Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
22–23 августа 2007 г. в Екатеринбурге состоялся III Епархиальный съезд православныхзаконоучителей.
В работеСъезда приняли участие представители Министерства образования и науки РоссийскойФедерации, администрации Губернатора Свердловской области и министерства образованияСвердловской области, сотрудники образовательных отделов Екатеринбургской епархиии других епархий Русской Православной Церкви, образовательных учреждений городаЕкатеринбурга и Свердловской области, священники, деятели науки и культуры,педагоги церковно-приходских и общеобразовательных школ, ВУЗов.
О цели съездасказано в приветственном слове Патриарха Московского и Всея Руси Алексия IIк участникам съезда: «Ныне наиболее актуальной видится задача собиранияматериалов, могущих послужить основанием для последующего создания концепцииШколы ХХI века как системы российского образования, основанной на традиционныхценностях нашего Отечества».
Поэтому перед участниками съезда стояли следующие задачи:
1) представитьобществу теоретические основы православной педагогики, базирующейся на пониманиивысочайшей ценности свободной личности человека: принципы православной педагогики,ее основание в христианской антропологии, ее цели и методологию;
2) представитьв целостности все существующие в епархии формы православного образования и просвещения,их успехи и достижения, положительный опыт реализации;
3) представитьпередовые методические наработки православных педагогов в различных формах православногообразования и просвещения.
4) все представленныетеоретические и методические разработки проанализировать для определения степениих эффективности и выявления наиболее перспективных и востребованных направленийработы.
Формы церковногообразования и православного просвещения, представленные на секциях Съезда, былиобъединены в 3 основных направления.
I-е направление«Духовное образование" охватило работу церковно-приходских школ и всех духовных учебных заведений Екатеринбургской епархии. Во II-м направлении«Православное просвещение в государственных учебных заведениях" былапредставлена образовательная и просветительская работа в детских садах, общеобразовательныхшколах, учреждениях среднего профессионального образования, ВУЗах. В рамкахIII-го направления «Церковное просвещение в различных сферах деятельности"участники съезда обсуждали актуальные вопросы просветительской работы с молодежью,развития сети православных библиотек, ознакомились с деятельностью Епархиальногоотдела культуры, Паломнического, Социального отделов епархии.
Участники первогонаправления работы съезда считают: Духовное образование, которое дети начинаютполучать в церковно-приходских школах, закладывает фундаментальный стерженьв духовно-нравственном становлении ребёнка. Приобретённые в церковной школезнания должны способствовать становлению личности в первую очередь в сферахдуховной и нравственной, и затем уже в интеллектуальной сфере, ибо духовныезнания должны подтверждаться духовным опытом жизни.
Участникисекций церковно-приходских школ указывают на проблему воцерковления детей и их родителей как на форму сохранения в учениках благоговения пред Богом привсей глубине их знаний.
Необходимопродолжать работу по построению связи начального, среднего и высшего духовногообразования, для того, чтобы добиться единого понимания содержания и способовреализации поставленных задач между всеми ступенями образования — от дошкольников,школьников I-й ступени, школьников II-й ступени, до средних и высших духовныхучебных заведений. Координация взаимных усилий духовных образовательных учрежденийразного уровня в области духовного образования и воспитания должны проявлятьсяв развитии научной работы, обмене и совершенствовании педагогических методик.
Участники второгонаправления работы «Православное просвещение в государственных учебныхзаведениях" отмечают, что сегодня православное воспитание и образованиеявляется приоритетным направлением церковной деятельности ради возрождения России.При этом важное место должно быть уделено вопросам православного образованияи воспитания именно в государственных образовательных учреждениях. По представленнымв ходе съезда результатам социологических опросов в Екатеринбургской епархии,большинство прихожан православных храмов желают, чтобы их дети получали образованиев детских садах, школах и вузах, содержащих православную составляющую. При этоми большинство родителей невоцерковленных, но узнающих о возможностях приобщениядетей к православной культуре в школе, с радостью откликаются на эту возможность.
Участникинаправления считают своим долгом подчеркнуть:
- Опыт Екатеринбургскойепархии по ведению курса Основы Православной культуры в рамках дополнительногообразования в светских образовательных учреждениях показал, что это направлениедеятельности является востребованным и перспективным и для его реализации необходимысовместные усилия Русской Православной Церкви и светской системы образования.
- На съездебыл обобщен опыт ведущих преподавателей Основ Православной культуры, представленыновейшие учебно-методические разработки, в которых достижения светской педагогикиобогащены ценностями православия.
- Разработкиправославных педагогов в сфере этической проблематики могут помочь светскойсистеме образования в решении задач воспитания подрастающего поколения.
-Необходимостьусовершенствования подготовки педагогов, ведущих православно-просветительскуюработу в школе. Только высококвалифицированный педагог, имеющий и начальнуюбогословскую грамотность, и соответствующие педагогические и юридические знанияи навыки, может нести это служение.
- Почти десятилетнийопыт работы по взаимодействию со светской системой образования все более остроподчеркивает необходимость выстраивания преемственности православного образованияи воспитания в системе государственного образования: ребенок, посещавший занятияпо православию в рамках Дошкольных образовательных учреждений, должен иметьвозможность продолжить обучение православной культуре в начальной, средней и старшей школе, а затем и в ВУЗе.
- Для веденияработы по православному образованию и воспитанию в системе государственногообразования необходимо решить проблему сертификации новых авторских программ,издании учебно-методических комплектов и обеспечения всех детей и педагоговсоответствующей литературой, наглядными пособиями и т.д.
- Без материальнойподдержки как педагогов-новаторов, так и светских учебных заведений, ведущихподобную работу, все усилия православного педагога не будут эффективны.
Участники третьегонаправления Съезда «Православное просвещение в различных сферах деятельности"констатируют эффективность просветительской работы Русской Православной Церквисреди соотечественников во многих сферах общественной жизни. Это — и работас молодежью, интересующейся отечественной культурой и историей. Это — и передачадуховного опыта, знаний и традиций через паломнические поездки. Это и просвещениечерез православные библиотеки, с которыми традиционно в России были связанадеятельность образованнейших людей в течение нескольких столетий истории. Участникисекции библиотек подчеркивают необходимость улучшения их материально-техническогосостояния и методической базы в соответствии с возрастающим объемом изданийправославной литературы.
Эти и многиедругие вопросы, касающиеся конкретной работы православных педагогов и деятелейпросвещения, стали наполнением форм деятельности Съезда. Итоги содержательнойсоставляющей Съезда отражаются в Резолюции, принимаемой на итоговом заседаниируководителей направлений и секций.
Сегодня образовательнаяи просветительская деятельность Церкви чрезвычайно разнообразна и многообразна,и ее очень трудно структурировать, так же, как невозможно учесть свидетельствоо вере каждого верующего человека, и каждого педагога в его деятельности. Результатынашей работы трудно оформить в виде статистических данных. Но в любом виде этапросветительская деятельность способствует достижению нашей общей огромной цели:поднять духовно-нравственное состояние нашего общества.
В посланииПрезидента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию 26 апреля2007 г. отмечается, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральныеценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическаястабильность. Мы должны и будем опираться на базовые морально-нравственные ценности,выработанные народом России за более чем тысячелетнюю свою историю». ЕгоСвятейшество, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II неоднократноподчеркивал, что он «убежден, что только через созидание новой, обновленнойв соответствии с заповедями Христовыми, жизни, на основе милосердия, справедливости,уважения и бережного отношения к институту семьи и брака, возможно возрождениеРоссии. Обратившись к истокам нашей веры и культуры, исконным православным традициям,объединив усилия всех здоровых сил нашего народа, мы сможем преодолеть любыетрудности».
УчастникиIII Епархиального съезда православных законоучителей заявляют, что такое соработничествогосударства, Церкви и гражданского общества является настоятельным требованиемвремени. Мы можем и должны работать вместе во славу нашего горячо любимого и многострадального Отечества и призывают к этому все здоровые силы нашей Родины.
28 августа 2007
Резолюция III Епархиального съезда православных законоучителей… 28.08.2007
Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий:… 28.08.2007
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.