Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбург, 16 февраля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В Свято-Троицком соборе Каменска-Уральского продолжает работу выставка, посвященная памяти жителей и священнослужителей Среднего Урала, пострадавших за веру. Она называется «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале в XX веке» и пробудет в Свято-Троицком соборе до 8 марта.
Экспозиция рассказывает о людях, сохранивших во времена безбожия (с 1917 г. и примерно до середины 1940-х гг.) верность Богу и своим духовным убеждениям. Кратчайшим путем на Голгофу называют теперь епископское служение в то время: к 1938 году на Урале не осталось ни одного епископа - они первыми попали под репрессии как «организаторы контрреволюционных элементов».
Епископ Андроник (Никольский), например, был очень образованным человеком, состоял членом Японской духовной миссии, знал японский язык. С 1914 - епископ Пермский и Соликамский, с 1915 г. - архиепископ. К приходу большевиков владыка отнесся крайне негативно - за всеми церковными службами обличал новоявленную советскую власть за алчность, бесстыдный обман народа, беззаконие и нравственную гибель.
В мае 1918 года, понимая все трагические для себя последствия, он организовал общегородской крестный ход – чтобы заставить советскую власть считаться с народом. В шествии приняли участие тысячи людей. Архиепископа арестовали, а после отказа отречься от своего распоряжения предложили выкопать яму и лечь в нее. Забросав о. Андроника землей, несколько раз выстрелили в него и прокололи штыками.
Священник Иоанн Шишов, образованный человек, просветитель, катехизатор, собирал народ и проводил духовные встречи, был любим паствой. Родился в селе Пирогово, служил в Покровской церкви Колчеданской женской общины. С 1900 года переведен на первую священническую вакансию к Георгиевской церкви села Мироновское Верхотурского уезда. Во время мобилизации в Красную армию на Урале (в 1918 г.) большинство мужчин, недавно вернувшись с фронтов первой мировой войны, отказывались снова воевать. Уклонистов только в селе Мироново и окрестных селах и деревнях насчитывалось до двух тысяч. В организации протеста красные обвинили нескольких священников, которые вскоре приняли мученическую смерть. Отца Иоанна Шишова расстреляли на глазах у сына.
В 1922 году советская власть проводит кампанию по изъятию церковных ценностей. Ей предшествует неурожай 1921 года и последовавший голод. Церковь первой откликается на беду и собирает деньги в фонд голодающих. Но государство отвечает Декретом ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих». Согласно этому документу изымают не только почитаемые иконы, но и священные сосуды, к которым, по церковным канонам, могут прикасаться только священнослужители. В связи с «противостоянием закону» вновь начинается волна арестов и расстрелов.
Священник Михаил Суханов активно противостоял обстоятельствам. Когда его отец (тоже священник) Федор Суханов был расстрелян, мать с семью младшими сыновьями приехала к Михаилу. Он всех принял и обо всех заботился, но потом понял, что, оставаясь в семье, навлекает на нее гнев советской власти. Переехал под Копейск, где, скитаясь по домам, тайно совершал службы. НКВД охотилось за священником, но он всегда уходил – помогали люди и то, что он нигде не задерживался более чем на 24 часа. Умер на свободе в начале 1950-х гг.
Одним из «подпольных» священнослужителей был священник Михаил Мягков. После закрытия храма в Челябинской области он переехал Верх-Нейвинск и устроился рабочим на завод. Работал слесарем, каменщиком. А после закрытия в 1940 году последнего действующего храма в Верх-Нейвинске, отец Михаил объединился с монахинями бывшего Введенского женского монастыря и начал совершать богослужения у себя дома при закрытых ставнях. Продолжая работать на заводе, он тайно крестил детей, освящал дома, служил панихиды. Умер своей смертью в 1953 году.
Разрушительных для Церкви кампаний было несколько: колокольная (когда колокола снимали для литья монет); массовое разорение святых мощей. После недолгого затишья в 1929-30 гг. началась кампания по разрушению храмов и новая волна гонений. Обо всем этом рассказывает выставка «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале в XX веке». Групповые экскурсии будут организованы по заявкам. Посещение выставки бесплатное.
На время выставки ее организаторы с благодарностью примут в качестве новых экспонатов фотографии, старые рукописные молитвословы, самодельные иконы и другие живые свидетельства веры, сохранившиеся с времен официального советского безбожия. Эти предметы по окончании выставки будут возвращены своим владельцам.
Адрес Свято-Троцкого собора: г. Каменск-Уральский. ул. Ленина, 126. Тел.: 8(3439)34-17-75.
16 февраля 2015
В Екатеринбургской епархии готовится выставка учебно-методических… 16.02.2015
В уральском регионе стартовали окружные семинары по теме… 16.02.2015
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.