Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте. (Ин.13, 37)
Ваш Преосвященство, всечестные отцы, досточтимые военачальники,
воины, уважаемое собрание!
Непредсказуемый драматизм жизненно важных событий наших дней заставляет всех нас, верных сынов и дочерей Отечества, активно участвовать в устроении наших личных судеб и, что важнее, в устроении земной судьбы вверенного нам от Бога Отечества. Для этого все мы, каждый на своем месте, имеем долгом своим проникнуться сначала чувством того бедственного положения, в котором оказалась вся страна, все общество, прийти в себя и встать на путь деятельного противостояния опасности, точнее сказать, осознав наше падение, положить начало духовно-нравственному возрождению.
Поскольку же история наша строится не с сегодняшнего дня, то мы, имея славные вехи бытия, твердое основание духовное и особое место в истории всего человечества, должны обратиться снова и снова к прошлому своего Отечества. Посмотрим повнимательнее на то, как стала могущественной и великой наша страна, как она, пройдя многие и страшные испытания, сохранила в себе тот невидимый потенциал жизни, который всегда после тяжких испытаний помогал нашим предкам восставать из пепла и созидать жизнь новую, радостную и многообразную. И чем глубже и полнее мы постигаем дивную историю нашего государства, тем отчетливее в ней проявляется роль и влияние Православия, этого вечно оживляющего и возрождающего источника, дарованного нашим предкам, а через них и нам Самим Богом.
Поистине, принятие христианства не только сплотило государственный организм Руси; оно всесторонне вошло во всю полноту жизни русского народа и положило свою неизгладимую печать на все проявления этой жизни. Без преувеличения можно сказать, что вера Православная стала верой национальной в том смысле, что под ее влиянием создалось великое тело великой России… Вся жизнь российская от начала христианства и до страшных времен безбожия бьша целостной, единонаправленной и созидалась на твердом фундаменте высокой нравственности.
По словам профессора Ильина И.А., «Православие доложило в основу человеческого, и русского в том числе, существования жизнь сердца и исходящего из сердца миросозерцания. Весь дух и быт наших предков был оправославлен и. как видно, оживотворен. Вот почему, когда русский народ творит, то он ищет увидеть и изобразить любимое. Это основная форма русского национального бытия и творчества. Она взращена Православием и закреплена славянством и природой России». Православие воспитало в русском народе тот дух жертвенности, служения, терпения и верности, без которых Россия никогда не устояла бы против своих многочисленных врагов, включая и нынешнее — одно из самых трудных испытаний. «Православное учение о бессмертии личной души, о повиновении высшим властям за совесть, о христианском терпении и об отдании жизни «за други своя» дала и русской армии все источники ее рыцарственного, лично-бесстрашного, беззаветно-послушного и всепреодолевающего духа, развернутого в ее исторических войнах, и особенно в учении и в практике А.В. Суворова, не раз признававшегося и неприятельскими полководцами» (И.А. Ильин).
Как мы все знаем, и что подтверждено всей историей нашей — судьба России, ее Армии и Флота неотделима от истории Русской Православной Церкви. И говорим мы об этом, вспоминая прошлое, потому что на прошлом стояло и будет стоять будущее наше, если только мы добровольно не отречемся от путей правых и благословенных. Поэтому сейчас, как может быть никода ранее, Церковь, видя и понимая угрозу своему Отечеству, совершает всяческие посильные труды для сохранения национального единства Русской земли и ее духовного возрождения. Особым долгом нашим остается, дорогие воины, пребывать сейчас вместе с вами, а значит и с вашими проблемами, а, подчас, и бедами.
Конечно, Церковь не может исполнять функции государственных структур, не имея для этого материальных ресурсов. Мы имеем в виду непростое материальное и финансовое положение в нашей Армии. Но мы уверены, что недалеко то время, когда с помощью Божией нам удастся преодолеть эти, более внешние, трудности.
Наша Церковь остается с народом своим, видя свою роль в духовном просвещении граждан, и в первую очередь — людей в военной форме, людей, посвятивших свою жизнь служению Отечеству. Сейчас такое время, когда перед нами остается свободным выбор пути: или мы возвращаемся к своей истории, к своим корням, к исторически присущим нашему народу идеалам и ценностям, или поверим заманчивым обещаниям и клеветничеству, направленным на разрушения нашей Армии, на полный отрыв Русской Армии от ее исторических духовно-нравственных корней.
Мы видим, как разъединение Церкви, Государства и Армии способствовало ослаблению нашей общегосударственной мощи и поставило всех нас на грань самоуничтожения. В годину, когда пошатнулись государственные и общественные устои, поколебались или до неузнаваемости размыты нравственные основы жизни, подорваны духовно-патриотические идеалы воинской службы, на фоне общего неудовольствия, когда враги нашей Армии уже злорадственно предвкушают торжество победы, а враги Церкви Русской расходуют неисчислимые миллиарды, чтобы и Церковь расшатать, мы стоим с вами, воины, вместе и с уверенностью думаем о победе, основанной на силе — не человеческой, а Божией. Ибо духовное и нравственное возрождение в обществе и в Армии началось. Это то начало, которое приближает нас к временам мирным и дням благоденствия.
Определяя современное положение, как крайне трудное, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II по-отечески говорил год тому назад: «Много требуется терпения и кротости, любви и снисхождения в деле духовного возрождения нашей Армии и Флота. Особенно сейчас, когда многие ищут финансового истощения Росии, нашего унижения и поражения, забыв, как с Божией помощью, мы одерживали славные победы. Прибегнем же с крепким упованием в молитве к Господу Сил, чтобы доблественно и мужественно служить своему народу».
Прислушаемся к этим заветным словам нашего духовного отца Богом благословенного Патриарха. Вдумаемся, обязательно вдумаемся, что другого пути у нас нет. Путь жизни — это путь победы с Богом и Святым Православием. Без Бога и истинной веры мы опять пойдем по чуждым и пагубным путям, продолжая блуждать в лабиринтах безуспешных экспериментов над самими собой. Реформируя Вооруженные Силы и стараясь их сохранить, военачальники, болеющие душой за Армию и Отечество, понимают, что проблемы духовно-нравственного и национально-патриотического воспитания — это определяющие будущего нашей Армии, имеющей в настоящее время, возможно, лучший в мире военно-технический потенциал вооружения по главным направлениям. При всей сложности ситуации Армейские командиры многих подразделений уже успешно начали нелегкую работу духовно-нравстаенного воспитания личного состава совместно с Православной Русской Церковью.
Можно много вымышлять, выгадывать, «перенимать западных образцов», но это только потеря бесценного времени. Еще никто и никогда в Русской Армии не добился здорового духа без веры в Бога, об этом свидетельствуют проблемы нынешнего времени, которые нам приходится решать. Необходимо признать испытанные и успешно воплощенные традиционные христианские нормы в деле духовно-нравственного воспитания воинства и воплощать их в жизнь.
Хочу подтвердить, что Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями при Патриархе Московском и всея Руси Алексии II, всесторонне изучив ситуацию, пришел к этому выводу и продолжает трудиться в этом направлении достаточно успешно. Утверждая здоровый христианский и высоконравственный дух в сердцах наших братьев-воинов, мы уверенно укрепляем мощь нашей Армии не на один день, а прочно и навсегда. По мере сил мы содействуем возрождению и утверждению государственно-патриотической идеи, укреплению морально-духовного состояния личного состава, возрождению традиций верного служения Отечеству, созданию правильной патриотической подготовки допризывников. Воспитывая не только физически, а, что важнее, духовно, мы в недалеком будущем увидим преобразившейся не только нашу великую Армию, но и общество. Ведь известно, что служба в Вооруженных Силах для многих молодых юношей бывает зачастую первой самостоятельной школой жизни. Именно в Армии многие военослужащие формируются в том нравственно-духовном и патриотическом направлении, которое мы полагаем в основу воспитания. И от воспитателей и воспитания зависит, в какую сторону будет уклоняться баланс нравственного состояния, а значит и благоденствие нашего общества.
Как показывает наш опыт, здесь не без проблем. И особо хочется отметить удивительное непонимание важности правильного нравственного воспитания, со стороны среднего звена определенной части Армейских воспитателей. Понятна проблематичность духовной тематики и недостаток знаний о христианской методике воспитания, отвергнутых в последние десятилетия, но удивляет иногда упорное неприятие всего, что исходит из нравственно-духовных основ. Учитывая положение, в котором мы оказались в настоящее время, — нежелание законодательной власти утвердить нормы содействия Православной Церкви духовному воспитанию военнослужащих на государственном уровня, хотелось бы обратиться к тем, кто так или иначе не желает видеть священника в Армии, рядом с собой.
Время сейчас такое, что это упорное нежелание может еще более усложнить и без того непростое положение в обществе. Наши посещения воинских подразделений убедительно говорят о доминирующем интересе солдат и офицеров к вопросам нравственного и духовного развития. Тем более, что сейчас повсеместно чрезвычайно активно работают неисчислимые сектантские, чуждые русской истории и патриотизму миссионеры. Все их действия только к тому и сводятся, чтобы, использовав трудное материальное и нетвердое духовное состояние нашего народа, сеять рознь и ослаблять духовную мощь и единство Армии и всего общества. Запомним же, братья воины, что «Церковь и воинство едины в своем стоянии за Отчизну», как говорит святитель Филарет, митрополит Московский.
О каком же единстве и о какой мощи мы можем помышлять, если будем намеренно или ненамеренно расшатывать основы под самими собой.
С большим удовлетворением хочется отметить успешное сотрудничество Екатеринбургской епархии с. Уральским военным округом, начатое еще в 1995 году. Благодарю командование военного округа и владыку епископа Никона за нелегкие, но жизненно важные труды, совместно приносимые для пользы нашего воинства и Отечества. Служение Православной Церкви в направлении возрождения духовности и нравственности в Армии не заканчивается только устроением совместных собраний и собеседований. Мы трудимся везде, в первую очередь там, куда нас зовут и всюду, где есть наши воины. Миссия воинского отдела проводится в республиках Закавказья и в Среднеазнатсяких республиках. Успешно сотрудники нашего отдела ведут душепастырское служение на Балканах, в частности в Республике Сербской, где базируется российская миротворческая бригада десантников. Там воинами построен и успешно действует храм св. благоверного князя Александра Невского, куда приходят молиться православные американские воины и воины других стран.
Делегации нашего Отдела уже несколько раз побывали на Балканах с программами, направленными на поддержание и облегчение нелегкой воинской службы. Общаемся мы с капеланскими службами многих стран мира. Так только в этом году мне приходилось дважды возглавлять наши высокие делегации в США. У себя мы принимали главных капеланов в сопровождении делегаций — из Австрии, Италии, Республики Польша, из Грузии. Наши гости интересовались, как идет у нас процесс духовно-нравственного просвещения воинства, посещали воинские подразделения, в которых имеются православные храмы, и где несут воинскую службу православные молодые юноши. Сейчас у нас таких подразделений, где имеются храмы, больше ста, включая и Академию Генерального Штаба Министерства Обороны РФ и ряд военных училищ.
Хотелось бы отметить, что Русская Православная Церковь хоть и не имеет статуса от государства и не получает никаких средств, в отличие от иностранных капеланских служб, — ничем не уступает им, а скорее — идет впереди в вопросах нравственно-духовного и патриотического сотрудаичества с Армией. Мы и впредь будем оставаться верными своему христианскому и пастырскому долгу, как во все времена истории нашей Святой Руси. У нас общее с вами служение и должна быть общей боль и тревога за Отечество, и общая — всех нас и воинов — молитва. Наше государство всегда стояло на основах Божественных, Православных, ими утверждалось. И очевидно, что всякий, искренно любящий Отечество, должен истинно полюбить и те основы Божественные, на которых мы только и устоим. Ибо «небо и земля пройдут, но слова Мои не пройдут», — сказал Христос (Ин. 1З, 31). Будем же бодрствовать и трудиться с верой в благословенный успех.
Многоуважаемый Юрий Павлович!
2 января 1999 года Преосвященный Никон, епископ Екатеринбургский и Верхотурский, в сослужении митрофорного протоиерея Василия Киселева, протоиерея Иоанна Осиповича
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.