Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Новости → В селе Сарсы хранят память о Боголюбской обители, разрушенной до основания в богоборческие годы

В селе Сарсы хранят память о Боголюбской обители, разрушенной до основания в богоборческие годы

В селе Сарсы Красноуфимского района до 1920 года нес миссионерское служениеСарсинский Боголюбский женский монастырь, возглавляемый архимандритом Зосимой(Рашиным). В образовавшейся в 1890 году обители к 1916 году проживало 38 монахиньи 172 послушницы.

На попечении обители находилась инородческая школа-приют для девочек-мариек, в которой в 1903–1904 годах было 25 учащихся.

Насельницынесли послушание в столярной мастерской, в чеботарне шили обувь, изготавливалистеганые одеяла, строчили и вышивали шторы и полотенца. Писали иконы. Одна из послушниц, Екатерина Гармонова, запечатлевшая обитель на фотографиях в 1911году, была очень образованной, имела большие духовные познания, пешком ходилана Святую Землю, чтобы помолиться Господу в святом граде Иерусалиме. При монастыребыла большая библиотека, которую после разорения вывезли, разрознив, чтобы охранитьот уничтожения. В обители жила оспопрививательница. Прививки от оспы делалисьи монашествующим, и мирянам.

Монастырскийхрам в честь Святых Благоверных Князей Бориса и Глеба славился хором насельниц.Для привлечения язычников к вере православной певчие выезжали в соседние селениядля исполнения песнопений. Песнопения придавали большую красоту богослужению,которое велось на церковнославянском, черемисском (марийском), татарском и греческомязыках. В Борисо-Глебском храме крестили и венчали мирян, совершали требы.

Одной из главных святынь Борисо-Глебского храма была икона Пресвятой Богородицы «Боголюбская»,в честь которой был назван и сам монастырь.

По воспоминаниям старожилов, этот образ был перенесен в монастырь Крестным ходомиз Екатеринбурга. На протяжении долгого пути шествия с иконой через небольшиегорода и села служили молебны.

Вот как пишетоб этом краевед Наталья Брагина на страницах газеты «Городок» Красноуфимскогорайона:

«Во время разорения обители эта икона была спасена: одна из монахинь тайно далазнать в соседнюю деревню Соколята (Артинский район) Анне Чухаревой. Та приехалак монастырю на лошади и увезла монахиню, вынесшую икону под одеянием, и приютилаее у себя. Позднее монахиня привезла эту икону в Красноуфимск, в Иннокентьевскуюцерковь. В наше время ее пытался похитить мужчина, разбрызгивая на прихожанаэрозоль, но споткнувшись на пороге, упал. Прихожане отняли у него эту чудотворнуюикону. Стекло на ней было разбито, но сейчас она находится в первозданном виде,все на том же месте в Иннокентьевской церкви».

Службы в Борисо-Глебском монастырском храме продолжались, вплоть до 1930-х годов.

В 1913 годув обители был освящен храм в честь Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы. Храмэтот называли «белым», и молились в нем только монашествующие: мирянесюда зайти не могли. Звон колоколов этого храма был слышен далеко окрест.

После большевистскогопереворота монастырь был не просто закрыт, но сровнен с землей — были разрушеныполностью Боголюбский храм, сестринские келии и подсобные строения. Во времягражданской войны красные солдаты ворвались в обитель, сорвали со стен иконы,портреты императора Николая II и его супруги Александры Феодоровны. На куполевместо креста водрузили красный флаг…

Сестрам обителипредложили объединиться в сельскохозяйственную коммуну, но они отказались. Частьмонастырских святынь удалось тайно переправить в Башкирию, а основное имуществобыло конфисковано и передано в ведение образованного в Сарсах колхоза. При колхозебыл открыт детский дом, куда поселили воспитанниц монастырской школы-приюта.

В 1922 годунаступила страшная засуха. От голода умерли 200 сельчан, в том числе и детдомовскиедети. Хоронить было некому — оставшиеся в живых складывали трупы штабелями в сараях. Только через несколько месяцев останки предали земле солдаты воинскойчасти.

Многих бывшихнасельниц монастыря в 1937-м году арестовали и отправили в ссылку, откуда сестрыуже не вернулись… Не осталось следов и от Боголюбского кладбища, где похороненыблагочестивые жители села.

Храм в честьСвятых Бориса и Глеба богоборцы разорили и закрыли. Когда срывали колокола с колокольни, то вместе с колоколом на землю замертво упал и богохульник.

В молитвенномздании размещались милиция, школа для взрослых, клуб, где играли самодеятельныеартисты.

И вновь словоНаталье Брагиной:

«В 1940годы началось полное разрушение построек бывшей обители: с крыш сдирали кровельноежелезо, бревна от построек скатывали с горы. Кирпичную и каменную кладки разобратьне удалось, поэтому их взорвали. Над святыней совершалось поругание. Из монастырскихкирпичей в Сажино построили здание сельсовета. Камни от святых построек вывозилив Бугалыш Красноуфимского района, чтобы «воздвигнуть» там МТС. С лицагоры стерли до основания все постройки. Тишина поселилась на месте обители…

Сегодня с дороги, ведущей в Сарсы, можно увидеть след некогда величественной каменнойлестницы, пролеты которой по сторонам были украшены квадратными цветочницами.Да на самой вершине горы сохранилась часть кладки недостроенного жилого кирпичногокорпуса, в угловой башне висел колокол, созывая звоном своим насельниц к их трудам».

 

31 августа 2007

Август 2007
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс