Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Новости → Краеведы Красноуфимска изучают историю Миссионерского хутора села Савиново

Краеведы Красноуфимска изучают историю Миссионерского хутора села Савиново

Начало христианскому просвещению на Урале положено в 1379–1383 гг. В концеXIX — начале XX века в России были созданы учреждения, готовившие учителей из мирян для школ грамоты с целью утверждения в народе «…православного учения,веры и нравственности христианской и сообщения первоначального знания»(Из указа Священного Синода, 1884 г.

, №8).

На Красноуфимскийуезд, до 1918 года являвшийся самым разноплеменным, приходилось 15, 5 тысяч язычников.Здесь жили, кроме русских, татары, башкиры, вогулы (манси), марийцы (черемисы).

В 1890 годуШавкуновское поле, что находится в 20 верстах от Красноуфимска, возле села Савиново,площадью 266 десятин, сдано в аренду сроком на 12 лет. В 1894 году на этом участкеземли, позднее, названном Миссионерским хутором, организована церковная миссионерскаядвухклассная учительская школа. История ее началась со строительства школьногоздания, общежития и служебных построек (конюшня, коровник, хлев, погреб, сарайдля сена). Весь корпус, длиной 8 сажень, шириной 8 сажень, покрыт общей шатровойтесовой крышей, имеет ворота с калиткой, заплот. Двор от сада перегорожен.

Выстроенабаня с предбанником, которая позже была переделана в избу для квартиры учителюшколы грамоты. Изба была с подвальным помещением, предназначенным для зимовкиульев, а вверху располагалась столярная мастерская. Стоимость затрат составилаоколо 2829 рублей.

Епископ ПермскийПетр летом 1894 года изволил посетить Миссионерский хутор, довольно внимательноосмотрел все текущие работы по строительству и «с похвалою отозвался о всем деле». 100 десятин земли использовались в последующие годы как учебно-полевоехозяйство. Из них засеяно было 15 десятин: ярового овса — 5 десятин, пшеницы,ячменя, гречихи и гороха — 10 десятин. При школе имелись покосы клевера — 1десятина, луга, выгон для скота, огород. Было высажено для закладки будущегосада 125 саженцев деревьев и кустарников. На пчельнике стояло 14 ульев. А такжеоставалась земля на сдачу в аренду — 90 десятин, чтобы арендные деньги обращалисьв доход школы. Расходы на ведение хуторского хозяйства — 469 рублей. Общая стоимостьзатрат, включая все статьи расходов, составила 6 тысяч рублей.

При приеме в Красноуфимскую миссионерскую церковную второклассную школу былопредписание «оказывать предпочтение» черемисам и раскольникам-сектантам,принимать их вне конкурса и на бесплатное содержание. Препятствием же было «заражениегромадного числа детей трахомой», так как они жили в общежитии при поступлении.

В 1894 годув школу поступило 24 человека, из них — 4 черемиса. В 1895–96 гг. было принято35 человек: в 1-й класс 15 человек, во 2-й класс — 20, в возрасте от 12 до 18лет из четырех уездов: Красноуфимского (30 человек: 2 из города, 28 из волости),Екатеринбургского (2 человека), Кунгурского (1 человек), Соликамского (2 человека).Состав по вероисповеданию: православных — 32 человека, единоверцев — 2 человека,язычников — 1 человек. По сословию: духовных — 3 человека, крестьян — 28 человек,разночинцев — 2 человека, мещан — 2 человека.

Все детижили в общежитии, которое состояло из двух комнат: в большой были нары для учащихся,в другой — столовая с очагом к печи. В общежитии не было никакой прислуги, кромекухарки. Учащиеся сами пилили и рубили дрова, топили печи, делали уборку, ставилисамовар, мыли посуду. Мебель для общежития и школы, посуду, книги и многое другоепожертвовали ректор Пермской духовной семинарии, протоиерей Иван МихайловичЛуканин, купец Иван Артемьевич Шевелин.

Учебный деньв школе начинался в 6 утра. В 7 часов ученики пили чай, а в 9 часов начиналисьзанятия, которые всегда предварялись молитвой и продолжались до 14 часов. Особоевнимание уделялось изучению Закона Божия, твердому усвоению Священной истории,славянскому языку и церковному пению. Ежедневно было 6 уроков по 45 минут. В 14 часов все обедали. Обед состоял из четырех блюд: супа, жареного картофеля,каши, молока. Для приготовления обедов использовали овощи с огородного участка,крупы, грибы и прочее. В праздничные дни пекли пироги, в меню входили жареноемясо, кисель. К чаю подавали пшеничный хлеб. До 17 часов учащиеся отдыхали по желанию: играли на свежем воздухе, играли на музыкальных инструментах: на скрипке,фисгармонии, читали книги.

В 5 часоввечера дети пили чай, потом начинались вечерние занятия, приготовление уроков,после чего ужинали, совершали вечернюю молитву, а в 9 часов вечера ложилисьспать.

Лучшие учащиесяполучали в награду книги, пожертвованные школе Свято-Пантелеимоновым монастыремна Святой Горе Афон. Обязательным для каждого ученика было ведение дневника,который просматривался одним из учителей. Кроме обычных предметов, мальчикиосваивали кузнечное и слесарное мастерство, переплетное дело, а девочки обучалисьшитью и вышиванию. Выполняли хозяйственные работы: выращивали рассады хвойныхдеревьев в питомнике при школе, а лучшие учащиеся отправлялись в усадьбу Строгановыхна стажировку по выращиванию сосен, елей, лиственниц.

Местные крестьянезвали школу «приют-ферма».

Ученики исправнопосещали богослужения в Успенской церкви села Савиново, иногда и в Манчажской,читали и пели на клиросах. Дети составляли «довольно порядочный хор певчих».Накануне воскресных и праздничных дней в здании школы священником села Савиновоотцом Дмитрием Аптриевым, окончившим Казанскую семинарию, совершались всенощныеБогослужения. Клиросными певчими и пономарями были ученики.

Второкласснаяцерковная учительская школа начинала «своей простотой привлекать вниманиеокружающего населения: строго религиозное развитие в духе православия и любвик царю и Отечеству, труд, простой крестьянский образ жизни и постоянный, заботливыйнадзор, в основе которого лежала мысль дать не только знания, но и основы нравственноговоспитания, несомненно, принесли — при помощи Божией — благие результаты».

В 1896 годупри второклассной школе на Миссионерском хуторе открылась образцовая школа грамоты(3-е отделение), иначе учительский курс, в который по переводным экзаменам поступило12 человек. В преподавании наравне с учительским введены и сельскохозяйственныеУчащиеся стали учителями школ грамоты, а лучшие — церковно-приходских школ для духовного просвещения, в худшем случае — хозяйственниками в селах. Из числавыпускников этой школы многие поступили в Духовную семинарию.

С установлениемСоветской власти в Красноуфимском уезде второклассная миссионерская школа осталасьбез попечения со стороны земства. В наши дни у села Савиново уже ничего не напоминаето былой славе этого славного заведения. Да и сам Успенский храм в Савиново разрушен,о нем лишь напоминают старые фотографии, чудом сохранившиеся.

Наталия Брагина, Мария Дербушева

 

30 августа 2007

Август 2007
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс