Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Начало июля по новому стилю в Русской Православной Церкви отмечено празднованием многим чтимым образам Божией Матери. Не зря Россию иногда называют уделом Пресвятой Богородицы.
Великое множество раз была явлена особая милость Царицы Небесной к Родине нашей. И одна из таких милостей — явление многих и многих чудотворных икон Божией Матери. Одна из таких чудотворных икон пребывает совсем недалеко от нас — в пределах Симбирской епархии, в одноименном Боголюбском мужском монастыре.
Боголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон России, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля) в память о явлении ему Божией Матери. Церковное песнопение, тропарь этой иконе, как никогда полно выражает наше упование на помощь Царицы Небесной нам, грешным:
«Боголюбивая Царице, Неискусомужняя Дево, Богородице Марие! Моли за ны Тебе Возлюбившаго и Рождшагося от Тебе Сына Твоего Xриста Бога нашего, подати нам оставление прегрешений, мирови мир, земли плодов изобилие, пастырем святыню и всему человечу роду спасение. Грады наша и всю землю Российскую от нахождения иноплеменных заступи и от междоусобныя брани сохрани. О Мати, Боголюбивая Дево! О Царице всепетая! Ризою Твоею покрый нас от всякаго зла, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша».
В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской, и о ней еще пойдет речь). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед Ее образом. Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной молитвы. В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Господа и Бога нашего Иисуса Xриста, Который явился в это время над землей, благословил Ее. Видение исчезло.
Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь призвал искусных живописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в явлении. Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня, то есть 1 июля по новому стилю, которое и утвердилось в Русской Православной Церкви.
Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, бпаговерный князь Андрей назвал Боголюбивым, потому что, по его словам, «Божия Матерь возлюбила это место», а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским. Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу.
Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений. Одно из таких дивных чудес мы будем вспоминать 3 июля. В этот день мы празднуем Моденской (Косинской) иконе Божией Матери. Этот образ был привезен императором Петром Великим из итальянского города Модена и пожертвован им в храм села Косино под Москвою (теперь это район Москвы, туда можно добраться на метро). Однажды в этих местах стала свирепствовать холера. Но по молитвам крестьян перед новописанным и привезенным из дальних стран этим образом была явлена милость Царицы Небесной: болезнь отступила во всех окрестностях.
Однако нам необходимо вернуться к Владимирскому образу Божией Матери, который хотел увезти с собой князь Андрей. Через некоторое время образ этот все-таки оказался в Москве. И 6 июля мы будем совершать празднование Владимирской иконе Божией Матери — в память спасения Ею Москвы в 1521 году от нашествия хана Махмет-Гирея. Уже в том, что полчища врагов обложили столицу со всех сторон, было свидетельство гнева Божия. Но московскому святому Блаженному Василию было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Xану Махмет-Гирею было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на его полки. Враги в страхе бежали, и столица нашего государства была спасена.
В этот же день, 6 июля, совершается память иконы Божией Матери «Умиление», пребывающей в Псково-Печерском монастыре. А еще через три дня Русская Православная Церковь празднует Тихвинской иконе Божией Матери, в честь которой создан был Ново-Тихвинский женский монастырь в городе Екатеринбурге. А если к этому добавить то, что 15 июля совершается празднование положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, то трудно не удивиться тому, насколько насыщен этот месяц воспоминаниями милостей Божией Матери земле нашей.
От нас самих зависит — будем ли мы, подобно благочестивым предкам нашим, с надеждой и упованием прибегать под покров Царицы Небесной или будем в гордыне искать путей своих? Будут ли дома наши освящены и украшены образами Божией Матери или мы будем слушать чьих-то советов об украшении своего жилища? И в предстоящие июльские дни от нас самих зависит — припадем ли мы, подобно святому князю Андрею Боголюбскому, подобно другим лучшим людям земли Российской к Пречистой Владычице или по-прежнему во всякий из названных здесь дней будем копошиться в заботах житейских, будем находить объяснение, почему не смогли мы дойти до храма Божия, почему не нашли мы и малой минуты, чтобы остаться наедине с общей Матерью нашей. Точные и верные слова нашел для главного упования нашего святой праведный Иоанн Кронштадтский:
«Спаси нас, род Твой, Владычице, спаси нас, единокровных Твоих, спаси нас, Мати Живота (то есть, Жизни) и Мати всех нас, хотя мы недостойны называть Тебя Матерью своею. Очисти, освяти, утверди и спаси нас молитвою Твоею».
Борис КОСИНСКИЙ,
руководитель пресс-службы
Екатеринбургского епархиального управления
Среди угодников Божиих, в земле Российской просиявших, особое место занимают святые правители Православной Руси — благоверные князья и княгини, нелегкий крест правления государственного сочетавшие с личным благочестием, молитвой, нищелюбием.
«И взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам…» (Мф. 14, 19).
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.