Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Новости → Митрополит Евгений ответил на вопросы зрителей в эфире телеканала «Союз»

Митрополит Евгений ответил на вопросы зрителей в эфире телеканала «Союз»

В мартовском выпуске программы «Архипастырь» глава Екатеринбургской митрополии ответил на вопросы зрителей телеканала «Союз», слушателей радиостанции «Воскресение» и читателей «Православной газеты».

Темами беседы стали особенности Великого поста, 136-летие Екатеринбургской епархии и Царские дни 2021. Читателей и зрителей интересовало, о каком воссоединении Церквей мы молимся на богослужениях и как сейчас молиться за отлученного от Церкви Николая Романова? Как искоренить в себе грех осуждения и что делать с забытыми на исповеди грехами?

Значительную долю программы заняло обсуждение «космической» темы: в минувшем месяце орбиты Марса достиг космический зонд Объединенных Арабских Эмиратов, на поверхность «красной планеты» приземлился китайский марсоход, затем туда же прибыл американский космический аппарат… «Эти события видятся как прорывные, можно сказать сенсационные, в изучении космоса и столь далекой от нас планеты – 55 миллионов километров – даже независимо от получения тех или иных результатов исследований. Можно сказать, человечество сделало новый и огромный шаг в науке, в технологиях…», - отметил ведущий проекта, руководитель православного телеканала «Союз» архимандрит Димитрий (Байбаков), посетовав, что «наши СМИ говорят о чем угодно, бесконечно копаются в малоинтересных и не всегда являющихся примером для подражания подробностях личной жизни каких-то сомнительных «звезд», вместо того говорить о настоящих звездах, о таких выдающихся достижениях науки».

Отец Димитрий попросил Владыку Евгения поделиться своей точкой зрения на происходящее и задал вопрос читателей «Поколеблется ли вера христиан, если на Марсе будет обнаружена жизнь?».

Расшифровку состоявшейся беседы приводим далее.

Владыка, идет Великий пост. Мы говорим об этом практически в каждой нашей программе и поэтому сегодня не будем вновь и вновь повторять, что можно кушать, а что нельзя.

Хотелось бы спросить об эмоциональном настрое Великого поста. У Пушкина есть строчки про «дни печальные Великого поста» – и Церковь говорит, что это время покаяния, время плача. Но в то же время мы читаем: «Не будьте унылы, как лицемеры», и говорим, что пост – это весна души, время духовной радости. Что же такое пост эмоционально - время радости или печали?

– Пост – время делания, это не время эмоций: мы замираем в каком-то состоянии и 40 дней стараемся в нем пребывать. Это время нашей жизни, а жизнь очень интересна и многообразна. Что же касается некоего образа, который можно было бы соотнести со временем поста… Мы живем в домах, квартирах, и, наверное, регулярно совершаем уборку. Если, приходя домой, мы видим, что все разбросано, беспорядок, грязь, немытые окна, не политые цветы, – это вызывает печаль о состоянии жилища. Дальше прикладываются определенные труды, результатом которых становятся чистота, восстановленный порядок, свет – жизнь, неизбежно приносящая радость.

Если мы говорим о собственной душе, мы должны увидеть то безусловно печальное состояние человека, который умирает, погряз в своих грехах, как мытарь, бьет себя в грудь и просит, чтобы Бог был милостив грешному, старается увидеть свои грехи. И, конечно, радость, что Господь тоже это видит не как судья, желающий растоптать, а как милостивый, добрый Отец, радующийся каждому нашему движению, каждой подвижке, каждому шажку, который мы совершаем, чтобы навести порядок в своей душе, в отношениях с нашим Отцом и с людьми, что рядом. Если это происходит, то радости нашей не будет конца.

Я именно так воспринимаю время Великого поста, включая 1-ю седмицу, Крестопоклонную и Страстную. Другого быть не может.

Если мы в чем-то одном будем пребывать, будем видеть свои грехи и не иметь надежды от них избавиться, то впадем в величайшее уныние. Если мы не будем замечать грехов, будет только радование, будем иметь надетую на себя, как на манекен, улыбку, – это будет пусто, совершенно безосновательно, бесплодно, без фундамента. В сочетании делания – наша печаль о состоянии и радость о надежде, что Господь нам дарует. Это не красивые слова, а то, чем стараюсь делиться сам лично в отношении себя и духовных чад, с которыми поддерживаю отношения.

Совсем недавно Екатеринбургская епархия отметила свое 136-летие. На что бы Вы хотели обратить внимание уральцев в эти дни и что пожелать?

– 136 лет – это не такой большой срок: у нас есть епархии, которым тысяча, 500, 300 лет. 136 лет – совсем немного в масштабе истории, а в масштабе коротенькой человеческой жизни это очень и очень продолжительный срок. Конечно, Екатеринбург – особое место: Урал – особая земля, ее история по-своему трагична, она много чему была свидетелем. Но годы летят – перелистываются, как страницы книги.

А Церковь живет, несмотря на то, какие силы были брошены здесь, на Урале, на то, чтобы имени Бога вообще не упоминалось.

Сколько слез было пролито, сколько потов сошло по сохранению и возрождению духовной жизни... Сегодня мы с Вами, два священника, сидим здесь – об этом 50 лет назад даже помыслить было нельзя. Сегодня мы имеем возможность общаться с людьми, совершать службу в храме, вместе с людьми совершать крестные шествия, строить храмы и обсуждать то, что мы обсуждаем. Это чудо. И в эти 136 лет, что бы не происходило в нашей жизни – либо какие-то взлеты, либо падения, – мы должны понимать, что Господь на всем этом пути заботится о Своей Церкви: Он Свою Церковь создал, Он ее и искупил, и наполнил Своей Кровью, благодатью. Мы должны понимать, что мы в этой среде пребываем.

Много лет или мало, но эти 136 лет прошли в атмосфере Божественной заботы о нас. И цифра 136 (безотносительно к ее значимости математической или историческим срокам) дает четкую надежду. Как сказал преподобный Серафим Вырицкий: «От Меня это было».

Все, что мы видим, что бы ни происходило, и эти 136 лет – тоже дар Божий. Хотелось бы стать свидетелем и 137 лет, и 159-летия, и далее, сколько нам Бог даст жизни. Но все это – под покровом Божественной силы и Божией милости.

Еще один вопрос о жизни Екатеринбургской епархии, имеющий значение практически для всей России: о Царских днях. Людмила из Саратовской области и Марина из Свердловской области спрашивают: как в этом году планируется проводить Царские дни, будет ли крестный ход?

– Бог знает, как будут проходить Царские дни. Мы знаем, что сей день у нас есть: мы имеем возможность общаться, что-то планировать, а что произойдет через месяц-два, через год, – это в руках Божиих.

Но планами, конечно, нельзя не поделиться. Оглядываясь на события июля минувшего 2020 года, особо отмеченного поветрием, болезнью, которая посетила в том числе и нашу землю, мы немало удивлялись, что хотя все закрыто, блокировано, ничего нельзя, а служба в день убиения Царской семьи совершается, люди Божии съезжаются со всех уголков нашей страны.

И крестный ход – это река людей, соединенных одной ценностью, одним вектором: любви, почитания Царской семьи, благодарности им за то, что они совершили, она здесь, она жива. И те предпосылки, которые сегодня есть, – ослабление режима, уменьшение количества больных, темпов распространения – дают надежду, что и это препятствие, преодоленное в 2020 году, будет, без сомнений, преодолено и в 2021 году, и мы вместе соберемся, почтим святую Царскую семью.

Поэтому уже сейчас, в марте, я приглашаю всех помолиться, чтобы люди не болели, не страдали и не умирали так, как это происходит сегодня. И, конечно, помолиться, чтобы все наши совершенно замечательные традиции были сохранены.

Вообще, удивительно, что на пике инфекции и народу было не намного меньше, чем все годы, и не было никаких вспышек заболевания.

Многие спрашивают, как сейчас молиться за отца Сергия (Романова)? Он отлучен от Церкви – как молиться за таких людей? Или нельзя молиться?

– Напомню, что раб Божий Николай Васильевич Романов принял монашество с именем Сергий, стал священником, игуменом, схиигуменом. Ввиду того состояния, в которое он вошел, чему свидетелями в 2020 году стали тысячи людей, он был приглашен на церковный суд. Кто-то воспринимает суд как судилище, что здесь осудят. А вообще-то, суд… Как в Священном Писании Господь Бог пророкам говорит? «Приидите – и рассудим. Скажите вашу правду, соотнесем ее с правдой Божией, и мы определим ваши человеческие мнения: соответствуют ли они Божией правде или не соответствуют?» – собственно говоря, об этом речь идет на суде, особенно на церковном. Заранее говорить, что это какой-то синедрион, что это будет беззаконное судилище, нельзя. Приидите – и рассудим.

К сожалению, схиигумен Сергий не счел возможным, не нашел в себе сил, дерзновения принять участие в этом суде, чтобы сказать, о чем он думает, на чем основаны его высказывания в адрес священноначалия, Святейшего Патриарха, на чем основаны его суждения в адрес его Правящего архиерея по поводу каких-то решений, принятых в Церкви, и церковных установлений.

Есть решения Вселенских Соборов, которые говорят, как поступать в тех или иных условиях, если клирик был запрещен своим архиереем. У тогдашнего схиигумена Сергия был один архиерей, принявший решение о запрещении. И очень четко прописано в канонах, что если даже священник несправедливо, по ошибке, по клевете был запрещен, то для этого есть суд, где разбираются все обстоятельства и принимается судебное решение, прав человек или не прав, ошибался либо был злонамерен.

Но если человек не приходит на суд, если в состоянии запрета продолжает священнодействовать, то вне зависимости от того, был он прав или не прав, каноны очень четко говорят: «Да извержен будет из сана».

Собственно, это и произошло сначала здесь, в Екатеринбурге: суд Екатеринбургской епархии принял такое решение. Оно было подтверждено Высшим церковным судом. В нем тоже можно было принять участие, никто не препятствовал. И то печальное состояние, что человек был извержен из сана, то есть стал монахом Сергием, – это факт.

И последовавшее его состояние озлобленности, нераскаянности привело к тому, что решением суда он был отлучен от Церкви. Есть два мнения, как сегодня его называть: Николаем Васильевичем Романовым, или монахом Сергием, – можно об этом рассуждать, но факт, что он находится вне границ Церкви.

Как молиться? Молиться о вразумлении, о том, чтобы благодать Божия коснулась, и человек вернулся в лоно Церкви. Это для него абсолютно возможно: человек может стать вновь членом Церкви после принесения покаяния.

Священником же этот человек уже быть не сможет. Не существует таких возможностей. Но ведь в Царство Небесное входят разные люди (и мужчины, и женщины, и священники, и архиереи, и миряне) кающиеся: об этом говорит Канон святого преподобного Андрея Критского. Поэтому молиться о вразумлении можно.

Можно ли молиться за Литургией? На Литургии поминают членов Церкви: тех, кто находится в лоне Церкви, кто себя соотносят с Церковью, и она покрывает их своим покровом. Сейчас он находится не только в заключении, но и вне лона Церкви, поэтому за Литургией поминать не стоит, но молиться о нем безусловно нужно.

И лично я, питая искреннюю надежду и упование, очень хотел бы быть свидетелем того, чтобы те, кому схиигумен Сергий сделал очень много добра, кто сегодня искренне переживает за своего родного отца, чтобы эти люди вместе с нами стали свидетелями его возвращения в Церковь и, возможно, чтобы его многочисленные таланты и дальше употреблялись в том формате (монаха, мирянина), в котором человек будет находиться.

Нина из Свердловской области спрашивает: «О каком воссоединении Церквей мы молимся на богослужениях и не экуменизм ли это?».

– Да, за каждой службой такое прошение произносится. Мы же понимаем, что Церковь одна – единая Святая Соборная и Апостольская Церковь. Только что мы упоминали человека, бывшего членом Церкви, активным мирянином, священником, монахом, а теперь он находится вне рамок, и мы молимся, чтобы он воссоединился с Церковью, вернулся в ее лоно.

Как отдельные люди, так и целые сообщества тоже отпадают: примеров в истории множество, и с течением времени эти формации уходят дальше и дальше.

На пороге великого раскола – отпадения западной части Церкви от вселенского Православия – было очень много общего и в традициях, и в совершении богослужений, и в богословии, и в догматике. Чем дальше текла река времени, тем дальше уходили эти сообщества от апостольского, святоотеческого учения.

Но движение ведь возможно не только в сторону удаления, но и в сторону возвращения, поэтому мы молимся, чтобы люди не механически соединились (нельзя соединять съедобное и несъедобное), а о том, чтобы они пришли к познанию истины, чтобы яд, который проник, был изнесен, смыт, и через покаяние люди вернулись в лоно Православной Церкви.

Что происходит сейчас в лоне семей Православных Церквей? С Константинопольской Церковью пока что догматических отступлений не произошло, но канонические нарушения уклада церковной жизни, вторжение Константинопольской Церкви и ее патриарха в жизнь Церкви, к которой он территориально не имеет никакого отношения, – это нарушения, они в канонах очень четко прописаны: «Да не будет общения с таковыми». К сожалению, разделение произошло, и мы молимся, чтобы восстановилось общение с Греческой Церковью и с теми, кто последовал за наставлениями Константинопольского епископа. Об этом мы молимся и знаем, как Господь удивительным образом все устраивает.

Когда-то очень многие люди на территории Украины (я тому свидетель) в 1990-е годы молились о воссоединении Крыма и России. Сейчас очередная годовщина этих событий. Это казалось невозможным, но сегодня мы свидетели того, как невозможное стало возможным. Это результат молитв, результат действия Божией милости.

Я очень надеюсь, что единая Святая Соборная Апостольская Церковь вместит в себя все многообразие, но не через компромиссы и уступки, а через приведение людей к познанию истины, к принятию ими апостольского святоотеческого учения и через чины, существующие при принятии в Православие.

То есть под словом «воссоединение» нужно понимать не механическое объединение, а возвращение?

– Именно так.

Людмила спрашивает: «Возможно ли – и как – отучить людей критиковать Православие, священников и вообще все подряд?».

– Наверное, можно. Это непросто.

Что такое критика? Критика – это сравнение, сопоставление, когда человек говорит, что может сравнивать одно с другим. Вот я вижу какое-то явление в Церкви, в Православии или в жизни какого-то конкретного священника, и я, сопоставляя со своим пониманием, говорю, что это хорошо или это плохо.

Но чтобы давать оценки, надо самому владеть определенным багажом знаний, опыта. Если человек опытный, знающий, дерзает критиковать – это одна ситуация. А если это делает тот, кто не получил никакого или только начальное образование, то это вызывает, безусловно, удивление. Если это делает человек, пребывающий в страстях, вне Церкви, это вызывает очень много вопросов. Ну как может рассуждать, например, о медицине тот, кто незнаком с элементарными ее основами? Это абсурд. Чаще всего люди, которые сейчас выступают, критикуют, не имеют глубокого образования или имеют образование, но не живут полноценной благодатной церковной жизнью.

Как отучить? Батюшка преподобный Серафим Саровский говорит, что нам самим надо спасаться, и будут люди вокруг нас меняться, исправляться. Если меня критикуют, то у меня лично только одно желание – посмотреть, не безосновательна ли критика. Если действительно есть основание, я должен не вступать в спор, а попытаться в себе исправить вещи, вызвавшие критику. Это первое, что необходимо сделать.

Если же критика безосновательна, вспоминаю евангельские слова: «Блажени есте, егда поносятъ вамъ, и ижденутъ, и рекутъ всякъ золъ глаголъ на вы лжуще, мене ради: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесѣхъ».

Исправить всех критиканов невозможно, принять же их критику, попытаться извлечь пользу для себя, для критикующих, для тех общин, которые подлежат критике, наверное, стоит.

Первое, с чего я начал, – все-таки об образовании: о понимании предмета критики. Всякий раз возвращаемся к сегодняшнему дню – к тому, что сегодня происходит.

В контексте того, что сейчас происходит вокруг упомянутого бывшего схиигумена Сергия… Мне приходится достаточно часто общаться с его духовными чадами, последователями. Я слушаю их доводы, они пытаются объяснить, почему «их батюшка» так критиковал и критикует. И когда начинаем с ними разбирать по частям, по деталям его претензии, вдруг они умолкают: нет оснований – нет подтверждения фактов, в которых Церковь пытаются обличать. Нет повода. И получается, из нуля враг рода человеческого такую бурю породил и низложил человека, бывшего среди нас.

Интересный факт из этой серии. Обвиняют – говорят, что «батюшка борется с экуменизмом, потому что...», и дальше начинают приводить факты известные: «вот, Патриарх в Гаване встречался с Папой Римским, митрополит Кирилл служил у мощей святителя Николая в Бари или кто-то участвовал в какой-то конференции, а вот мы – борцы за чистоту Православия!». Начнем с того, что можно поднять фотографии, на которых сам схиигумен Сергий стоит среди сослужащих в храме-базилике святителя Николая в Бари. Критика становится по сути самокритикой.

Господь даровал мне возможность некоторое время служить, молиться в Донском монастыре в Москве. Там есть совершенно замечательный музей, посвященный святителю Тихону. Мы понимаем, что святитель Тихон – знаковая фигура для нашей Церкви, человек, не вызывающий даже тени сомнения, что он абсолютно, до мозга костей православный.

И вот в фондах этого музея я обнаружил фотографию, где представлены 9 католических епископов в полных епископских облачениях, в этих шапках, которые ни с чем не перепутаешь. В их среде стоит епископ Тихон (тогда он служил в Америке) в мантии, клобуке, с крестом, панагией, посохом. Рядом с ним священник, наверное, игумен или иеромонах, помощник. И подписано: «Епископ Тихон с католическими епископами после хиротонии викария» – это была Литургия с хиротонией, где рукополагали епископа, и будущий Патриарх Тихон присутствовал за этим богослужением. Он не участвовал в мессе, не возносил совместных молитв, не причащался с ними из одной Чаши, но в знак уважения и дипломатии он присутствовал за этим богослужением.

Я боюсь, что если эту фотографию увидят наши горе-ревнители Православия, то они поставят вопрос о деканонизации Патриарха Тихона – они скажут: «Значит, он был экуменистом». Это логично себе представить. Или они должны задуматься, что все-таки есть некие форматы общения, которые не только дозволительны, но и необходимы.

Но если для кого-то такой фотофакт неубедителен, давайте тогда скажем, что раз министр иностранных дел Сергей Лавров встречается с представителями Америки, Израиля, европейских стран, объявляющих нам санкции, и прочих наших недругов, значит, он предатель России, и, наверное, шпион. Но мы-то понимаем, что он общается, что это его работа: он дипломат, он общается с этими людьми только с одной целью – чтобы максимально возможно отстаивать интересы нашей страны на международной арене.

Если митрополит Волоколамский Иларион как министр иностранных дел нашей Церкви встречается с кардиналами, с представителями так называемых инославных, он делает это не чтобы предать Православие, а чтобы отстаивать интересы Церкви: пожалуйста, познакомьтесь, как и почему это происходит. Если Святейший Патриарх встречается с Римским епископом и ведет с ним беседу, и называет его не еретиком и захватчиком, а братом, этим он Православие не предает.

Познакомьтесь с тем, что такое дипломатия, почитайте, как в XIV, XV, XVI, XVII веках подобные встречи совершались архиереями, архипастырями, которые сегодня прославлены в лике святых и почитаются адамантами, столпами Православия.

Если люди не удосужились задуматься и познакомиться с деяниями древних, современных подвижников, то лучше это сделать, лучше с этим познакомиться – тогда исчезнет сам предмет спора: выяснится, что, оказывается, вокруг нас не враги, а люди, жизнь свою полагающие за Христа и за Церковь, действительно приносящие такую жертву, о которой нам даже задуматься тяжело. Посему надо углубляться, надо читать, знакомиться с тем, что есть Православие, что есть история – история нашей страны, история мировая, и тогда многие вещи встанут на свои места. Невежество всегда играло очень печальную роль в истории человечества.

Вопрос телезрительницы: «Говорят, один в поле не воин. Но мне, наоборот, кажется, что и один в поле воин. Таким воином, например, был протоиерей Димитрий Смирнов». Как Вы думаете, один в поле – воин или не воин?

– Но ведь любое воинство собирается из отдельных людей. Церковь собирается из отдельных личностей, и, получается, собираются двое, трое и вот эти огромные воинства, как ратников, так и духовных воинов. Если собирается много трусливых малодушных людей – это не воинство. Если же один, 2, 3 человека, знающие, чего они хотят добиться, за что они готовы умереть, – это реальная сила. Любое воинство состоит из отдельных бойцов.

Если говорить действительно о воинствах, мы же только что встречали 75-летие победы в Великой Отечественной войне, и мы понимаем, что победа, одержанная 75 лет назад, стала результатом подвигов отдельных воинов, которые бросались грудью на амбразуру, шли в лобовую атаку на самолетах, томились в застенках и не предавали своих товарищей. Это отдельно взятые воины в поле, но, если они собираются вместе, то получается армия.

Отец Димитрий Смирнов – безусловно, яркий пример такого воина. На моих глазах таким примерам нет числа: можно проехать по селам любой епархии (но сейчас будем говорить о нашей, Екатеринбургской) и встретить совершенно потрясающих, удивительных людей. Вот он вроде бы один в своем селе, в своей деревне, где живет 200 человек, в своем храме, в котором, казалось бы, ничего не должно быть – выбиты окна, нет отопления, нет ничего, но этот воин собирает вокруг себя войско. Смотришь, проходит год-два – и тепло, и светло, и полный храм людей, ибо это воин. Иначе не бывает.

Так что, конечно, отец Димитрий – пример. Сколько храмов он восстановил, сколько общин собрал, сколько людей по сей день считают себя его духовными чадами: я бы не назвал их духовными сиротами – хотя он умер, они продолжают оставаться его духовными чадами, слушая выступления отца Димитрия на канале «Союз», пересматривая эти бесценные записи, читая его сохранившиеся проповеди.

Это воин. Я думаю, что он еще многих вдохновит на духовную брань.

Вопрос телезрительницы: «Что делать с забытыми на Исповеди грехами?».

– Вспоминать. Говорят, шила в мешке не утаишь. Мы все равно живем, и если внимательно относимся к тому, что происходит внутри, грехи вспоминаются: вспоминаются обстоятельства, ситуации, слова, поступки. А если не вспоминаются, каждый православный человек знает, что в церквах, особенно во время Великого поста, совершается таинство Соборования, направленное на то, чтобы человек, который старается регулярно исповедоваться, участвовать в таинствах, но переживает за свои забытые грехи, участвуя в таинстве Соборования или Елеосвящения, по благодати Божией удостоверяется в том, что забытые им грехи благодатию Божией смылись.

Вот так по вере нашей Господь творит чудеса. Но это должно быть не так, что «я пойду пособоруюсь – и мне все будет прощено»: без легкомыслия. Нужно с благодарностью Богу участвовать в таинстве Исповеди, жить духовной жизнью, читать святых отцов, каждый год стараться перечитывать замечательную книгу отца Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения Исповеди». Перечитывая ее, люди каждый раз говорят: «Потрясающе: в прошлом году читал – все исповедовал, а сейчас читаю – и вспоминаются такие подробности, о которых, казалось бы, забыл».

От нас тоже очень многое зависит, поэтому и Божия благодать, и наши труды в результате дают то, что грехи прощаются, и жить становится легче. В доме нашей души светит свет и появляется радость.

Космический вопрос, Владыка: «9 февраля орбиты Марса достиг космический зонд Объединенных Арабских Эмиратов. Он пробудет на орбите Марса целый год, изучая атмосферу. А буквально на следующий день на поверхность Марса приземлился китайский марсоход, который должен будет вернуться на Землю и доставить образцы грунта. Чуть позже на Марс прибыл американский космический аппарат. Эти события видятся действительно как прорывные – можно сказать, сенсационные в изучении космоса и столь далекой от нас планеты (55 000 000 км), даже независимо от получения или неполучения каких-либо результатов. Можно сказать, что человечество сделало новый огромный шаг в науке, в технологиях». А наши СМИ… Я думаю, что очень многие телезрители сейчас впервые об этом от нас услышали, я подозреваю: что 3 космических аппарата, можно сказать, практически в один день достигли Марса и там не приземлились, а примарсились и так далее. И вот вам об этом рассказывают на религиозном канале: другие СМИ говорят, о чем угодно – они бесконечно копаются в малоинтересных для нормальных людей подробностях личной жизни сомнительных «звезд», вместо того чтобы говорить о настоящих звездах – космических, о выдающихся достижениях науки. Ну, хорошо, СМИ не любят говорить о религии, о вере, о Церкви, о Боге – это понятно. Но к науке откуда такая нелюбовь? Как бы Вы могли это оценить? Это деградация людей, СМИ? Что это?

– Наверное, это сумма всех тех характеристик, что Вы описали, – деградация. С другой стороны, мы видим, какой прогресс совершается в науке. Вопрос с точки зрения жизни Церкви, с точки зрения христианина: это хорошо или плохо? Надо ли туда лезть – к этим высотам, к этим дальним звездам, планетам? Я задавал себе этот вопрос, и на него получаются интересные ответы.

Есть разные категории звездочетов. Есть люди, занимающиеся астрологией – лженаукой, и пытающиеся на основании какого-то звездного пространства проецировать его на нашу жизнь и делать предсказания. Это лженаука и пространство, куда не прочь заглянуть и вмешаться всякие темные духовные силы.

С другой стороны, именно тем, кто изучает звездное небо, Господь Бог открыл место рождения Бога, Спасителя, и мы прославляем волхвов, которым Господь через звезды указал путь к Вифлеему, к той пещерке, где родился Богомладенец Иисус Христос.

В этом есть дихотомия. Мы знаем, что есть Вселенная вокруг нас – космическое пространство. Мы знаем, что есть вселенная внутри нас. И человек, поставленный Богом как царь, как венец творения, способен познавать себя и внутри, и вовне – и ни то, ни другое не богопротивно.

С другой стороны, можно познавать с разными целями, можно пытаться рассматривать эти путешествия на Марс как попытку сейчас захватить там территории, ресурсы, которые в перспективе станут бизнесом и прочим, прочим. Может быть и так.

С другой стороны, человек, перемещаясь туда, открывает для себя силу Божию, Божию премудрость, которая создала эту Вселенную.

Изобрели люди микроскоп – и сразу прорыв науки: сколько они увидели! Изобрели электронный микроскоп или атомные расщепители – и узнали очень много: насколько, оказывается, премудр этот мир… Сколько физиков-ядерщиков стали глубоко верующими, когда увидели, что там находится.

Не сомневаюсь, что люди, которые занимаются изучением Марса, тоже открывают для себя в том числе величие творения Божия. В этом отражается многообразие человеческой жизни. Путешествие на Марс – это ни хорошо ни плохо: вопрос в том, что люди из этого могут вынести для себя благо, познавая Божий мир, познавая свою малость, немощь. С другой стороны – могут удивляться, насколько Бог дал разума. А может и наоборот произойти.

Наверное, помните, как мы относились к космонавтам 20, 30 лет тому назад? Это были действительно герои. «Космонавт» – это как имя нарицательное, так мы говорим о великих людях. Сегодня уже не говорят о космонавтах, как не говорят и о людях многих иных удивительных профессий: больше разыгрываются страсти, какие-то мыльные сюжеты, ими пытаются забить голову человека.

Я, конечно, посетовал бы, высказал сожаление о происходящем в сфере сознания. Но мы же понимаем, что это бизнес: СМИ – это бизнес.

Средства массовой информации заботятся в первую очередь не о просвещении человека светом Христовой истины, как это делает телеканал «Союз», не о том, чтобы удивить человека грандиозностью творения Божия, а скорее – о том, чтобы снять большие дивиденды, заработать больше денег. А деньги зарабатываются на страстях. Вот, собственно, эти страсти на всех экранах и процветают.

Что с этим можно сделать? Наверное, переделать систему мирового медиасообщества не получится… Не участвовать в этом, поддерживать созидательные каналы – «Союз», «Спас». Замечательные программы на канале «Культура». Есть много телеканалов, которые сейчас создаются. Они, может быть, не в эфирной сетке федеральных каналов, но они есть благодаря спутниковому телевидению, есть в интернете: там можно открыть для себя и красоту, и премудрость, и разум, и смысл. Вопрос в том, что мы выбираем, на какую кнопочку нажмем.

Я не сомневаюсь: то, что делает коллектив телеканала «Союз», что делают те люди, о которых канал рассказывает, поможет человеку правильную кнопочку нажать, правильно помыслить и о правильных вещах рассказать, в том числе об удивительных полетах к Марсу, о которых в свое время писали только фантасты.

Последний вопрос – он некоторым образом связан с предыдущим. Поколеблется ли вера христиан, если на Марсе найдут жизнь? (Вопрос был задан немножко не так, он был задан очень грубо, язвительно, мол, «вы, попы, попляшете, когда на Марсе найдут инопланетян: тогда вся ваша вера разобьется», – но я его деликатно переформулировал.)

– Знаете, моя личная вера нисколько не колеблется, когда, например, я прихожу в музей и вижу там огромного размера зуб мамонта. О мамонтах в Священном Писании речь не идет – впрочем, как и о динозаврах и всяких летающих животных, которых изображают на гравюрах: нет о них речи в Священном Писании, но они по факту жили и живы на Земле.

Есть цифра, что, по-моему, из всего многообразия обитателей Мирового океана людьми изучено не более 30%: 70% флоры и фауны Мирового океана мы не знаем.

Точно так же, как мы не знаем, что происходит на Марсе. Но мы, христиане, нисколько не сомневаемся в том, что обитателей Мирового океана сотворил Господь Бог – Его рука, Его сила. Это многообразие отражает богатство нашего Творца. Если наш Творец пожелал произвести какую-то форму жизни на Марсе, это прекрасно. Путешественники идут, куда-то забираются и находят то, чего не могли найти раньше, просто сейчас они ушли не на несколько тысяч километров, а на 55 000 000 километров. Ну так прославьте Бога Творца: Бог – Хозяин мира, Он – Художник, Который пишет, Творец – Он создал мир.

Давайте задумаемся, что если бы планеты были расположены не так, как сейчас, а Луна была бы чуть ближе к Земле или Солнце чуть дальше, то вообще не было бы жизни на Земле и мы не рассуждали бы о том, о чем сейчас рассуждаем.

Бог премудро все это создал – и настолько гармонично…

И Он Марс поставил именно туда, в ту точку Вселенной, чтобы тот уравновешивал движение остальных планет, чтобы планеты не падали, не улетали куда-то. Это все живет в многообразии, и это все дело рук нашего Творца, нашего Господа. Мы Его прославляем, Его благодарим, Его познаем, насколько Он дает возможность изучать Себя и Свои творения, планеты. Слава Богу!

Главное, не восставать против Него и не делать того, что Ему противно. Если все те, кто изучает Марс, будут благочестивы, будут прославлять Бога за тот разум, который Он дал, помогая это открыть, я буду этому очень рад. Хотелось бы пожелать: Господи, помоги, пожалуйста, всем, кто участвует в этом проекте, просветиться светом Твоей истины, познать Тебя, Творца, соединиться с Православной Церковью и войти в Небесные обители (когда кому Господь определит).

Владыка, в завершение беседы Ваше напутствие нашим зрителям, слушателям, читателям. И, конечно, наставление на идущий Великий пост.

– Пост только начался, мы вступили в первые дни Великого поста. Когда идут подготовительные недели, уже по опыту всякий православный человек знает, что как-то боязно: сейчас еще хорошо, сейчас еще сплошная седмица, потом еще масленица, а потом будет какое-то испытание.

Это испытание началось – и оно очень быстро пройдет. Человек, который уже соблюдал пост, знает, что только-только идет 1-я неделя, 2-я седмица – и уже Вербное воскресенье, Страстная седмица. А где же пост? Оглядываешься назад и понимаешь, что ничего не успел.

Вот сейчас мы в самом начале поста, и я очень хотел бы пожелать (прежде всего себе) успеть открыть Библию, успеть открыть «Лествицу», авву Дорофея, открыть книгу, что давно смотрит на меня с полки, но я к ней еще руку не протянул: достать, открыть, вкусить этой пищи. Открыть духовнику душу так, как мы сегодня воспринимаем свои грехи, падения, немощи: успеть это сделать, чтобы на Вербное воскресенье, накануне Страстной седмицы, оглянувшись назад на эти короткие недели, поблагодарить Бога и сказать: «Слава Богу, я сделал то, что не успевал сделать за всю предыдущую жизнь, а сейчас мне Бог дал это сделать».

Давайте соберемся, сосредоточимся, чтобы результаты были не эфемерными, а осязаемыми, конкретными и добрыми, благими. Этого я хотел бы пожелать себе и всем нам.

Спасибо, Владыка, за беседу.

 

24 марта 2021

Март 2021
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс