Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Новости → Газета «Городок» Красноуфимского района собирает сведения об исчезнувших деревнях

Газета «Городок» Красноуфимского района собирает сведения об исчезнувших деревнях

Издавна селились люди в тех местах, где раскинулись ныне земли Красноуфимскогорайона свердловской области. По Сибирскому тракту гнали каторжников.

Потом в этих же местах оседали ссыльно-поселенцы, которым запрещено было селиться в Центральной России.

Люди обживались,строили храмы, растили детей. И трудились — трудились на земле уральской, где,чтобы каждый колосок вырастить, нужно немало пота пролить. Ныне многих деревеньКрасноуфимского района, составлявших некогда словно бы россыпь ярких, веселыхкамней самоцветных в уральских предгорьях, уже не существует.

Об этом с горечью пишет красноуфимская районная газета «Городок»:

«СелоКрасносоколье… Природа здесь проста и причудлива одновременно. Цветущие или скошенные луга, сосновый бор, спрятавший в своей глуши ульи пасечников из Сокольяи Иргинска, лесные озера, молодые дубки — отголоски дубравы, крутые склоны,сплошняком поросшие клубникой, стога, пахнущие сухим и Что можно услышать в этой стороне, кроме гулкого шума соснового бора? Монотонный стук дятлов, свисткакой-нибудь птахи, шорох дождя запутавшегося в сплетенных ветвях сосен, разноголосоепение петухов по ночам, а утром — блеяние и мычание собирающейся в стадо скотины.Это внизу — в Соколье, а наверху, на горах, которые его окружают, тишина.

В старинувыходцы из Красносоколья образовали деревни Пантино, Мошкино, Подъельник…

Самым крупнымбыло Пантино: около 70 домов шло двухрядкой в одну улицу, да на хуторе околомелкого лесного озера домов 8–10 отстроено. Весной деревня выглядела как сад:развесистые черемухи скрывали под своими белоснежными платьями пятистенки и избушки победнее.

Поддубровкаи Пантино — одинаково красивые, но неповторимость им придавали разные деревья.Пантино утопало в черемухах, по весне деревенские брели по опавшему цвету, как по снегу. А Поддубровка весной стояла в зеленой нежной дымке, когда на березах,что росли по всей улице, распускалась молодая листва. Летом старые ветви деревьевсклонялись до самой земли.

Согласноисторическим документам, в Большом и Малом Подъельниках, в Пантино, в Поддубровкеи в Мошкино проживали государственные крестьяне — сословие, оформленное указамиПетра I из остатков некрепостного земледельческого населения. В отличие от помещичьихкрестьян государственные жили на казенных землях, пользовались отдельными наделамии платили казне феодальную ренту.

Крестьянежили своим трудом, каждая семья имела место под покос, делянку в лесу, держаласкотину, кто побогаче — лошадей. Одежду (самую необходимую) носили домотканую.Выращенную коноплю мяли на самодельном деревянном станке, парили, получали ткань,из которой шили нижнее мужское и женское белье и прочее по потребности.

Товары повседневногоспроса, а также ткани, нити, золото и прочее можно было купить на нижнеиргинскомбазаре, куда съезжались торговцы с окрестных деревень.

Советскаявласть разоряла семейства, нарушала крепкие крестьянские хозяйства и заставлялалюдей бедствовать… В деревне Пантино шла революция. Свирепствовала запоздалая,а скорее, нескончаемая продразверстка. Крестьянские сусеки выгребались подчистую.Выселяли кулаков — так стали называть крепких хозяев, добропорядочных тружеников.Люди сопротивлялись, спасали свое добро, прятали все, что можно было.

И в советскоевремя здесь уже были бедные поселения. Кругом степь да мелкие леса западныхуральских предгорий. Поистине глухомань. В 1930-е годы рванула молодежь из родногоПантино в город, подальше от тяжелой колхозной работы, от бессонных ночей. Уходилибосыми, либо в разных обутках, в одной одежке, которая потом служила еще и постельнымбельем, без паспортов, жили по квартирам, брались за любую работу — лишь быпристроиться, некоторые выходили замуж за городских, тогда они становились легальнымигорожанами.

Рванула молодежьиз Пантино, чтобы потом всю жизнь тосковать о своей бедной покинутой родине.На поверку вышло — беги хоть на край света, получай все материальные блага,а родина так и остается в тебе вечной саднящей болью…"

На местеисчезнувших деревень остались лишь поля, поля бывших колхозов и совхозов. Многиежители Пантино, Мошкино, Поддубровки и Подъельников осели в Нижнеиргинском —поближе к малой родине.

У жителейисчезнувших деревень, у их потомков не угас интерес к родному краю, к жизнипредков. Недаром постоянно собираются они там, где стояли раньше деревни. Вспоминают,кручинятся… И думают о том, как возродить былое, утраченное. Деревни не вернешь— но память о том, как сельчане жили в старину, не должна исчезнуть, сгинуть.

Именно потомукрасноуфимская районная газета «Городок» собирает воспоминания жителейисчезнувших деревень Красноуфимского, Ачитского, Нижнесергинского районов. Покастарожилы еще с нами — надо по крупицам собрать, записать их рассказы, воспоминания.А может быть, кто-то поделится старинными фотографиями и документами из семейногоархива. Чтобы знали об этом многие будущие поколения.

 

23 августа 2007

Август 2007
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс