Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Новости → В нижегородском Благовещенском монастыре завершается монтаж фарфорового иконостаса, изготовленного на заводе «Фарфор Сысерти»

В нижегородском Благовещенском монастыре завершается монтаж фарфорового иконостаса, изготовленного на заводе «Фарфор Сысерти»

Изготовление фарфорового иконостаса — до недавнего времени новшества в церковном убранстве — очень долгая и трудоемкая работа. Над фарфоровыми формамитрудятся профессиональные скульпторы и архитекторы, а росписи для изделий разрабатываютживописцы.

Уральские мастера и исследователи смогли восстановить старинную технологиюизготовления таких произведений, и сегодня уже не один российский храм украшенфарфоровым иконостасом. Еще один из них скоро будет смонтирован в восстанавливаемомхраме святителя Алексия в Благовещенском монастыре Нижнего Новгорода.

Около 200лет назад в России существовало товарищество по производству фарфорово-фаянсовыхизделий Матвея Кузнецова. Мануфактуры достались ему в наследство от деда. Внук,продолжая семейное дело, по-прежнему занимался изготовлением предметов обихода,но и стал новатором в своей деятельности — промышленнику пришла в голову идеяизготовить фаянсовый иконостас.

И не прогадал— такие иконостасы оказались ничем не хуже традиционных — более того, имеютявные преимущества — в практичности, например. Краска фарфоровых иконостасовне тускнеет и не стирается, ее не приходится подновлять. Даже такой вопрос как чистка подобных произведений — и тот решается в пользу фарфора — в этом случаене требуется специального умения. Эти иконостасы прочны — они не рассыхаютсякак дерево, нарядны, и не дороже обычных.

Но, как и многое доброе старое, эта находка промышленника была хорошо забыта в советскиегоды. Да это и понятно: кому бы пришло в голову изготавливать иконостас, когдамногие советские люди верила, что им покажут по телевизору последнего священника?А бесценная технология, между тем, была утрачена.

Но всегдана Руси были умельцы и мастера, способные удивлять мир. Изобретение промышленникаКузнецова обрело вторую жизнь с возрождением в стране веры, храмов и монастырей,старых добрых традиций. Восстановить технологию изготовления фарфоровых иконостасовсмогли уральские мастера.

Оказалось,что изготовление фарфорового иконостаса — очень долгая и трудоемкая работа.Над формами трудятся профессиональные скульпторы и архитекторы, а росписи для изделий разрабатывают живописцы.

Процесс превращенияжидкой фарфоровой массы в прочный белоснежный материал состоит из несколькихпоследовательных операций.

На производствоодной только детали уходит около двух месяцев. Сначала по изготовленной моделиделают специальные гипсовые формы, затем происходит отливка. Форма выдерживаетсянесколько часов, после чего на свет рождается еще сырая и хрупкая деталь. Отливка— это только самое начало. Для придания получившимся хрупким коричневатым предметампрочности, их дважды обжигают в специальных печах несколько часов подряд привысокой температуре. Здесь же, в цехе обжига, если это необходимо, предметыглазуруют в соляном растворе.

Только потомв живописной мастерской художницы тщательно наносят на детали рисунок. Беличьякисть и перо — основные инструменты художников. Краски используются специальные— сухая смесь разводится скипидаром и маслом до пластичного состояния, а затемнаносится на изделие.

После этогофарфор в последний раз идет в печь на обжиг. Все цвета закрепляются, некоторыестановятся ярче, некоторые меняют оттенок. Невзрачный голубой становится бирюзовым,а, например, из неприглядного коричневого рождается золото.

Так, в итогекропотливой работы десятков мастеров на свет появляются иконостасы изумительнойкрасоты.

Мастера предприятия«Фарфор Сысерти» освоили производство церковной утвари сравнительнонедавно, но за несколько прошедших лет плоды их трудов разошлись по многим российскимхрамам. Сегодня сысертские фарфоровые иконостасы украшают храмы Москвы, Валаама,Екатеринбурга, соборы Невьянска, Верхотурья. И один из них в скором временистанет украшением нижегородского храма. Уникальный фарфоровый иконостас устанавливаютв восстанавливаемом храме святителя Алексия в Благовещенском монастыре НижнегоНовгорода. В городе это будет первый опыт установки подобного иконостаса. Но кто знает: может быть не последний?

 

17 августа 2007

Август 2007
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс