Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера →  → Житие Святителя Иоанна, Митрополита Тобольского и всея Сибири

Житие Святителя Иоанна, Митрополита Тобольского и всея Сибири

Жития святых

СвятительИоанн родился в декабре 1651 г. в Нежине, Черниговской губернии, и принадлежалк дворянскому роду.

У отца его Максима Васильковского, жившего в Киевеи употреблявшего свои средства на украшение храмов Божиих, было семь сыновей,из коих Иоанн был страшим. Сын Григорий был протоиерей, а остальные пятьслужили в малороссийском войске в офицерских чинах. Имя матери было Ефросиния.Иоанн выделялся из среды своих братьев особыми духовными дарованиями и прилежанием к книжному обучению. Закончил свое образование Иоанн в Киевскойакадемии — единственной в то время на Руси школе высшего богословскогознания. По окончании учения оставлен был при академии учителем, но душаего от юности стремилось к Господу. Прослужив 8 лет — с 1668 по 1676 г.— в академии, Иоанн, желая посвятить себя иноческой жизни, принял в Киево-ПечерскойЛавре пострижение с именем Иоанна же, затем был рукоположен во иеродиаконаи иеромонаха, за свой выдающийся проповеднический талант получил званиепроповедника и был затем любившей его монастырской братией избран на ответственнуюдолжность эконома Лавры. В тиши монастырского уединения Иоанн упражнялсяв молитвенных духовных подвигах, подготовляясь под воздействием благодатиБожией к высшему святительскому служению.
Черниговский архиепископ св. Феодосии Углицкий,зная Иоанна Максимовича как человека строгой подвижнической жизни и предчувствуяблизость своей кончины, вызвал его к себе в Чернигов и в половине 1695года посвятил его в архимандрита Елецкого монастыря, которым до того временисам управлял, готовя в новом архимандрите достойного себе преемника на святительскую кафедру в Чернигове. Вскоре (5 февраля 1696 г.) СвятительФеодосий почил о Господе. Преемником ему народом и властями единогласнобыл избран архимандрит Иоанн Максимович, рукоположенный 10 января 1697 г. в Москве патриархом Адрианом в архиепископа Черниговского.
Святитель Иоанн благоговел к памяти СвятителяФеодосия, веруя в силу молитвенного его представительства пред Господом.И не тщетна была его вера: он получил благодатное исцеление в тяжкой болезнипо молитвам Святителя Феодосия. Святитель Иоанн тяжко заболел, и болезньбыстро усиливалась. Вдруг в самом разгаре болезни Святитель призываетк себе келейника и делает распоряжение немедленно отправить в его покояхвечерню и прочесть для него служебное правило, а наутро приготовить всепотребное для его служения в хроме. Окружавшие больного архипастыря подумали,что он бредит, но принуждены были уступить его настоятельному требованиюи исполнить его желание. На другой день, к удивлению всех, Святитель,совершенно здоровый, отслужил божественную литургию. Потом он объявилокружающим, что накануне ему явился Святитель Феодосий и сказал: «Служизавтра — и будешь здоров». В благодарность за свое чудесное исцелениеот тяжкой болезни, преосвященный архиепископ Иоанн Максимович тогда жесоставил в честь угодника Божия св. Феодосия написанную по тогдашнемуобычаю стихами «похвалу», в которой называет его «земнымангелом и святым, пребывающим в Серафимской пастве». Поразительноечудо исцеления Святителя Иоанна послужило началом чествования СвятителяФеодосия, кок благодатного чудотворца и угодника Божия. 14 лет управлялСвятитель Иоанн Черниговской епархией, снискав себе, как богато одаренномусветильнику Христову, благоговейное почитание от паствы.
Святитель Иоанн прилагал особые заботыо распространении духовного просвещения. С этой целью открыл в Черниговеособую школу (коллегиум), по образцу которой впоследствии стали открыватьсяпо всем епархиям духовные семинарии.
В марте месяце 1712 года состоялось назначениеархиепископа Черниговского Иоанна Максимовича в Тобольск с возведениемего в звание Митрополита Тобольского и всея Сибири. Выбор духовного начальстваи Государя Петра I остановился на Черниговском архипастыре Иоанне Максимовичепотому, что еще от 18 июня 1700 г. Петр I, желоя просветить светом Евангелияне только сибирских язычников, но и сопредельные с Сибирью неверующиенароды, дал указ о том, чтобы на Сибирскую митрополию возводимы были мужине только благочестивые, а вместе с тем и ученые. А Иоанн, архиепископЧерниговский, вполне обладал этими качествами, которых Император требовалот кандидатов в архипастыри Тобольские: он сиял и добродетелями христианскими,был образованным человеком и известен был как писатель и переводчик назидательныхи душеполезных сочинений.
Кроме того, он умудрен был в делах церковногоуправления, имея уже более 60 лет от рождения.
Святитель Иоанн прибыл в Тобольск 14 августа1712 года и остановился сначала в Знаменском монастыре на берегу рекиИртыша. На другой день, в праздник Успения Божией Матери, утром, он торжественно,с крестным ходом, сопровождаемый многочисленным народом и войском, вступилв нагорную часть г. Тобольска, отслужил сначала на площади молебен и,благословив народ, вошел в кафедральный собор и совершил Божественнуюлитургию. Так начал свое служение Святитель Иоанн в новой для него обширнейшейтогда Сибирской епархии, в состав которой входили нынешние епархии: Екатеринбургская,Омская, Томская, Иркутская и части других. И здесь он, как и в Чернигове,сразу же приобрел себе народную любовь. Проводя тихую и скромную жизнь,старец-Святитель подвизался в усердной молитве, особенно в ночное время,когда становился свободным от епархиальных.дел и когда уже ничто земноене могло оторвать его помыслов от неба и духовного мира. Народ не виделэтих уединенных, келейных подвигов Святителя, но знал, что он — истинныйподвижник Христов, ибо Митрополит Иоанн отличался необыкновенным милосердиеми щедростью, благотворя беднякам, особенно вдовам и сиротам. Иногда онсам объезжал в городе бедных людей и оказывал им необходимую помощь, иногда же совершал дела христианской благотворительности и милостыни через своихслужителей или близких лиц. Бывали по временам в Тобольске и такие загадочныеслучаи: в ночную темную пору вдруг в доме бедняка раздается стук в двериили окно. Встревоженный хозяин убогого домика приотворяет дверь и слышитнеобычные для себя слова:
— Примите во имя Иисуса Христа.
Недоумевающий бедняк не успеет еще сообразить,в чем дело, а загадочный посетитель уже исчезает во мраке ночи, оставляяу окна или двери бедняка деньги или какие-нибудь вещи.
Долгое время не знали, что за таинственныйблагодетель появляется неожиданно то там, то здесь. Наконец, узнали: этобыл Митрополит Иоанн. Часто видали Святителя среди узников в местных тюрьмах,куда вместе с милостынею приносил он заключенным и духовное утешение.Вообще любвеобильное сердце Святителя Митрополита Иоанна сильнее стремилосьтуда, где было больше бедности и скорбей и, пламенея любовью к Богу, радостнозанято было всецело человеколюбием и состраданием. Указывая путь жизнидругим, как истинный евангельский пастырь, он шел впереди, научая своюпаству словом и делом и представляя собою живой пример добродетелей.
Летописец о Митрополите Иоанне замечаети ту особенность, что он во все время пребывания своего в Тобольске ни у кого не бывал в гостях и что только один раз ездил на обед к сибирскомугубернатору, князю Гагарину, да и то по особенно усиленной просьбе последнего.Так предан был уединению и исполнению пастырских своих обязанностей и дел благочестия Святитель Христов Иоанн. Несмотря на кратковременное управлениеТобольской епархией, Святитель Иоанн много помог здесь делу умножениясвятых храмов Божиих и особенно делу проповеди света Христова учения средимногочисленных инородцев местного края — вогул, остяков и татар. Особливыезаботы приложил Святитель к просвещению юношества. Существовавшую в Тобольскеславяно-латинскую школу, в которой обучались кандидаты на священно-церковно-служительскиеместа и на содержание которой от казны совсем не отпускалось средств.Святитель Иоанн обеспечил обращением на ее содержание части монастырскихдоходов. Немало тратил на эту школу Святитель и своих личных средств.
Святитель Митрополит Иоанн погребен был,как было выше сказано, у северной стены Успенского собора, в алтаре придельногохрама в честь преп. Антония и Феодосия Киево-Печерских чудотворцев. Но в 1741 г. этот придел пришел в крайнюю ветхость и потому был разобран.Могила Святителя Иоанна оказалось под открытым небом. Жители г. Тобольска,благоговейно чтившие память Святителя Иоанна, были недовольны этим обстоятельством.К тому же Святитель Иоанн, кок существует в Тобольске предание, несколькораз являлся Тобольским Митрополитам Антонию II (Нарожницкому) и Сильвестру(Гловацкому) и со скорбью говорил им: «Могила моя оставлена в пренебрежении,и псы бегают над гробом моим. Успокойте меня и возобновите придел».
Тогда на собранные пожертвования почитателямипамяти праведного Святителя воздвигли новый придельный храм, освященныйв 1753 г. во имя Иоанна Златоуста, как ангела Святителя Митрополита Иоанна.Могила Святителя Иоанна пришлась на правой стороне алтаря, а теперь, по перенесении алтаря на другое место, могила находится не в алтаре, а в средней части храма, видимо для всех приходящих в придельный Златоустовскийхрам для молитвы.
Окончив чреду своего земного служения,Святитель Иоанн не оставил своей паствы, возлегши своим нетленным теломв соборный храм, не оставил своим благословением всех, прибегающих к егопомощи, низводя благодать Божию в обильных чудесных исцелениях ищущимего молитвенного пред Богом предстательства. Долгое время не записывалиэтих чудотворений.
В первый раз было записано чудо, совершившеесяв 1798 г. В тот год приехали в Тобольск из Барнаульского уезда Томскойгубернии две крестьянские женщины — мать и дочь — и просили соборный причтслужить в Златоустовском приделе литургии ежедневно в продолжение 6 недель.
На расспросы соборян о том, что побудилоих предпринять такое далекое путешествие, мать рассказала следующее. 20-летняя дочь ее была в течение пяти лет сумасшедшей. В первые годы своейболезни она бегала по лесам, билась, кричала, дралась, неистовствовалатак, что приходилось сажать ее на цепь. Потом изредка стала приходитьв себя. И вот однажды, во время такого просветления, она неожиданно сталапросить свою мать, чтобы та ехала с ней на богомолье в Тобольск. Матьв недоумении спрашивает: для чего же это? Мне явился какой-то архиерей,— отвечала дочь. — Он сказал мне, что я до тех пор не выздоровею, «покане помолюсь в Тобольске на его гробе». Отец и мать, никогда не видавшиеархиереев, подумали, что дочь их бредит в припадке своей болезни и не придали ее словам никакого значения. Между тем дочь снова впала в сумасшествие,а когда пришла в сознание, опять рассказала своим родителям о бывшем ейвидении. Но и на этот раз они оставили слова дочери без внимания. Наконец,после нового припадка сумасшествия дочь в третий раз заявляет своим родителямо явлении ей архиерея, который уже стал грозить ей наказанием, если онане поедет в Тобольск. После этого оно опять подверглась страшным припадкамсумасшествия. Тогда родители решились наконец отправить ее в Тобольск.
В дальний путь с больной отправились матьи работник. Вывезли ее из деревни связанною, так как она была в состоянийбуйного помешательства. Но по мере приближения к Тобольску больная становиласьспокойнее и наконец совсем пришла в сознание, только чувствовала себявесьма слабою. В Тобольске обе женщины усердно молились, посещая каждыйдень Златоустовский придел, где по их просьбе служили в течение шестинедель литургии. Болезненные припадки у дочери в Тобольске не возобновлялись,и домой она отправилась уже совершенно здоровой. Прошло около восьми лет,и одному из соборян, бывших свидетелями исцеления сумасшедшей девицы (протоиереюВасилию Кузнецову), пришлось проезжать по Барнаульскому уезду и случайноостановиться в той сомой деревне, где жила исцелившаяся. Она находилосьв полном уме и цветущем здоровье, была замужем и имела уже детей. Вместесо своими родителями она благодарила Бога за дарованное ей исцеление,прославляя в то же время и Угодника Его Святителя Иоанна.
В памятной книге Тобольского кафедральногособора записаны многочисленные случаи чудесных исцелений по предстательствуСвятителя Иоанна. Для обследования чудотворений по молитвам СвятителяИоанна по распоряжению Святейшего Синода в городе Тобольске учрежденапод председательством Епархиального Преосвященного особая Комиссия. В состав Комиссии входят Тобольский вице-губернатор, Настоятель и Ключарькафедрального собора и Благочинный градских Тобольских церквей. Этой Комиссиейпутем производства формального следствия обследовано уже до сорока случаевчудесных исцелений от болезней по молитвам Святителя Иоанна.
Дивен Бог во святых Своих…
С 1826 г. честные мощи Святителя Иоаннапочивают в новом месте — в том же придельном соборном Златоустовском храме,но у левой стороны его придела. Над могилою Святителя от фундамента и далее вверх по сводом образовалась трещина, от времени увеличивавшаяся.Являлась необходимость в капитальном ремонте. При ремонте стены пришлось бы потревожить почившего Святителя. Тогда архиепископ Тобольский Евгенийзаблагорассудил переложить гроб Святителя в новый каменный склеп, устроенныйвозле левой наружной стены придела. 5 сентября 1826 г., в день воскресный,после литургии состоялось перенесение гроба Святителя в новый склеп. В память того, где прежде покоились св. мощи, на стене собора изображенСвятитель Иоанн красками, в рост, в белом клобуке и голубой мантии, с крестом в правой руке и жезлом в левой.
Прошло после этого перенесения мощей СвятителяИоанна почти 75 лет, и преосвященный епископ Тобольский Антоний (Коржавин)в твердой надежде на будущее открытие и прославление мощей блаженногоСвятителя устроил в 1900 г. над могилой его красивую серебряную раку.Средства на заведение этой раки изысканы открытым тем же АрхипастыремПопечительством о нуждах кафедрального собора. Рака поставлена на мраморныйпьедестал под резною золоченою сенью. С 16 октября 1914 г. нетленные и благоуханные мощи Святителя уже покоятся в этой серебряной раке: Преосвященныйепископ Тобольский Варнава, движимый чувством особенного благоговейногопочитания Святителя Иоанна, как избранного сосуда благодати Божией, с подобающей честью, сопровождаемой усердною молитвою, переложил св. мощиСвятителя Иоанна из склепа в указанную серебряную року. Текут к сей рокесо своими болезнями, горестями, печалями, невзгодами житейскими богомольцыиз разных мест Сибири и Европейской России. В лице праведного МитрополитаИоанна горит светильник Христов, и текут к сему светильнику из мрака греховнойземной жизни труждающиеся и обремененные с верою и надеждою и получаютисцеление, облегчение и утешение.
Радуйся, страна Сибирская, удостоившаяся,по великой милости Божией, явить миру новый светильник Христов — Святителяи чудотворца Митрополита Иоанна, силу молитвенного предстательство которогосвидетельствует сам Батюшка-Царь. На всеподданнейшем докладе СвятейшегоСинода о причислении Святителя Иоанна к лику угодников Божиих и о признаниичестных его останков святыми мощами Государь Император 21 января 1916года собственноручно изволил начертать: "'Приемлю предположение СвятейшегоСинода с умилением и тем большим чувством радости, что верю в предстательствоСвятителя Иоанна Максимовича в эту годину испытаний за Русь православную».
Слава Богу, дивному во святых Своих!

Ключарь Тобольского кафедрального собора
протоиерей Григорий ТУТОЛМИН.
(Печатается по изданию типографии Тобольского Епархиального Братства, 1917 год.)

 

В других номерах:

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс