Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
В эти днипроходит III Съезд православных законоучителей Екатеринбургской епархии, призванныйявить обществу непреложную ценность православной педагогики, в центре которойстоит высокое понятие свободной человеческой личности как отображения личностиБожественной. Только такое понимание личности способно нравственный закон преподатьдетям как насущную и прекрасную потребность каждого человека жить по совести,то есть по заповедям Творца.
На протяжениимногих лет Русская Православная Церковь, противостоя нарастанию безнравственныхявлений в обществе, предпринимает усилия к утверждению приоритета духовно-нравственныхценностей в Российской системе образования. Церковь вновь и вновь обращаетсяк представителям государственных образовательных структур, к российской общественностис надеждой на плодотворное сотрудничество, на объединение усилий семьи, школы,государства и Церкви в деле духовного просвещения детей и молодежи. Сегодняразрабатывается концепция Школы XXI века как целостной системы Российского образования,такой, какой ее хотят видеть граждане великой России, знающие ее историю, культуруи веру. Такая школа, мы надеемся, станет центром нравственно просвещенной нациии вернет себе позиции лучшей интеллектуальной школы мира. III Съезд православныхзаконоучителей должен определить, как на практике православные ценности могутвойти в Российскую школу, преобразить ее и внести в воспитательный процесс совершенныенравственные ориентиры и идеалы. Результаты нашего труда будут представленына XVI Международных Образовательных Рождественских Чтениях — крупнейшем церковно-общественномфоруме современности.
Начинаетсяновый учебный год, и с этим годом мы связываем особые надежды, особенное молитвенноеобращение к Царственным Страстотерпцам, поскольку этот год должен подготовитьнас и наших детей к дню 90-летия их мученической кончины. Царская семья путеводительствуетнам не только своей мученической христианской смертью, не только благочестивойжизнью, но и образом подлинного православного воспитания детей, что особенноважно для вас, педагогов. Своих детей Государь воспитывал так же, как был воспитансам — в духе православной веры и народных традиций: всей семьей они часто посещалиБогослужения, говели, трудились, участвовали в делах милосердия. Плоды такоговоспитания в Царских детях — чистота, целомудрие, святость. Предстоящий учебныйгод необходимо наполнить просветительской работой — надо раскрывать правду о жизни Царственных Страстотерпцев, искренне стремившихся воплотить в своей жизнизаповеди Евангелия, чтобы наши современные дети стремились подражать им и училисьмолитвенно к ним обращаться.
Эта святаяСемья свидетельствует о жизни духовной, о непреложности Заповедей Божиих средибезбожного и богоборческого мира. Те нравственные нормы, которые заповедал намГосподь наш Иисус Христос, не могут устареть или потерять свою значимость, как это пытается порой представить секуляризованный мир. Напротив,XXI век особенно остро ставит перед нами вопрос, какая цивилизация способнак дальнейшему существованию: духовно и интеллектуально возрастающая нация или духовно опустошенный народ?
Сейчас мыпожинаем плоды эпохи, которая вошла в историю как эпоха «Просвещения»,основоположники которой провозгласили борьбу с религией, с Церковью борьбойза «свободу» человеческой личности. Итогом этой борьбы стало не толькопорабощение человека грехом ("всякий, делающий грех, есть раб греха»),но и распад, деградация человеческой личности, потерявшей самый источник своегосуществования в Личности Богочеловека Иисуса Христа. Эти печальные «плоды»полностью показали себя именно к концу XX века, когда безнравственность откинуланекогда христианскую цивилизацию в дикие языческие времена дохристианской культуры.Наркомания, алкоголизм, детоубийства, демографический кризис, неизбежным образомстали неотъемлемой частью секуляризованного общества, которое стремится толькок наслаждению, отрекается от подвига послушания Богу и встаёт на путь богоборчества.Но те, кто живет так, забывают предостережение св. ап. Павла: «Не обманывайтесь:Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть своюот плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал.6, 7–8).
Каждый человексотворён Богом для блаженства, счастья, а счастье человеческое заключается в прославлении Бога, в жизни с Ним и по Его Заповедям. «Только одухотворенныйверой мир начинает жить полноценной жизнью, а человек обретает истинный смыслсвоего существования и способность к самоотверженной сознательной деятельности»,— отечески наставляет нас Его Святейшество, Святейший Патриарх Алексий II. Тварьне может существовать без своего Творца. В стремлении к Богу заключается истиннаяжизнь, жизнь вечная, блаженная, а отвергнув Бога, личность обрекает себя вечнуютоску по своему Создателю. По произволению Божию только нравственный человекпризван к бытию, именно поэтому человек, опирающийся на православные, христианскиеценности, имеет возможность жить вечно. Эта онтологическая связь человека с Богом и составляет основу православных ценностей в педагогике, когда ребенок«вос-питывается» высшими духовно-нравственными началами для жизнивечной.
Любое учебноезаведение — школа, училище или ВУЗ, светское или духовное — достигает образовательныхцелей тогда, когда сохраняет единство нравственного воспитания и образования.Тем более, этого единства в максимальном соединении знаний и жизни по этим знаниямнеобходимо достигать внутри спасительной церковной ограды — в духовных образовательныхучреждениях от церковно-приходских школ до Духовных Семинарий и Академий. Церковнаяшкола сегодня должна являть видимые результаты этой педагогической практикии стать ориентиром для всей отечественной педагогической традиции.
Особо обращаюваше внимание на то, какая ответственность возлагается ныне на тех педагогов,которые дерзают преподавать вероучительные и нравоучительные предметы, на законоучителей.От Вас требуются и глубокие догматические знания, и умение преподать их, донестидо детских душ неискаженным Евангельское учение, независимо от того, преподаете ли Вы в церковной школе, ведете ли факультатив по православной культуре в школеобщеобразовательной или являетесь катехизатором на приходе.
Все нашиусилия должны послужить изменению ситуации, в которой сегодня, к сожалению,часто безнравственность довлеет над нравственностью. Мы всеми силами стремимсяк тому, чтобы в России иерархию ценностей вновь возглавили такие понятия, как честь, целомудрие, справедливость, милосердие. Только принятие всеми участникамиобразовательного процесса (школой, семьей, государством, Церковью) приоритетанравственных ценностей позволит успешно решать следующие педагогические задачи:воспитание патриотизма и уважения к старшим, подготовка к семейной жизни, ответственномусупружеству и родительскому служению, раскрытие ценностей православного укладав жизни традиционной семьи.
Мы видимглавную цель образовательных мероприятий в том, чтобы голос Церкви, проповедующийИстину Христову, был услышан всеми, кто трудится на ниве образования и просвещения;мы призываем к свободному и доверительному диалогу, к сотрудничеству школы,государства и семьи с Церковью в столь важном деле, от которого прямо зависитнаше будущее, будущее нашей страны и наших детей.
АРХИЕПИСКОП ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ И ВЕРХОТУРСКИЙ ВИКЕНТИЙ
23 августа 2007
Выпущен сборник докладов III съезда православных законоучителей… 23.08.2007
Приветственное слово Патриарха Московского и всея Руси… 23.08.2007
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.