Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (116) → Протоиерей Александр Шаргунов: «Слово на Новый год»

Протоиерей Александр Шаргунов: «Слово на Новый год»

№24 (116) / 8 декабря ‘99

Проповедь

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы молимся Господу накануне Нового гражданского года, и это правильно. Некоторые считают, что в этом событии не надо участвовать православным. «Это нас не касается, — говорят они, — у нас другое время, и Новый год может наступить по старому стилю только 14 января». Это неразумно, потому что мы знаем, что когда-то Новый год в России, как и во многих других странах, праздновался 1 сентября (по старому стилю) и совпадал с церковным новолетием. Что касается церковного новолетия, то до сих пор мы именно в этот день, 1 сентября, начинаем богослужебный круг и входим в наши праздники. Однако при Петре I празднование Нового года было установлено с 1 января, как и во всей Европе. Вообще говоря, это число совершенно условное, как мы понимаем, и, в конце концов, можно было бы выбрать любое число наугад, начиная именно с него отсчет Нового года.

Участие в праздновании Нового года — это наше естественное человеческое общение, и мы должны в этом участвовать, как все. Это так же нормально, как если мы называем город именно тем именем, которым он сейчас называется, а не так, как нам хочется. Кроме того, здесь есть и некий смысл, своего рода пророчество о том, что происходит с нами сегодня. Ведь если бы действительно все наше общество жило согласно той тайне, которую принес Христос, когда Бог вступил во время, когда Он освятил это время, и все время стало уже освященным Его присутствием, тогда для нас имело бы смысл праздновать новолетие именно 14 января. Но происходит все большее расцерковление человечества, которое живет само по себе, своим измерением Это расцерковление, развиваясь далее, приводит к расчеловечиванию общества. И, тем не менее, мы живем в этом человеческом обществе, и эта разность дат должна нам напоминать реальность того, где мы находимся. В связи с этим хотелось бы остановиться на двух моментах, очень важных для понимания того, что делается с нами сегодня.

С некоторых пор направленность времени изменилась, стала другою. Естественная потребность человека удовлетворяться только абсолютным и совершенным была подменена устремленностью в неизвестную бесконечность только в плоскости времени. Начиная с XVII века, человеческое общество стало жить не так, как оно жило до этого. Оно стало жить не теми задачами, которые ставит сегодняшний день, а теми, которые ставит день завтрашний, то есть будущее. К будущему все более устремляется человек, и, в конце концов, это проявилось в тех революциях, которые произошли в Европе, и в той революции с более сокрушительными последствиями, которая произошла в России.

Это происходит и сегодня, когда люди ради будущего жертвуют настоящим, теряя и будущее, и настоящее, и небесное, и земное; теряя и вечность, и время. Вместо того, чтобы устремляться в вечность, что естественно человеку по самой его природе, люди устремляются в загадочное будущее. И ради этого будущего сегодня происходят процессы объединения, стирания границ не только политических и экономических, но и стирание неповторимых национальных и просто человеческих черт, принадлежащих каждому единственному и неповторимому человеку. Объединение это закончится, как мы знаем, воцарением «человека беззакония», утверждающего как будто бы торжество, времени и всех достижений, какие могут быть во времени, но — с полной утратой благодатной вечности.

Для того, чтобы лучше понять, где мы находимся, обратим внимание на то, что человеку по его природе свойственно всегда участвовать в празднике, стремиться к тому, чтобы его жизнь была праздничной и радостной. Человек задыхается в трехмерном измерении, ему невыносима эта «утомительная повторность», о котором говорит Священное Писание. Им овладевает такая скука, от которой человек сходит с ума, потому что он должен чем-то заполнить пустоту, которая в нем образуется, ибо он создан для жизни вечной. Что делает человек, на какие подмены он решается?

Если для нас воскресенье — это день, когда Господом была совершена победа над смертью, царствующей во времени; если воскресенье — это наше приобщение к полноте жизни, для которой мы созданы, то для большинства людей, живущих только во времени, — это день, как говорят, «выходной». Но природа человека остается неизменной. Человек хочет чем-то восполнить отсутствие праздника в своей жизни и может искать эту радость в вине. И когда это искание обретает безумные формы, оно оборачивается спаиванием целого народа, оттого что люди не могут найти радость жизни и не могут понять смысл скорбей, которые им посылаются. И здесь же объяснение, почему люди ищут этой радости в сладости греха.

Это тоже может стать национальным и всечеловеческим бедствием — то, что происходит сегодня, например, с пропагандой сладости греха растления и навязыванием ее не только молодежи, но и детям. Вот симптом страшной болезни человечества, страдающего скукою, которая становится смертной и уже ничем не может быть восполнена. Не находя утешения во времени, человек все больше и больше погружается в ложные радости и сладости, и чем больше он в них погружается, тем все большую пустоту и скуку испытывает.

Это и есть то страшное состояние, о котором сказал Святейший Патриарх. Он не просто дал общую духовную оценку ситуации, но — поставил перед Церковью конкретную задачу. На недавнем епархиальном собрании города Москвы Патриарх сказал, что если мы не будем понимать этой опасности, «нас просто уничтожат». Он сказал о том, что мы должны противостоять пропаганде растления. Они уничтожат не только наш народ, но и Церковь уничтожат, так что некому будет ходить в храмы.

Об этих антихристовых планах возвещают и старцы Святой Горы Афон, которые предупреждают о том, что в планах тайны беззакония существует так называемая «чистка человечества» в наступающем «веке, которая предполагает уничтожение Православия. Одно и то же слово употребляют и Патриарх, и старцы Афонской Горы — «уничтожение» человека. Причем, не такое уничтожение во времени, которое не страшно нам, потому что мы знаем, что время всегда имеет предел, и сколько бы мы ни жили, все равно все кончается здесь. А такое уничтожение, которое означает утрату и времени, и вечности, то есть — нашу гибель.

Дай нам Господь понимать, где мы находимся (каждый из нас), что происходит с нами, в каком времени мы живем, в каком времени существует человечество, и как мы должны жить. Мы приносим особые молитвы сегодня Господу — молитвы покаяния и благодарения. Покаяние возможно только тогда, когда мы узнаем, что действительно вечность вошла во время. Тогда мы касаемся этой вечности, оставаясь во времени здесь, на земле, когда Господь дает нам свою благодать, и мы узнаем, что есть истина, и узнаем, что есть любовь Божественная. Это есть вечность, для которой мы созданы, и перед ней мы можем приносить покаяние. Нам есть в чем каяться, мы видим свою греховность. И главный наш грех в том, что мы отделяем для себя время от вечности. Нам есть за что благодарить нашего Господа, потому что, несмотря на нашу неверность Ему, Он всегда оставался нам верным. И сколько раз Он давал нам утешения. И какие утешения, какой праздник Он готовит для каждого из нас, начиная с Рождества Христова и далее — в Пасхе Господней и во всех великих праздниках! В праздниках памяти Божией Матери и всех святых, где присутствует вечность.

Дай Господь нам быть причастными вечности и жизнью своею, исповеданием своим, противостоянием тому злу, которое хочет уничтожить нас и во времени, и в вечности и растлить и души наши, и тела, — приносить благодарение Богу нашему участием во всех церковных праздниках и в том, что Господь принес на землю, приглашая нас быть причастниками вечной радости Его. Аминь.

 

В других номерах:

Церковь и медицина

Профессор И.Бенедиктов:«О бессмертии»

О БЕССМЕРТИИ (Продолжение. Начало в № 22, 23) Но лучше скажут приводимые ниже нами примеры, взятые из вышеуказанных источников. Чтобы не загрузить статью рассказами реанимированных, перенесших клиническую смерть и оживленных, мы дадим из них отдельные фрагменты, касающиеся ощущений, какие испытывали спустя время после смерти.

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс