Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Новости → Преемственность многовековой православной традиции отечественной школы — залог ее жизнеспособности в XXI столетии. Такой вывод сделали участники завершившихся в Москве XV Рождественских чтений

Преемственность многовековой православной традиции отечественной школы — залог ее жизнеспособности в XXI столетии. Такой вывод сделали участники завершившихся в Москве XV Рождественских чтений

В Москве завершилась работа XVМеждународных Рождественских образовательных чтений «Вера и образование:общество, школа, семья в XXI веке».

Второенаправление Чтений, получившее название «Школа в XXIвеке», возглавилархиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.

В рамкахнаправления состоялись пленарное заседание и работа 12-ти секций. Всего с докладамии сообщениями выступило более 230 иерархов, клириков и мирян, среди которыхбыли известные ученые, педагоги, литераторы, работники исполнительных и представительныхорганов государственной власти и местного самоуправления, органов управленияобразованием, учреждений повышения квалификации педагогических кадров, церковныхобразовательных структур.

Согласносообщению интернет-сайта www.prokimen.ru,особую активность как в подготовке работы направления, так и в ее проведениипроявили Екатеринбургская, Вологодская, Московская, Калужской, Тамбовской, Ставропольская,Белгородская епархии. Отдельно следует отметить участие в работе ряда секцийБелорусского экзархата, чей опыт взаимодействия с государственным органами РеспубликиБеларусь в деле организации православного образования и воспитания в ряде случаевможет быть признан образцовым для России.

Центральноеместо в работе направления заняли темы, связанные с преподаванием изучениемправославной культуры в государственных и муниципальных образовательных учрежденияхРоссии. В докладах был широко представлен опыт российских регионов по организациии учебно-методическому обеспечению изучения православной культуры в региональныхобразовательных системах. Отмечалось так же, что за прошедший год в ряде регионовкурсы православной культуры были включены в региональный компонент общего среднегообразования, развивается православное богословское образование (специальность«теология») в высшей школе.

При этомактивизировались противники возрождения религиозного образования в российскойшколе. Периодически ими ставится под вопрос целесообразность и правомерностьтеологического образования, возводятся искусственные препятствия формированиюполной линии теологической подготовки (аспирантура и докторантура). Общественностистало известно о планах ликвидации регионального и школьного компонентов общегосреднего образования и введения вместо курсов православной культуры по выборуобязательного изучения истории религий на нерелигиозной мировоззренческой основе.В ряде регионов России фактически введены неправомерные негласные запреты на изучение православной культуры в школах, что уже привело к возникновению взрывоопаснойситуации в российском обществе. К великому сожалению это относится к столицеРоссии — Москве.

В докладахотмечалось, что такие действия противоречат конституционному принципу признанияидеологического разнообразия в российском обществе и ведут к обострению социальнойнапряженности. Они являются произволом чиновников, забывающих о том, что их долг — служить обществу и руководствоваться при этом исключительно законом и интересами граждан, а не личными мнениями, и тем более антихристианскими убеждениями.Идеологический диктат в светском образовании несовместим с принципами и нормамидемократического государства и общества.

Многими докладчикамиподчеркивалось, что православные христиане в нашей стране должны более активнодобиваться реализации своих прав в области образования, противостоять попыткамих ограничений, привлекая к ним внимание независимых средств массовой информации,родительской и педагогической общественности, правозащитных организаций. Никомуне позволено монополизировать понятия «светский», «светский характеробразования», отождествляя их с антирелигиозной или нерелигиозной идеологическойпозицией. Светскими учеными, педагогами являются люди разных вероисповеданийи отношения к религии. В изучении детьми православной культуры в российскойшколе заинтересована, прежде всего, не Церковь как религиозная организация,а большая часть светского общества в России, которую составляют люди, сознающиесебя православными христианами, выражающие свою принадлежность к Церкви. Курсыправославной культуры (равно исламской, иудаистской и др.) в государственныхи муниципальных школах ведут светские учителя в соответствии с образовательнымипотребностями граждан.

Отмечалось,что развитие православного образования в государственных и муниципальных образовательныхучреждениях Российской Федерации затрагивает интересы и общества, и государства,и Церкви, оно должно планироваться и проводиться комплексно, с участием общественности,педагогов и ученых, органов государственной власти, церковных структур.

Предметомособой заботы и тревоги участников работы направления стали вопросы, связанныес дошкольным образованием и воспитанием. В выступлениях докладчиков отмечалось,что механизм внедрения программно-методических материалов по духовно-нравственномувоспитанию в систему дошкольного образования до сих пор не отлажен, а соответствующаяработа продолжает осуществляться преимущественно по личной инициативе педагогов-энтузиастов,которым на местах приходится очень нелегко. При росте заинтересованности со стороны родителей и светских педагогов к воспитанию детей дошкольного возрастана традициях православной культуры продолжают сохраняться трудности в открытииправославно ориентированных групп и детских садов, отмечаются даже факты их закрытия. И это в условиях большой очередности по устройству детей в детскийсад в государственной системе дошкольного образования.

Развитиемассовой практики духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательныхучреждениях сдерживается также отсутствием системы подготовки педагогов и священнослужителейк работе с детьми дошкольного возраста и их родителями притом, что имеются учебныепрограммы и опыт их апробации в высших и средних педагогических учреждениях,системе повышения квалификации.

Участникисекции «Дошкольное воспитание и образование в православной традиции»подтвердили тревогу педагогической общественности и родителей по поводу проектовМинистерства образования и науки РФ о введении обязательного предшкольного образования,которое практически укорачивает период детства, что может пагубно отразитьсяна духовном и физическом здоровье маленьких детей. Также выражено серьезноебеспокойство и протест относительно продолжающегося антипедагогического вторженияв пространство дошкольного детства СМИ, издателей, изготовителей некачественноймультипликационной продукции, игрушек, продуктов питания и элементов одеждыс использованием сниженных, агрессивных, чуждых традиционной культуре образов.В рамках работы ряда секций направления многократно говорилось о необходимостиобязательной экспертизы продукции для детей дошкольного и школьного возрастаи недопустимости манипулирования детским сознанием посредством рекламы. Так же указывалось на потребность разработки механизма общественного участия в процесседуховно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста посредством созданияи организации деятельности на местах региональных родительско-педагогическихорганизаций, способных содействовать расширению сети православно-ориентированныхдошкольных образовательных учреждений.

Дошкольноевоспитание и образование — это фундамент школы — и среднего и высшего еезвеньев; забота и внимание к ним со стороны иерархов и духовенства должны являтьсястимулом для трудов практиков и теоретиков этого важнейшего направления.

В ряде секций,«круглых столов» и совещаний направления поднимались вопросы, связанныес традицией и перспективой развития «русской школы». Отмечалось в частности, что в настоящее время в Российской Федерации фактически сформированообразовательное направление «русская школа» как целостная системасодержания образования в российской школе, как интегрирующее начало в российскоммногонациональном сообществе. Становление этого направления происходит на основеНациональной программы «Русская школа как система воспитания и образования».

В докладахи выступлениях направления высказывалась большая тревога за судьбу сегодняшнейроссийской сельской школы, предлагались меры по ее сохранению и развитию с учетомисторического опыта и роли в этом деле православной культуры. Осуждались попыткискоропалительных решений по сокращению малочисленных школ и культурно-просветительныхучреждений на селе. Особое внимание обращалось на оздоровление и укреплениесельской семьи на основе православной веры и культуры.

В большинствесекций докладчиками выражалась обеспокоенность рядом негативных тенденций в образовании, усиленных позицией Министерства образования и науки РФ, в частности:

- отсутствиемреальной политики и действий Министерства по формированию духовных и нравственныхценностей у детей, подростков, молодежи;

- коммерциализациейобразования, в том числе, системы дополнительного образования, оцениванием образовательныхрезультатов с позиций меркантилизма и прагматизма;

- самоустранениемМинистерства от организации независимой экспертной оценки программ, учебныхпособий, методической литературы и пр.;

- разрушениемсистемы педагогического образования, выразившейся в ликвидации педагогическихвузов, а также системы постдипломного педагогического образования;

- медлительностьюМинистерства в решении вопроса введения в государственные учебные заведенияпредметной области «Православная культура";

- сокращениемколичества учебных часов на изучение в школе русского языка и литературы и неоправданнуюревизию их программ;

- неготовностьюМинистерства вести диалог с общественностью (прежде всего, педагогической) на постоянной основе, самоустранением от решения актуальных проблем.

Докладчикамитак же говорилось о необходимости создания в самое ближайшее время реальныхмеханизмов влияния общественности, в том числе, педагогической, на политикуМинистерства образования и науки РФ, прежде всего, в области формирования содержанияобщего образования и восстановления деятельности Федерального экспертного советакак независимого органа экспертизы всего массива учебной, учебно-методической,научно-методической и др. литературы с обязательным участием в нем православнойцерковно-научной общественности.

Особое местов работе направления было отведено вопросам, связанным с высшим образованием,и в частности, взаимодействию Университет и Церкви. Обращалось внимание на «архаичность»учебных программ по философии и их приверженность принципам марксизма-ленинизма.Отмечалось, что составители новых ВУЗовских программ по мировоззренческим дисциплинамдолжны руководствоваться отечественными богословско-философскими традициямив соработничестве с учено-преподавательской корпорацией православных учебныхзаведений.

Основываясь на результатах работы направления можно сделать такое заключение:

Единствоотечественной школы, преемственность ее многовековой традиции, верность принципамроссийской педагогики на основе православного мировоззрения — залог жизнеспособностироссийской школы в XXI столетии.

 

06 февраля 2007

Февраль 2007
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28        

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс