Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (115) → Речь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Речь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

№23 (115) / 1 декабря ‘99

II Съезд православных миссионеров

В этой теме:

II Съезд православных миссионеров
Информационное сообщение

Завершается 20 век, который стал для Русской Православной Церкви Голгофой мученичества и исповедничества, и больше всего в нем пострадали архипастыри и пастыри, которые были носителями миссионерского духа, осуществляли свое нелегкое служение в условиях и после революционных гонений, когда миссионерское делание считалось уголовно наказуемым, и любые действия в этом направлении могли повлечь за собой ссылку, расстрелы и не только могли, но расстреливали и убивали.

В 1996 году I съезд епархиальных миссионеров, прошедший в Белгороде, впервые за 80 лет заявил об активной позиции нашей Русской Православной Церкви в вопросах Православной миссии. Но это совсем не означало, что до миссионерского съезда Церковь не осуществляла своего миссионерского служения. В самые жестокие годы гонений Церковь имела разные формы миссионерского делания, которые в конце концов, позволили ей при первых благоприятных условиях выйти за церковную ограду.

Второй Всецерковный съезд епархиальных миссионеров должен стать важным событием в жизни Русской Православной Церкви. Миссионерство, которое несколько лет тому назад получило свое второе рождение, сегодня удел не только талантливых одиночных усилий, а одно из главных усилий, а одно из главных направлений в современном Православии. Это веление времени — апостольская проповедь христианства — является нашим ответом на духовные искания российского общества. На рубеже тысячелетий Россия являет собой парадоксальный феномен, на одном полюсе которого тысячелетняя духовная традиция Православия, вошедшая в кровь и плоть нашего народа, а на другом — одна из самых безнравственных масскультур конца двадцатого века. Вседозволенность, отсутствие каких-либо духовных ориентиров, с одной стороны, и одновременно жадные поиски любой духовности с другой — вот сегодняшняя реальность.

Если эти поиски духовной жизни нам, церковным труженикам на поле миссионерства, не удастся наполнить православным мировоззрением, то на этом месте вырастут неоязычество и сектантство. Их идолы и капища создаются усилиями новой псевдокультуры, оккультными организациями, тоталитарными сектами часто СМИ и всевозможные фонды «помощи и развития», которые часто финансируются из-за рубежа.

Часто пользуясь трудностями, с которыми сегодня сталкивается наш народ, эти зарубежные секты, миссионеры, покупают души людей. И мне в начале этого года пришлось принять двух американских сенаторов, которые приехали посмотреть, не нарушаются ли религиозные права в России. Причем оба они были мормоны. Я им сказал, что нельзя с американским подходам к религиозным вопросам подходить к решению вопросов в России. Ибо в Америке, в основном, переселенцы, которые привнесли широкую палитру религиозных направлений и течений. Россия же на протяжении своей тысячелетней истории, была монорелигиозной страной. Были регионы, где исповедовали ислам, буддизм, но в целом, Россия была Православной. Потом 70 лет гонений, геноцида против верующего народа. И сейчас людям надо помочь вернуться в своей истории, к своим традициям, к Отеческой вере. А что происходит, происходит: пользуясь трудностями, с которыми люди сталкиваются, покупаются души других людей. И вот в этом нужно усматривать нарушение религиозных прав, а не в том, что в преамбуле закона «О свободе совести и религиозных объединениях» подчеркнута историческая роль Православия в становлении Государства Российского.

Ощущая связь времен разорванной, мы видим нашей главной задачей — восстановление Православной духовной жизни, как реальной и действующей силы в нашем обществе. И как в апостольские времена необходима проповедь христианства словом и делом, и примером своей жизни, памятуя слова Христа Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видя ваши добрые дела, прославили бы Отца вашего, который на небесах». И вот эта проповедь среди всех слоев населения, чтобы всякий ищущий и стучащий в двери церковной ограды нашел бы эти двери отворенными.

За этим должно последовать воцерковление, а на сегодня — это один из самых слабых моментов нашей работы, поэтому воцерковление в сознании, образовании, традициях (особенно на семейном уровне), культурном делании — основная миссия РПЦ в наступающем веке.

Следующая задача — это деятельное противостояние деструктивным сектам и оккультным учениям, которые на рубеже веков активно заполняют наше духовное пространство. Не дать прорасти семенам Православия в душах — вот их задача. На это не жалеют денег и усилий, в этом проявляется нелюбовь к Православной Церкви, которая объединяет сектантов всех мастей.

Духовная и научная брань против этих сил требует привлечения интеллектуальных ресурсов всего Православного общества. Надеемся, что Миссионерский отдел (в сотрудничестве с другими отделами) станет центром сопротивления антихристианскому нашествию, опасность которого в обществе, к сожалению, не всегда осознается.

Таким образом, наша миссионерская деятельность имеет три основных направления:

- Проповедь христианства и внесение зерен православной духовности в сознание нашего общества.

- Воцерковление общества через религиозную традицию.

- Противостояние интервенции сектантства и оккультизма.

Я думаю не только сегодня сектантство противостоит, но к сожалению и отдельные церкви, которые занимаются прозелитизмом, которые осуществляют религиозную экспансию в пределах России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Я имею в виду Римско-католическую церковь.

Вот назвав три направления нашей деятельности миссионерства Русской Православной Церкви важен выбор главного адресата — и я думаю, что главный адресат, это молодежь, так как она наиболее восприимчива к духовному насилию, и у нее нет защиты в семье, школе, институте (семейные ценности сильно подорваны, а образование — часто еще носит по прежнему атеистический характер). Поэтому именно молодежь, как творческую силу будущего, уже сейчас надо приобщать к традиционным православным и нравственным ценностям, таким как: семья, патриотизм, честь, труд и так далее, с постепенным воцерковлением, что безусловно является самым трудным этапом духовного возрастания.

Чем сектанты привлекают нашу молодежь? Ведь приходят поначалу не в секту, а тянуться к духовному общению и совместному деланию, а это зачастую отсутствует к сожалению в православных храмах. У людей создается иллюзия, что они попали в новую семью — их выслушивают не формально, а сочувственно, им уделяют внимание старшие; исчезает чувство одиночества. Это важные психологические факторы вовлечения в секту. Наши же приходы, за редким исключением, по традиции, сложившейся еще в советские времена, являются служебно-требными единицами. Думается, что уже сегодня надо обобщить как первые удачные, так и неудачные опыты активных приходов (приходов-общин). Люди, которые приходят в Церковь часто совсем не знают ни обстановки церковной, ни того, что происходит в храме. И часто у нас за свечным ящиком стоят люди пришедшие из торговли, которые привносят самые негативные явления, которые процветают, часто в торговле: грубость, формальность, нет душевного подхода к человеку, который пришел в Церковь. Я помню еще будучи митрополитом Таллинским и Эстонским, хотя у меня в кафедральном соборе за свечным ящиком стояли интеллигентные люди, но мне жаловались на то, что часто проявляется грубость. Я проводил с ними беседы, а они оправдываясь, мне говорили: Вот спрашивают: «А кто там лежит в гробу?» — и ответ был: «А кто там может лежать?». Я говорю: «так ведь это же грубость!». Ну вы объясните, что принесен покойник, чтобы совершить над ним отпевание, чтобы проводить его как православного христианина в путь Всея Земли. Даже этого многие не понимают.

Необходимо соборным разумом определить, как развивается современный приход и как на этом массовом уровне ответить на вызовы времени. Ведь только через приходы мы имеем возможность воцерковлять и молодежь, и остальное малоцерковное население. Изолирование себя только в круге церковной ограды пагубно для общества. Мы, стоящие внутри ограды, должны стать закваской для той огромной массы людей, которые стоят у храма и не находят дорогу к нему. И надо отдавать отчет, что 70 лет антирелигиозного воспитания еще будут долго напоминать о себе. Многим еще трудно переступить порог храма, поэтому сегодня долг православных миссионеров и всех пастырей — выходить навстречу, а не ждать когда к нам придут и обратятся. Часто людям, которые еще не находят дорогу к храму им трудно принять те ценности и те понятия, которыми живут церковные люди, и нам самим надо идти на диалог с ними, иначе они уйдут в псевдорелигиозные искания.

Церковная культура формировалась веками, и для вхождения в ее мир необходим серьезный образовательный уровень и большие внутренние усилия. И тут нельзя снижать планку, так как внутренняя жизнь Церкви должна соответствовать исторической традиции Православия. Но есть и другая сторона этого вопроса: как, исходя, из нашего внутреннего, религиозного опыта, обратиться к тем, кто в силу различных причин пока не способен воспринять церковную жизнь во всей полноте и глубине. Диалог с ними — не второстепенная задача церковной практики, а постоянная творческая сторона сегодняшней приходской жизни, и традиционные методы общения с прихожанами требуют их выполнения новыми подходами. Необходимо привнести церковный взгляд и миросозерцание во все сферы жизни.

В XXI веке мы должны научиться пользоваться радио, телепространством, а также компьютерными сетями, Интернетом, как мощнейшими информационными средствами, используя их для блага человека, его духовного просвещения.

Сегодняшнее информационное поле — это к сожалению проповедь насилия и пошлости, пропаганда культа жестокости и безнравственности. Это пространство стремительно расширяется и захватывает души людей, как наркотик, потребители которого каждый день ожидают все новых и новых катастроф, убийств и событий со знаком минус. Нас постоянно, в кинофильмах, которые сегодня показывают с экранов телевизоров и кинотеатров убеждают, что жизнь человеческая ничего не стоит. В одном фильме — десятки убийств, льется кровь, насилие и это на молодежь оказывает огромное влияние. Я в конце прошлого года посещая Витебскую епархию в Белоруссии посетил зону и мне были показаны человек 25–30 мальчиков, которые приговорены к высшей мере наказания для такого возрастного ценза — к 10 годам заключения за убийства, совершенные с невероятной жестокостью. Откуда спрашивается эта жестокость? И во многом — с экранов, где проповедуется насилие, где убеждают молодежь, да и всех зрителей, что жизнь человеческая ничего не стоит.

Сознание простого человека постепенно, но очень последовательно лишается положительной мотивации бытия. Созидательная тенденция в нашем обществе идет как бы по инерции, исходя из запасов той духовной традиции, которая имеет своими корнями православный взгляд на мир. Но запас этой положительной духовной у наших соотечественников явно на исходе, так как нет соприкосновения с ее источником — Божественным Духом. Церковь Христова — Его хранитель, и мы — несем великую ответственность не только за ее чистоту духовных традиций, но и за приготовление душ людских к Его восприятию.

Во всем мире остро ощущается огромное негативное давление на ценности традиционной христианской культуры. Черная оккультная мистика, новые псевдорелигии активно творят сегодня свою антихристианскую культуру. При этом огромные массы людей даже приблизительно не знают сокровищ христианства, предполагая, что Церковь есть набор непонятных обрядов. Поэтому сегодня нам надо решить главный вопрос — как воцерковлять наш народ, как дать его естественным религиозным исканиям православное основание. Как правило, мы имеем дело с крещенными, но не просвещенными людьми, а это очень опасное и соблазнительное состояние души, когда человек всей жизнью и пристрастиями находиться в объятиях мира сего, но при этом не считает себя Православным христианином. Суеверия, ложные страхи смущают его душу. Он — либо лениво бездуховен, либо суетливо ищет быстрых ответов на свои вопросы и попадает в расставленные сети возможных псевдорелигий. Потому что их лжеапостолы ищут, кого бы завлечь и погубить. А мы обладая полнотой истины, предпочитаем ждать, пока человек сам пробьется в церковную ограду. И здесь необходимо принципиально менять тактику привлечения к Церкви новых членов. Нам надо уже сегодня отвоевывать духовное пространство у этих сект.

XXI век мы должны сделать Православным веком, ибо альтернатива этому — полная бездуховность, размывание традиционных устоев нравственности, и , как следствие — гибель России, потерявшей свою историческую память и духовную самобытность. Под понятием «Православный век» имеется в виду не то, что мы в отдельно взятой стране устроим некое подобие древней симфонии Церкви и государства, а то, что Православное миросознание станет с нашей помощью противостоящей силой той разрушительной культуре, которая не встречает сопротивления в общественном сознании.

Православный взгляд на мир должен стать достоянием общества, и задача миссионеров состоит в том, чтобы лучше наполнить его культурно-общественное поле христианской традицией и сделать его понятной и творческой силой в сердцевине общества. И вот, возвращаясь к мероприятиям 2000 года, надо повсеместно проводить и духовные концерты и собеседования, показывать детей, которые сегодня учатся в церковно-приходских школах. Пусть видят лица, глаза этих детей. Ибо вселяется убежденность, уверенность, что их мы не потеряем ни для России, ни для Церкви, ни для нашего общества. Нам придется действовать так, чтобы каждый услышал и понял голос Православия, и чтобы с этим голосом Православия каждый живущий в России соотносил бы свое слово и дело. Это — та высота общественного служения, которую всем нам предстоит взять огромным интеллектуальным и духовным усилием. Это будет воистину жертвенным служением Церкви ради спасения всех тех, кто об этом взывает, тех кто растерянно оглядывается вокруг в поисках духовных ориентиров.

Борясь за Православие, мы участвуем в апокалиптическом борении Церкви с наступлением века антихриста. Внутренняя миссия нашей Церкви, таким образом, превращается во всемирное миссионерское служение.

Я думаю, что будучи вчера участником возвращения Церкви тех людей, которые вернулись из сект, я думаю все мы, имели возможность увидеть их исковерканные души. Секты, к сожалению, используя психотропные средства, гипноз, подавляют личность человека. Мало того, те, которые возвращаются, и для нас эта проблема, они возвращаются в том, в чем, они есть. И квартиры, и имущество накопленное у них отобрано и наша задача не только вернуть, но и подумать об их реабилитации, об их трудоустройстве. И это мы можем только совместно с государственными органами, потому что они лишены прописки, у них негде жить, у них не на что жить. Я надеюсь, что миссионерский съезд, который завершается сегодня, вы проделали большую работу, вы обменялись опытом, опытом, который накапливается в разных епархиях, самый различный опыт миссионерского служения. И особую ответственность на всех на вас налагает великий, эпохальный юбилей — 2000летие Рождества Христова. И Господь, и история спросят с нас сурово, насколько мы серьезно использовали эти благоприятные возможности, которые сегодня у нас есть, для того, чтобы вернуть наш народ, многострадальный народ Руси к духовным, нравственным ценностям святого Евангелия, которые принес на Землю 2000 лет тому назад Господь и Спаситель наш. Я желаю всем миссионерам, передайте это тем, кто разделяет ваши труды Патриаршее благословение на их подвижнический, просветительский подвиг. Пусть они подражают тем великим просветителям Земли Русской, которые просвещали народы нашей Земли светом веры Христовой. Это наша задача, это наша ответственность перед Богом, перед святой Церковью и перед нашей Родиной, пред нашим Отечеством, будущее которого во многом зависит от того, будет ли Россия просвещена, будет ли она возвращена к духовным ценностям святого Православия, ибо опыт показывает, что 1000-летний путь, который прошла Россия со святой Православной Церковью, которая была всегда со своим народом, которая была неразрывной частью своего народа.

Дай Бог, чтобы так было и дальше. Бог в помощь вашим трудам.

 
II Съезд православных миссионеров

Информационное сообщение

17 ноября на базе отдыха «Союз» открылся 2-й съезд епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви. В работе съезда приняли участие 199 делегатов из 64 епархий.

 
Жизнь Екатеринбургской епархии

Служения Высокопреосвященного Архиепископа Викентия

27 ноября архиепископ Викентий совершил молебен в храме святого преподобного Серафима Саровского г. Новоуральска перед открытием Вторых Саровских чтений: «Российская провинция, соборность и их роль в нравственном развитии общества».

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс