Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Что такое Православие? Если говорить просто, то Православие — это истинное христианство, не искаженное человеческими домыслами и страстями. Но прежде чем обратиться непосредственно к Православию, посмотрим, перед чем стоит каждый мыслящий и ищущий человек.Основным для него вопросом является, конечно, вопрос о смысле жизни. И здесь современный человек оказывается перед лицом двух основных убеждений, из которых он должен выбрать одно, это — атеизм и религия. Со стороны атеизма главное утверждение совершенно категорическое, ясное: верь, человек, Бога нет, и поэтому тебя, твоих близких и все человечество в конечном счете ожидает вечная смерть. Основное же утверждение христианства состоит в прямо противоположном: верь, человек, Христос воскрес, и тебя ожидает вечная жизнь. Естественно, что смысл жизни может быть только в жизни. Нельзя же его искать в смерти. К этому и призывает христианство. Оно утверждает, что идеальные ценности, такие, как красота, добро, истина, являются не фикциями нашего сознания, не фантазией человеческого разума, а существуют реально. И существуют не в своей отдельности, а все они суммированы в Едином Существе, именуемом Богом. У Григория Богослова есть такая мысль: «Мы не спорим об именах: Разум ли, Сила, Премудрость, Любовь, Красота, Бог — не имя важно для нас, ибо имя — это условность, важно то, к чему стремится человек, во что он верит». Христианство утверждает объективное существование всех этих идеальных, как мы говорим, ценностей, иначе — реальное существование Бога как такового.
Но как человек может поверить этому? Существует много аргументов, т. н. доказательств. Не буду их приводить. Обращу внимание лишь на следующее: Христианство предлагает, во-первых факты религиозной жизни. Эти факты очень разносторонни, их чрезвычайно много. Один из наших русских философов, впоследствии священник Сергей Николаевич Булгаков, писал: «Гора религиозных фактов полностью покрывает холм скептицизма». Что это за факты? Люди самых различных народов, различных эпох, различного образовательного уровня с поразительным единством утверждают, что христианину при определенном нравственном и духовном образе жизни открывается некое внутреннее видение той реальности, которую именуют Богом. Можно согласиться, что среди этих фактов есть недостоверные, что есть люди сумасшедшие, которые Бог знает что могут утверждать, есть и фантазии, и галлюцинации. Единственно, с чем нельзя никак согласиться: неужели при этом колоссальном количестве свидетельств ни одно из них не является достоверным, ни одно не говорит о действительном существовании Бога? В подобном скептицизме есть все основания усомниться. Но интересна и другая сторона дела. Все-таки человек может, конечно, не доверять и фактам, особенно тем, свидетелем которых он не был. Остается ли тогда для него какая другая возможность узнать о бытии Бога? Да. Христианство предлагает конкретный путь, дает вполне определенные и доступные средства каждому человеку для того, чтобы он мог лично убедиться в истинности его утверждений. Кратко суммируя этот путь, можно выразить его через известное изречение Евангелия: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Необычное, совершенно удивительное условие познания Бога! Оно свидетельствует, что познание Бога обусловлено не остротой философской интуиции, не напряжением ума, не силой интеллекта, а духовно-нравственным состоянием человека! Таким образом, для ищущего открыта возможность личной проверки основного религиозного догмата. Путь открыт ему. Теперь обратим внимание на то, в какой ситуации находится атеистическое мировоззрение. Во-первых, естественно, в атеизме не может быть фактов, свидетельствующих о небытии Бога. Такие факты принципиально невозможны. Но интересно и другое, что атеизм, рассматриваемый в качестве научной теории, а, как известно, он на это и претендует, не отвечает на самый главный для этой теории вопрос: что должен сделать человек, чтобы убедиться, что нет Бога? Действительно, что должен он сделать? Может быть, на танцплощадку пойти или в дискотеку? «Без Бога широка дорога». И многие, вероятно, пожелали бы убедиться в небытии Бога, чтобы освободить себя от давления совести. Однако атеизм не отвечает на этот основной для него вопрос. Он не знает, что сказать человеку.
Но ответ есть. Ты, человек, хочешь убедиться, что нет Бога? Тогда должен пойти по тому пути, который указывает религия, потому что другого не существует. Единственная возможность проверки бытия или небытия Бога — это исследовать религиозный путь. Только на этом пути ты можешь встретить Бога, если Он есть, или остаться в неведении, если Его нет. Таким образом, как только мы касаемся проблемы поиска смысла жизни, то ведим прямо-таки парадоксальную картину: религия и атеизм дружно, вместе, как родные братья, с двух сторон берут человека под руки и ведут его к одному пути. Человек, ты хочешь знать, есть Бог или нет Его? Вот единственный путь, на котором ты все узнаешь. Какой он? Религиозный.
Можно предположить и следующую мысль. С точки зрения науки, постигаемый мир бесконечен. Но в таком случае для науки остается возможность или когда-то «встретить» Бога, если Он есть, когда-то доказать Его существование или оставаться в незнании о Его бытии. От имени науки никогда нельзя будет сказать, что нет Бога, даже если бы Его не было. И единственный практический выход для ищущего человека — это поиск Бога на религиозном пути жизни.
Что такое религия (в данном случае будем говорить о Православии)? Куда она зовет человека, что обещает? Основным утверждением Православия, центральным его пунктом является самая простая, элементарная теза: вера во Христа. Однако за этим скрывается многое. Вполне понимаю некоторых, почему они не принимают Православия, исходя именно из этого положения, ибо в нем, в этом простом утверждении «Вера во Христа» содержится совершенно убийственная для духовно больного человека мысль. Христианство утверждает, что Христос — это Спаситель. Спаситель всех людей. А это значит, что, в частности, и меня. Здесь я и останавливаюсь перед колоссальной психологической трудностью. Она состоит в том, что я не знаю, от чего меня нужно спасать. Тем более трудно принять ту истину, что для меня требуется не какой-нибудь спаситель, а сам Бог — настолько тяжелой является моя болезнь. То есть Православие утверждает пренеприятнейшую вещь, что все мы, которые осознаем себя людьми вполне нормальными, хорошими (ну, понимаем, конечно, что у нас есть кое-какие недостатки), настолько духовно поражены, что требуется самое радикальное лечение. Ради этого пришел Сын Божий, Спаситель, Иисус Христос, Логос Воплощенный — дело не в именах.
В чем же заключается эта болезнь? Во-первых, об одном опасном ее свойстве — мы не видим этой болезни, хотя доказательства ее существования очевидны. Всю историю человечество мечтает о золотом веке. Всю историю стремится к процветанию, к полноте жизни, к материальным, культурным и духовным благам, к миру на Земле. Но что мы видим в действительности? Почти непрерывные войны, насилия, угнетения, несправедливость. Еще более удручающая картина открывается в том, что эти негативные явления с развитием истории нарастают. Предполагается, что человечество становится умнее, но теперь оно уже настолько стало умным, что, простите, на Земле скоро невозможно будет жить. Это очень странно. Так здоровы ли мы или больны. Что происходит с нами? Нормальны ли мы? Почему наша цивилизация все более превращается в гигантского Змия, все глубже заглатывающего свой хвост?
А если посмотреть на человека в личном плане? С чем сталкиваемся мы? Прекрасный человек, при галстучке, в белой рубашечке. Но вот в чем-то затронули его. И, о ужас, — из него начинает бить фонтан такой грязи! Откуда это? Христианство и говорит о глубокой, своего рода генетической поврежденности нашей природы. Повреждение это состоит в том, что наш ум, сердце (подразумевается орган чувств), тело, бывшие в полном единстве личности, в результате первого греха оказались раздробленными на автономные единицы, каждая со своей волей. При таком разделении трудно ожидать какой-то цельности в поступках человека. Апостол Павел и говорит: «Я делаю не то доброе, что хочу, а то злое, что ненавижу». Если попытаемся вникнуть в себя. то, наверное, каждый повторит то же самое. Как многое мы делаем, осознавая умом, что это вредно, что это разрушает мое тело, мою душу, разрушает мою семью, разрушает мой коллектив. Нормальный человек этого делать не может. Православие и утверждает, что все мы глубоко повреждены. И ходячий лозунг «Человек — это звучит гордо» есть ни что иное, как жалкий самообман! Одм и из величайших богословов Церкви Симеон Новый Богослов (XI век) так и сказал, что весь род человеческий находится в жестокой прелести. Под прелестью разумеется лесть себе, льстивость в высшей степени.
В чем заключается это прельщение? В том, во-первых, что мы не видим, насколько мы больны. В том, во-вторых, что преисполнены высокого мнения о себе, о возможностях и могуществе, всемогуществе человеческого разума. Отсюда становится совершенно ясным и то, почему именно так развивается цивилизация. Еще бы, когда мы все видим не в том свете: в безобразии видим красоту, в добре — условность, в истине — мнение и т. д. Еще бы, когда нашими поступками руководит не совесть, а страсти и расчет ума, в умности которого, по существу, нет сомнений. Поэтому мы всегда поступаем «правильно», оправдывая себя и обвиняя других. Эта «правильность» еще более укрепляет нас в мнении о себе, в гордости, развивает эгоизм — этот непосредственный источник всех наших страданий, бед, личных и общественных. Как выйти из этого круга зла? Христианство не только отвечает: «Верою во Христа и Христу» — но и подтверждает это всем своим историческим опытом, опытом духовной жизни, тем, как относиться к телу, к своим мыслям, к своим желаниям, к другому человеку, к женщине и мужчине и т. д.
С чего начинается эта правильная жизнь? Во-первых, с правильного взгляда на человека, на самого себя. Если бы только человек понял, что в настоящем состоянии неполноценен, поверил, что он заблудился, поверил тем, кто прошел путь спасения, тогда он и сам мог бы начать осуществление этого пути. А поверить есть кому. Это не какие-нибудь демагоги и мечтатели. Но те, которые всю свою жизнь отдали на изучение и происхождение данного пути. Это люди кристальной честности, люди, которые даже в мыслях своих боялись допустить тщеславие, лицемерие или обман. О ком идет речь? О тех, кого Церковь именует святыми или, лучше, преподобными. Потому что здесь есть разница. Святым, например, стал и разбойник, который страдал на кресте рядом со Христом. Он ничего не успел доброго сделать. Он только от всей души покаялся, и мы теперь чтим его святым. Другое дело, преподобные, которые самой своей жизнью осуществили идеал христианства. Их духовный опыт и раскрывает существо Православия.
В чем оно состоит? Бог есть любовь, которую явил Христос миру, то есть это любовь жертвы. Это — полнота самопожертвования. Христианство утверждает; что именно такая любовь, когда человек отдает себя за другого, жертвуя собой, именно эта любовь и приносит человеку высочайшее благо. Она дает ему то, чего так ищет весь «мир» и не может найти. Речь идет, конечно, о счастье. Что же может еще искать «мир»? Христианство показывает, что счастье достижимо только на пути приобретения этой любви, а не другой какой-либо. Почему не другой? Это очень серьезный вопрос. Потому что «мир» под любовью большей частью разумеет переодетый эгоизм. Я люблю то, что мне доставляет удовольствие. Я люблю эту картину, вещь, поскольку они мне правятся, музыку, шахматы, женщину, сигареты и т. п. Христианство говорит не о такой любви, не об удовлетворении его, так как на этом пути человек счастья не получит. Эгоизм очерствляет человека, любовь же бескорыстная наполняет душу жизнью, светом и радостью. Поэтому и призывает Христос любить даже своих врагов. Ибо счастлив тот, кто любит, и страдает тот, кто ненавидит. Путь приобретения любви указан в Евангелии, о нем говорит Христос, пишут апостолы. И он не утопия, этим путем прошли миллионы и миллионы людей. Чего они достигали, невыразимо словом. Преподобный Серафим Саровский (скончался в 1833 году) настолько был объят этим чувством, что при встрече с каждым говорил: «Радость моя, Христос воскресе». Преподобный Исаак Сирский (V век), будучи спрошен, что есть любовь («Что есть сердце милующее?»), отвечал: «Это есть возгорение сердца у человека о всем творении: о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари… А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно…». Представим себе, если бы все люди приобрели такое свойство души, каким бы стал мир!
Таким образом, по христианскому учению основным законом всего бытия, главной определяющей силой мира является жертвенная любовь. Не эгоизм, не животная борьба за существование, а любовь. Только в ней человек может обрести свое благо. Лишь на пути к ней человек может обрести благо и общество. Православие сохраняет учение об этом и предлагает своего рода правильную карту, руководствуясь которой каждый желающий может найти Христа. Эта «карта» крайне испорчена в католицизме, в протестантизме, тем более в сектах. Но это уже другая тема.
Об этих своих истоках родословия, а проще — откуда пошел корень рода певца Урала Д.Н. Мамина-Сибиряка, едва ли знал он сам.
Такой молитвой является псалом 90. В прежние времена каждый русский человек знал наизусть этот псалом и читал его при возникновении любой опасности и угрозы. И сегодня многие знают наизусть эту охранительную молитву, а еще больше носят ее текст при себе — в кармане или сумочке и при необходимости читают или имеют освященный пояс со словами псалма и т.д.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.