Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (58) → Архиепископ Костромской и Галический Александр: Молодежь — это будущее нашей страны, будущее России, будущее Русской Православной Церкви

Архиепископ Костромской и Галический Александр: Молодежь — это будущее нашей страны, будущее России, будущее Русской Православной Церкви

№24 (58) / 24 января ‘96

Проповедь

- Владыка, Вы впервые в нашей Епархии или Вам уже приходилось бывать на Урале?

— Вы знаете, мне довелось побывать во многих уголках нашего Отечества и за его пределами, но быть за Уралом как-то не доводилось. Поэтому сегодняшнее пребывание в Екатеринбурге — это первое посещение этого города.

- Каковы Ваши первые впечатления?

— Слышать об этом городе мне доводилось очень много. Я позволю себе вспомнить годы, предшествующие празднованию Тысячелетия Крещения Руси. В тот период я был секретарем Кировского епархиального управления и настоятелем Кафедрального Серафимовского собора в г. Кирове. Это был единственный и очень небольших размеров храм на город с населением четыреста тысяч человек. Прихожане, Владыка, духовенство, используя великое событие, чувствовали уже тогда, что государственно-церковные отношения меняются, послабления даны Церкви, и мы хотели использовать этот момент для того, чтобы открыть второй храм, третий храм или как-то хотя бы расширить собор, в котором проходили богослужения. И власти кировские — уполномоченный, председатель Совета по делам религий, постоянно ссылались на Свердловск тогда еще. Что вот на город с миллионным населением там один храм и его достаточно, а вы требуете еще чего-то. Вот это первое, чем мне запомнился Свердловск.

Второе. Я являюсь Управляющим Костромской епархией, епископом древнего богоспасаемого, иногда его именуют еще царственного, града Костромы. Это город, который имеет Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Я думаю, каждый в нашей стране знает, что началась династия Романовых, русских государей, которые правили три столетия Державой Российской, именно там, в стенах древнего Ипатьевского монастыря, когда юный Михаил Федорович Романов получил известие о том, что земский Собор Российский избрал его на русский Царский Престол. А Екатеринбург — это город, где завершили свои земные дни печально, мученически последние русские Цари — Государь Император Николай Александрович Романов, его супруга и дети, которые были расстреляны в подвалах ипатьевского дома. Началось все в Ипатьевском монастыре и закончилось в ипатьевском доме. И возвращаясь к первому моему впечатлению о городе Свердловске тогда еще, нынешнем Екатериноурге. Я почувствовал за эти часы, которые провел здесь — страшный ураган безверия, страшный атеистический смерч пронесся по этой земле, по этой многострадальной земле. Я знаю, что здесь были прекрасные храмы, которые построены были православным народом, народом, который вложил в эти храмы красоту своей души, талант, умение свое, способности, дары. Создал великолепные церкви, которые являлись украшением этого города. Сегодня многие из них снесены с лица земли или находятся в порушенном, поруганном, обезображенном состоянии. И плоды эгого страшного безбожия видимо еще многие годы будут сказываться. Порадовало меня то, что духовная жизнь начинает налаживаться и новый Владыка, Преосвященный епископ Никон, который уже более двух лет подвизается на этой кафедре, предпринимает многие шаги для того, чтобы наладить духовную жизнь, чгобы весомо было имя Церкви в обществе. Это дает хорошую надежду.

- Владыка, Вы являетесь председателем Православного молодежного движения. Расскажите о нем. И как Вы оцениваете нынешнее состояние с православной молодежью, ее проблемы? Что бы хотелось видеть Вам, что бы хотелось, чтоб было сделано?

— Многие годы наша Церковь была преследуема в советском обществе. Мы знаем, что за стойкость в вере, за верность Святому Православию лучшие ее сыны — епископы, священники и просто великий сонм мирских людей, мирян, заплатили самым дорогим, что есть у человека — своей жизнью. В ссылках, в изгнании, в тюрьмах, в концентрационных лагерях, созданных советским режимом. И люди верующие в нашем обществе долгое время были людьми третьего сорта. Никто не мог, открыто назвав себя христианином, идти в институт, закончить высшее учебное заведение, занимать какую-то руководящую должность на производстве или быть врачом, педагогом тем более. Все это, слава Богу, позади. Сегодня, в период преобразования государственно-церковных отношений, Церковь вновь занимает достойное место в нашем обществе. Но за годы гонений, за страшные годы, которые мы пережили, Церкви было запрещено заниматься социальной деятельностью, было запрещено участвовать в воспитательном процессе и многое другое, что не допускалось и даже уголовно преследовалось. В недавнее время, когда Церковь наша получила свободу, эти необходимые для жизнедеятельности, нормальной жизнедеятельности Церкви, институции вновь восстанавливаются. Было создано несколько отделов. Это отдел по социяльному служению, который возглавил архиепископ Солнечногорский Сергий, это отдел по катехизации и религиозному просвящению. Наряду с этим Архиерейский Собор признал важным и необходимым, чтобы началась работа и в такой специфической среде нашего народа, народа Божьего, как молодежь. Все сегодня понимают и прекрасно отдают отчет, что молодежь — это будущее нашей страны, будущее России, это и будущее Русской Православной Церкви. Если мы спокойно и объективно посмотрим те статистические данные, которые предлагает нам государственная Дума, предлагают исследователи, то мы увидим страшные цифры, которые пугают, когорые говорят, что Россия деградирует в своих молоых. Сегодня люди потеряли критерий добра и зла, преклоняются перед массовой культурой, забывая свою историю. Люди за годы безбожия стали как бы «перекати поле», иванами, не помнящими родства. А будущего не может быть, если человек не помнит о своем прошлом. И вот здесь самое главное сегодня, чтобы молодежь почувствовала свою историю, чтобы она вернулась к тем корням, к тем нравственным основам, которыми питалось наше общество. Это православная вера, это Церковь Христова. И задача Всецерковного православного молодежного движения, которое пять лет назад было создано в нашей Русской Православной Церкви, — это литургия после литургии. То есгь работа, делание с молодежью не только в стенах храма, но и за стенами церкви. И за этот пяти летний и небольшой срок у нас накоплен довольно солидный опыт. Успешно проводились молодежные летние лагеря, когда юноши и девушки 14–15 лет, иногда и постарше, и помоложе, собирались для того, чтобы участвовать в реставрационных работах на порушенных наших святынях. Они встречались со священником, слышали слово Божие, создавались молодежные кружки. Но это только начало работы.

- Владыка, Вы могли бы рассказать нашим молодым людям об этой работе подробнее. Не только реставрационной, но и другой?

— Мы в Епархии имеем уже сложившийся опыт работы с подростками. Каждый летний период мы в переданном Администрацией области бывшем пионерском лагере, который стал молодежным центром проводим летние лагеря, в которых отдыхает до трехсот человек. Сегодня это непросто. Для того, чтобы молодые люди могли там провести время, могли бы отдохнуть, могли бы познакомшься с красотой православия и одновременно познакомиться и с историческим прошлым, и потрудиться на восстановлении, требуются огромные средства. Нам помогает Администрация Костромской области через молодежный комитет. Помогают благодетели Епархии, которые также своей лептой участвуют в этом святом деле. Это одна из форм. Затем мы осуществляем паломничество молодых людей в близлежащие святые месга — Троице-Сергиеву лавру, по маршрутам святынь земли Костромской, в Дивеево. Мы проводим встречи, в которых участвуют молодые люди, которые задают непростые, трудные вопросы. Мы ищем вместе ответы на них. Это и создание в Епархии молодежного православного центра, где есть кружки по интересам, собираются люди, которые умеют рисовать, собираются подростки, которые учатся петь, включая и церковные песнопения. При этом молодежном центре есть храм Святого Праведного Иоанна Кронштадтского, где начали недавно совершаться богослужения. Работают и воскресные школы. Например, центральная воскресная школа Костромы — это триста детей, несколько групп, уже сложился коллектив преподавателей, которые общаются с подростками. Все это обнадеживает. Это всего лишь некоторые подходы. Дело новое, его нужно развивать, его нужно совершенствовать, нужно использовать и опыт, который имеется за границей. Например, требуется создание детской православной организации. В дореволюционной России это было скаутское движение, которое получило быстрое развитие. Цесаревич Алексий был покровителем этого движения, но в годы советской власти, оно было ликвидировано большевиками. При такой форме дети познают и историю своей Родины, узнают основы церковности, занимаются спортом, вместе общаются, ходят в походы. Это тоже направление, требующее своего развития и особого внимания священноначалия, церковноначалия.

- Как Вы думаете. Владыка, почему мы так много видим молодых лиц среди тех, кто попал в окружение сект, даже очень нетрадиционных для России, почему это происходит? Можно ли этому как-то противостоять?

— Вопрос весьма и весьма актуальный. Недаром последний Архиерейский Собор 1994 года определил два главных направления деятельности нашей Церкви. Это богословское образование пастырей, то есть подготовка грамотных, творчески мыслящих, отдающих сердце, всецело трудящихся для блага нашей многострадальной Русской Православной Церкви пастырей. И второе, не менее важное, это религиозное просвещение нашего народа. Традиции, когда из поколения в поколение передавались знания о Церкви, опыт Церкви годами безбожия, годами борьбы с религией были прерваны, и тот вакуум духовный, который сегодня образовался, не может долго быть, он конечно будет чем-то заполняться. Мы сегодня имеем страшную картину духовной агрессии против Русской Православной Церкви. Миссионеры с запада, разные «радетели о благе», «религиозном просвещении», которые считают, что на Руси не было проповеди о Христе, проповеди христианства, приезжают к нам и ведут себя в период, когда не отрегулировано религиозное законодательство и законодательство пребывания иностранцев на территории России, совершенно вызывающим образом. Эти люди приезжают с огромными материальными возможностями. Сегодня не секрет, что такая деятельность финансируется спецслужбами запада. Сегодня открыто во многих комитетах Госдумы об этом говорят, и имеются соответствующие факты. Недаром вопрос о национальной безопасности был поставлен в связи с этим. И вот лжерадетели о благе, приезжая сюда, стараются убить молодые души. Ведь молодым свойствен особый поиск. Молодой человек всегда более активен, он находится в постоянном душевном поиске. Проникая в высшие учебные заведения, в школы и иные места, где обучаются молодые люди, иностранные миссионеры, к сожалению, имеют некоторый успех. Конечно, самая лучшая отповедь им — это наша добрая, благочестиво-христианская жизнь, это религиозное воспитание в семье, это при каждом храме воскресная школа, где человек мог бы получить знания о Боге, о Церкви, о своей истории. Это и многогранная просветительская деятельность через литературу, через выпуск высоких по своему духовному содержанию книг по истории религии, по Закону Божьему, о возникновении тех или иных лжеучений сектантских, чтобы человек был оповещен, чтобы человек знал, с кем он имеет дело, и многое другое. То есть сегодня пастыри и не только пастыри, сегодня должна быть усилена роль мирян в Церкви, чтобы каждый, кто носит на груди своей крест Христов, во истину стал бы проповедником миссии Церкви. «Приди и виждь» — не кончиком языка доказывается святое Православие, а жизнью, делами и нашим устремлением.

- Владыка, как складьваются отношения в Вашей Епархии с различными ветвями власти? Проблема эта острая для многих Епархий, нам интересно узнать, как обстоит дело у вас?

— Костромская Епархия в этом отношении являет добрый пример для других регионов. У нас нет открытого противостояния между исполнительной властью и законодательной властью. Я считаю, что это большая и добрая заслуга людей, которые стоят во главе. И между светской и духовной властью в богоспасаемом Костромском крае сложились также добрые, направленные на благо людей взаимоотношения. Сегодня в Костромской области нет ни одного района, тридцать восемь районов у нас, где бы не был в районном центре восстановлен православный храм или передано помещение для того, чтобы можно было организовать молитвенный дом, где люди могли бы собираться, молиться, совершать Божественную Литургию. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй многократно подчеркивал, что у светской власти и у духовной власти в этом мире свои задачи, что они должны быть каждая в своем положении и следовании тому, к чему она призвана, не вмешиваясь в дела друг друга. Но в то же время, у нас есть много общего — это благо и польза родной земли, это забота о нравственном и духовном здоровье нашего народа, это многое другое, что сегодня необходимо совершать вместе. Что касается города Костромы, области, у нас подписано несколько соглашений между Администрацией губернии и Администрацией города о духовно-нравственном возрождении города Костромы и Костромской области. Это соглашение предусматривает и возвращение отобранных в годы гонений храмов, церквей, собственности церковной, и участие священнослужителей в воспитательном процессе. У нас не проходит ни одно торжество, в котором бы не участвовали представители Церкви и светские власти. Мы действительно являем образ единения. Сегодня это служит благу и пользе нашего народа.

- Священники Вашей Епархии могут вести в школах факультативно какие-то занятия?

— Да, у нас такое есть, это предусмотрено подписанным с Департаментом образования соглашением. Конечно, не все просто. Есть и ряд преподавателей и директоров школ, которые живут старыми мерками, старыми рамками непонимания значения и роли религии в нашем обществе. И это, к сожалению, имеет место. Но есть и добрые примеры сотрудничества и не только в школах, но и в гимназиях, детских садах. Есть даже детские православные ясли. Мы встречаем в этих вопросах и у губернатора области, и у руководителей разного уровня полное понимание. Три года назад у нас было проведено совещание со всеми руководителями городов и районов, в котором участвовали все священнослужители Костромской области, чтобы встретиться и глаза в глаза, лицо в лицо посмотреть, поговорить о своих проблемах. И не порознь, а вместе, объединив усилия, порешать эти вопросы. Такой шаг самым положительным образом сказался на жизни нашей области.

Сегодня дух разделения, несогласия, противостояния царит в этом мире. Сегодня к великому сожалению полный доллар или худой рубль являются ценностями мировосприятий. Я радуюсь, что все больше и больше людей понимают, что есть другие ценности, есть вечные, непреходящие ценности, это ценности нашей православной веры, веры наших отцов, веры апостольской, веры истинной. Всегда во все времена Церковь наша была с народом, со своим народом. И в годину радостей, и в период испытаний и болезней, скорбей.

И сегодня вновь Святая Церковь говорит о мире, согласии в нашем обществе. Со словом мира и добра я хотел бы обратиться к жителям Екатеринбурга и пожелать им, чтобы не уныние и отчаяние в этот трудный и сложный период посетили бы наши души. Всегда, когда наш народ в годину испытаний обращал свой взор к Небу, к Богу, приносил покаяние и плоды достойные покаяния, Господь посылал и помощь, и благодатную поддержку. Я желаю всего доброго жителям Урала.

 

В других номерах:

Послания Преосвященного Епископа Никона

Бойцам и командирам Свердловского отряда милиции особого назначения

Последние годы отмечены все большим напряжением в жизни и служении тех людей, кто принял на себя трудную ношу в сохранении России. Как бы ни были многообразны обязанности, возложенные восемь лет назад на создаваемые отряды особого назначения, мало кто предполагал, например, что Вам придется вести прямые боевые действия за сотни километров от дома, а в жизни Екатеринбурга обычным явлением станут заказные убийства с многочисленными жертвами.

 
Проповедь

«Свободный» союз или семейные «узы»?

Сегодня жизнь стала как бы намного проще: мужчина и женщина могут спокойно наслаждаться «семейным» счастьем не только не имея на то Божия благословения, но и — минуя порог ЗАГСа — через «черный» ход. Сейчас это называется «гражданским браком» или свободным союзом.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс