патриотизме, о нравственности, а буквально три — четыре года назад невозможно было произнести слово «патриот», невозможно было говорить о нравственности, тут же отвечали, что ты ханжа. А ведь это вечные истины.

Мы должны любить свое Отечество, мы должны болеть за него душой и, если надо, душу за него полагать. А основой крепкого государства всегда являлась крепкая семья. Это ячейка, на которой основывается все государственное мироздание, и недаром святые отцы называют семью малой Церковью. Во образ Христа и Церкви заключается брак — вот такое высокое требование к брачному союзу. А у нас к этому союзу очень простой подход — и женятся, и замуж выходят, а потом обнаруживается, что характерами не сошлись, еще что-то не складывается, трудности возникают. Супруги не готовы понести эти трудности, и начинается искание чего-то легкого, быстрого и стабильного. Отсюда всякие погрешности и ошибки. Семья должна быть христианской, нравственной, отношения в семье должны быть целомудренными, детей нужно воспитывать в отечественных традициях, в страхе Божием, хотя, может быть, современному читателю и не понятно это выражение, но для православного человека понятно: в страхе Божием, в соответствии с евангельскими принципами.

Дети должны воспитываться в любви к родителям, друг к другу, к окружающим — и к людям, и к природе — в духе ответственности к делам, которые поручают им родители. Детей часто просто-напросто балуют и не хотят из них делать ответственных людей. Маленький человек живет сам по себе — эта теория особенно модна сейчас на Западе, она внедряется и к нам, будто бы природой заложенные какие-то нравственные качества возьмут свое, и из человека вырастет что-то хорошее. Эта теория ошибочна, человек должен воспитываться в семье.

Если у нас семейная ячейка была бы стойкая, то, естественно, и наше отношение ко всему, что происходит, было бы другим. Мы бы понимали, какого человека хотим видеть во главе государства, каких депутатов мы хотим видеть в Госдуме. Наша неустроенность, какая-то зашоренность затемняет наше духовное видение. Мы порой не знаем, за кого голосовать, сказал человек два слова — верим, а духовного видения нет. Мне кажется, что все нестроения, происшедшие за последние сто лет, произошли от духовного кризиса человека.

Этот кризис идет от периода конца девятнадцатого, начала двадцатого века, когда началось нравственное разложение людей. Было недоверие к Императору. Сейчас любовь пробудилась к нему, многие хотят его причислить к лику святых за мученичество, а ведь при жизни к Императору относились довольно плохо, и после отречения и после убиения, это исторический факт. К Церкви относились плохо, высмеивали какие-то пороки священнослужителей, не видели святости, которую несет Церковь. Так легко отказались от Церкви!

Для меня это парадокс, до сих пор неразрешимый. И поэтому из нас сделали марионеток, на которых провели совершенно нерусский эксперимент по воспитанию нового общества, по построению коммунизма. Конечно, он у нас не прижился, но нельзя забывать о том, что этот эксперимент у нас плодотворно осуществлялся, и мы все хлопали в ладоши. Разложение продолжалось. И сейчас, если бы мы были нравственными людьми, то нравственно бы воспользовались полученной свободой.

Знаю по личному опыту, когда беседуешь с западным человеком, он не понимает, что происходит в России. Потому что целостность нарушена. Церковь сейчас делает колоссальные усилия, призывая людей увидеть, что мы сотворены по образу и подобию Божиему и должны соответствовать этому образу и подобию, что мы должны реально стоять на стороне добра и противиться злу, как бы притягательно и выгодно оно нам не казалось. Если мы примем сторону зла, поверьте, это все равно приведет к отрицательным результатам. Может быть, даже через несколько десятков лет. Может быть, не мы сами, но наши дети пожнут плоды этого зла. Зло есть зло и его конечная цель — лишить человека жизни. Потому что отец зла — дьявол, который хочет погубить каждое творение Божие, в том числе и человека.

— Ваше Высокопреосвященство, Русская Православная Церковь всегда была со своим народом. Хотелось бы узнать, какие конкретные шаги предпринимает ее священноначалие для поддержки наиболее бедных слоев населения. Здесь, наверное, будет уместно рассказать читателям о деятельности Отдела по церковной благотворительности и социальному служению, который Вы возглавляете.

— Социальная программа, в том объеме, в каком она стоит перед нашей страной, — задача государственная. Церковь с этой проблемой не справится, потому что ресурсы у Церкви небольшие. Но ведь дело-то все в том, что государство нам не помогает, благосостояние Церкви складывается из того, что верующий человек несет в храм Божий. Мы не имеем никаких предприятий, мы имеем завод в Софрино, который работает на нужды Церкви и верующих людей, но предприятий, которые бы обогащали Церковь, с которых она имела бы побочный доход, мы не имеем, и не хотим иметь. Вы видите сами, дорогие читатели, в каком бедном состоянии мы все находимся. И Церковь в таком же состоянии находится. Поэтому Церковь всегда придерживалась мнения, что благотворительность не означает только лишь материальную помощь людям.

Главная задача — поддержать человека, чтобы он не чувствовал своего одиночества А материальное насыщение, физическая помощь — это уже второе. Мы стараемся как-то порадовать наших братьев и сестер, которые находятся в тяжелом положении. Мы стараемся привлекать помощь из-за рубежа, помощь наших богатых людей, предприятий, обращаемся к слоям населения, которые могут производить периодические сборы одежды или продуктов питания. А задача Отдела по церковной благотворительности — наладить, скоординировать эту работу, которая сейчас, слава Богу, уже идет на местах по всем епархиям. Очень удачно работают люди. Организуют и благотворительные столовые, и дома престарелых, и различные детские приюты, и детские сады при церкви. В поселке Саракдаш в Оренбургской епархии священник усыновил более тридцати ребятишек, которые успешно помогают немощным людям.

Формы благотворительности разные, они работают, но этого явно не достаточно. Еще хотел бы добавить, что в начале девяностых годов, когда рушились старые устои, намечалось что-то новое, многие люди ушли в секты. Может быть, сейчас деятельность сект стала менее активной, но все равно сектанты идут проповедовать Христа, неся кусок хлеба. Многие на это покупались, становились членами сект, чтобы как-то выжить. Мы в большинстве своем потеряли чувство религиозности, нам необходимо изучить Православие, вернуться к корням, потому что понять нашу историю, нашу культуру без Православия невозможно. Быть православным человеком — значит, найти ключ к пониманию очень многих культурных, духовных, исторических подходов к решению проблем, стоящих перед нашей Родиной. Поэтому каждый человек должен потрудиться, усвоить Православие, быть при Церкви. И если ты даже не имеешь куска хлеба, ни одна православная приходская община тебя никогда не отбросит, по крайней мере тарелку супа тебе там дадут. Но ты не пойдешь к сектантам, будешь обладать истиной, будешь обладать чувством патриотизма, благодарности к прошлому и надеждой на будущее.

И мне хотелось бы верить в это. Чудеса происходят, нет промышленности, нет зарплаты, а люди выживают, живут, потому что помогают друг другу. Благодаря этой взаимопомощи, которая часто организуется при храме, и существуют наши россияне. Мне всем хотелось бы пожелать ощущать всегда чувство локтя. Бывает, что человек живет бедно, попадает в еще большую беду, и здесь главное, чтобы у нас не пропадало чувство сострадания, чтобы один человек всегда был готов найти в себе силы помочь другому встать на ноги, чтобы человек не превратился в бомжа, его дочери — в проституток, а сыновья — в рэкетиров, охранников, убийц.

Владыка, Вы совершенно верно заметили, что неразумное использование понятия «свобода» многих заводит в тупик. В частности, это касается проблемы сект. Наверное, не секрет, что вседозволенность, разрешение сектам безбедно существовать на нашей территории наносят вред неискушенному человеку, только нащупывающему путь к истине. Не считаете ли Вы, что каким-то образом должна регулироваться деятельность этих сект на территории России, где традиционно исповедуется Православие?

— Деятельность сект внутри государства — немалая проблема. Обычно говорят, что православные недовольны, потому что хотят иметь у себя больше верующих, а люди идут в секты. Мы бьем тревогу не оттого, что у нас мало верующих, а оттого, что образуется «пятая колонна» в обществе, а это вопрос уже политический. Кроме того, мы как верующие люди, конечно, рассматриваем в первую очередь духовную проблему.

Секты не ведут к раскрытию истины, проповедуют ложное понимание Евангелия. Одной веры очень мало, вера должна подкрепляться делами. У православных разработан опыт духовного совершенствования, который сложно усвоить. Годами нужно заниматься для того, чтобы воцерковиться и почувствовать себя православным, для этого нужно потрудиться. Сектанты говорят: «крестись, и будешь спасен, повторяй с нами молитву, и все будет в порядке». А потом приходит горе, люди становятся зомбированными, готовы к массовому самоубийству, к другим страшным вещам. Кроме того, секта требует полного подчинения, отречения от семьи, человека лишают имущества, квартиры. Так что и социальная опасность здесь очень большая. Закон о свободе совести определил срок в пятнадцать лет, для того чтобы разобраться, опасно или нет какое-либо вероучение. Пятнадцать лет, с одной стороны, это большой срок, с другой стороны, маленький срок, можно на эти пятнадцать лет затаиться, а потом получить статус официальной религиозной организации. Это вопросы сложные, касающиеся сохранения духовного здоровья нашего общества, нации в целом, касающиеся проблем, разлагающих общество изнутри по религиозным принципам и по принципам, о которых мы и понятия не имеем.

Политики, разрешающие деятельность сект, часто ссылаются на опыт Соединенных Штатов Америки, но это неразумная ссылка. США уникальное государство, вобравшее людей разных конфессий, разных вероисповеданий, которые должны были жить в мире. Стояла задача соблюсти свободу вероисповедания всех конфессий, всех религий. Эту задачу на Американском континенте успешно решили. Но у нас общество монотеистично, оно испокон веков было православным, хотя и ислам исповедовали люди, потом пришли иудеи, появились со временем и буддисты, и баптисты, но всегда общество оставалось монотеистическим.

И сейчас стремление искусственно привносить в него элементы различного толкования Евангелия, поиска различных путей к спасению, думаю, это задача зарубежных спецструктур, которым не нужна сильная монолитная Россия, которым нужны люди, послушные командам, идущим извне России. Это проблема, которая должна быть понята государством, и не только православные, но и мусульмане видят эту проблему, восстают против сект, и мы солидарны с ними в этом вопросе.

Но, к сожалению, часто кусок хлеба несут не только простому верующему человеку, но и администрации: дескать, построим школу, детский сад, и администрация не видит опасности. А на самом деле спешка здесь не нужна, нужно вдумчивое государственное отношение к проблеме, которая остро стоит перед нашим обществом.

Невозможно сегодня обойти вопрос, затрагивающий многих людей, я имею в виду войну в Чечне. Война — это всегда зло, но военные действия по ликвидации бандитских формирований на территории нашей России, это совсем другое. Наша Русская Православная Церковь высказывала отношение к этим действиям. Но в последнее время раздаются разные голоса на Западе, в особенности в американских кругах, что Россия увлеклась немного этой войной, пора бы ее уже прекращать. Какова позиция священноначалия в этом сложнейшем вопросе?

— Этот вопрос, конечно, очень сложный, и Святейший Патриарх делал несколько заявлений, особенно в первую чеченскую войну, высказываясь против военных действий, встречался с муфтием Чечни, чтобы разрешить этот вопрос. Конечно, мы против военных действий, но, к сожалению, когда зло выходит за рамки регулирования дипломатическим способом, то проливается кровь людей.

Вспомним взрывы в Москве, в Волгодонске, в других городах. Нужно было обеспечивать каким-то способом стабильность и мир. Никто ведь не пошел в Чечню, чтобы над чеченцами, действительно бедными, несчастными, просто поиздеваться и получить от этого какое-то удовольствие. Если понимать это так, то это будет очень упрощенный и неправильный взгляд. Чеченцы не представляют себе жизни без России, они просто не могут существовать на слишком маленькой территории за счет собственных маленьких ресурсов. В период затишья они пользовались субсидиями из Москвы и не отказывались от них. Сейчас кровопролитие должно закончиться, ясно, что не будет победы чеченской военной клики, что победа осталась за русским солдатом. Зачем тогда убивать военных людей, софринскую бригаду, псковичей или пермяков, для чего еще раз обострять ситуацию, доводя ее до накала?

Слава Богу, у русского человека, у наших генералов, у наших политиков хватает разума и воли на то, чтобы не развернуть пушки, не стереть с лица земли оставшиеся чеченские селения. Но последние действия чеченских боевиков — свидетельство того, что не хотят эти люди мира, они руководствуются какими-то своими понятиями. К сожалению, эта ситуация связана с исламскими сектантами, очень экстремистского духа, которые не терпят существование других религий на своей территории. Сектанты как раз и являются зачинщиками псевдоисламской идеологии, которая призывает к «священной войне». Подход очень примитивный: убей неверного и получишь царствие небесное. И поэтому, естественно, наша Церковь желает мира и процветания чеченскому народу. На последнем заседании Священного Синода было принято заявление о Чечне. Очень ясно сказано о том, что необходимо в наших условиях прекратить это кровопролитие, и, слава Богу, оно заканчивается. Нужно подумать о мирной жизни, и мы призываем, чтобы наши православные люди думали о ценностях ислама и уважали бы их, а люди, исповедующие ислам, давали свободу вероисповедания православным, живущим на территории Чечни. Чтобы не было недоверия, преследования людей по вере, или по кому-то другому признаку.

Это реальный ответ Церкви на военные действия. Естественно, мы желаем мира всем верующим, стабильности в этом беспокойном крае. Когда-то Чечня была процветающей республикой, и люди там жили очень богато, мы желаем, чтобы они были еще богаче, чтобы не исходило оттуда какого-то дисбаланса, который расстраивал бы стабильное положение и вел бы к трагедии края.

Владыка, за десятилетия безбожия воспиталось несколько поколений неверующих людей. И вот сейчас, когда народ обращается к Богу, духовное просвещение приобретает все большее значение. Какую роль, на Ваш взгляд, в этом процессе могут выполнять православные периодические издания?

— Слава Богу, что появляются такие издания, и, на мой взгляд, за ними будущее, потому что стиль современных светских изданий, не дающий оптимизма, разлагает самого человека, разлагает общество, разлагает жизненную перспективу, и человеку просто-напросто не хочется жить. Наши православные газеты, которые часто ругают вот эти разлагающие издания, несут в себе зерно здравого смысла и надежды. Если бы подключить к нашим православным изданиям профессионалов, и выделить на них те деньги, которые люди активно дают на информацию негативного порядка, это был бы переворот не только в мышлении современного человека и общества, но и в мировой истории.

Это было бы объединение усилий Церкви и общества на созидание положительного взгляда и отношения к настоящему и будущему. Без этого невозможно наше будущее, оно туманно. Это мы должны очень хорошо понимать. У нас должен быть свободный доступ к средствам массовой информации, все об этом говорят, все с этим соглашаются, но на самом деле попробуйте напечатать какую-либо здравомыслящую статью. Ее нигде у вас не возьмут. Причем не только религиозную статью. Я много встречал ученых людей, писателей, которые болеют душой за то, что происходит у нас в стране, пишут здоровые, прекрасные светские статьи, которые могут послужить добру и несут в себе положительный заряд. Но их никто не печатает, потому что такая информация не нужна. Так вот, думаю, с информации начинается все. И недаром в Священном Писании сказано, что в начале было Слово, словом Бог создал мир этот видимый, и слову придается очень большое значение. Если вы внимательно Священное Писание почитаете, то прочтете там, что за каждое праздное слово человек даст ответ перед Богом. Даже если человека назовешь «рака», то есть «пустой человек», то это вменяется в грех, потому что ты вывел своего брата из равновесия, осудил его. Это очень серьезно, потому что словом можно созидать и словом можно разрушать.

Если мы обратимся опять к концу девятнадцатого, началу двадцатого века, то увидим, что как раз словом был разрушен многовековой уклад Российского государства, и многие устои были поколеблены. Вспомним коммунистические времена, когда словом утверждались ложные постулаты, народ призывали совершать какие-то подвиги, при этом многие люди обвинялись во всевозможных грехах, и все этому верили, и все этому аплодировали. Делали это мы сами и сейчас сознательно продолжаем делать. Каждый журналист, независимо, имеет он или не имеет объективного сознания о смысле жизни, выражает свое мнение в современном стиле о каких-то сферах политики, причем это не заказ нашего правительства, я в этом глубоко уверен. Журналисты стараются быть в русле мировых веяний, направлений, то есть уже идет создание негативного общемирового климата, и в этом процессе участвуют наши журналисты.

Святейший Патриарх часто приводит слова, сказанные им во время визита в Австрию премьер-министру. Святейший Патриарх тогда сказал, что почитал австрийские газеты, а они несут очень негативную информацию о России. Неужели у нас все так плохо? И глава Австрии ответил Святейшему Патриарху: «Вся информация — из ваших СМИ». Поэтому, думаю, была бы неоценимая польза, если бы не просто появлялись здоровые силы, православные СМИ или светские, основанные на христианских ценностях, но если бы к этому подключить финансирование и достигнуть массовости, тогда, думаю, что Россию-матушку мы смогли бы поднять с колен, и человек гордо расправил бы плечи, у него появилась бы духовная энергия на созидательный труд.

Беседу вел Андрей ПЕЧЕРСКИЙ
«Русь Державная»
(Печатается с сокращениями)

 
Труды Святейшего Патриарха

Народ России оказал доверие Владимиру Путину и верит: он решит многие проблемы, стоящие перед страной

ТОКИО, 17 мая. Народ России оказал доверие Владимиру Путину, избранному демократическим путем, и верит, что новый президент РФ решит многие проблемы, которые стоят сегодня перед страной.

 
Памяти Патриарха Пимена (к 10-летию со дня преставления)

Понимание святости храма как дома Божия

Понимание святости храма как дома Божия, о котором в Евангелии сказано: Дом Мой есть дом молитвы (Лк. 19, 46). Именно в святости храма заключается истинное его значение для всех верующих.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс